Возвышается над Смоленском Успенский собор несмотря на то, что он не расположен на самом высоком холме. Почему же так? В месте, удачно выбранном нашими предками для строительства храма? Или в архитектурном облике собора, который, даже если и не соответствует требованиям определенного стиля, но, впитав в себя несколько из них, приобрел свойство притягивать взгляд? Или, может быть, по мощным меркам сооружения, с которыми не могут конкурировать даже современные высотки, кажутся по сравнению с ним тощими и несколько ненадежными? Но независимо от того, сколько объяснений мы находим, все равно остается неясным, как этот массивный, не обладающее легкими архитектурными формами собор, несмотря ни на что, взмывает в небо.
Место где стоит собор считается колыбелью христианского Смоленска. Но где располагался языческий город изначально, начиная с IX века, ученые, занимающиеся историей Смоленска, пока не дали четкого ответа. Если предположить, что оно обосновалось на Соборной горе с момента ее основания, то возникает вопрос: куда делся ранний культурный слой (при раскопках в этом месте был выявлен культурный слой конца XI века)? Если родиной Смоленска было Гнездово (деревня в 12 километрах к западу от города), хорошо известное в IX-XI веках, чему есть многочисленные доказательства, то почему смоленские князья предпочли Соборный холм, который был не самым удобным для проживания?
Здесь нет источников питьевой воды, он находится далеко от пристани, на его крутых склонах было трудно разбивать огороды и пасти скот.
Единственное преимущество: это место было надежно защищено естественными границами (овраги, река Днепр, крутые склоны) и искусственными укреплениями - крепостной вал и частокол, внутри которого находилась резиденция смоленских князей.
В 1101 году Владимир Мономах, в то время - удельный князь Смоленска, "заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью". Это было первое каменное сооружение в древнем городе. И стояло примерно на том же месте, где в настоящее время находится Успенский собор, но было намного меньше.
О старом Успенский собор упоминается в торговом договоре Смоленска с Ригой и Готским побережьем (1229), поскольку именно в нем находился стандарт "вощеного пуда".
Согласно легенде Меркурий Смоленский был похоронен здесь (он спас город от татарского разорения). В 1514 году после взятия Смоленска, который в течение ста десяти лет до этого был частью Великого княжества Литовского, Великий князь московский Василий III слушал обедню в храме.
А потом произошли события, в результате которых собор Мономаха стал, можно сказать, национальным символом, но чтобы это произошло, ему нужно было прекратить свое существование. В 1611 году после 20-месячной осады поляки ворвались в Смоленск. Оставшиеся в живых смоляне укрылись за стенами городской святыни. И тут, в разгар битвы, прогремел страшный взрыв. Когда дым и пыль рассеялись, перед изумленными захватчиками предстала леденящая душу картина: разрушенный собор, под развалинами которого горожане нашли свою смерть.
До сих пор идет спор о том, что стало причиной взрыва собора Мономаха. Была ли это воля последних защитников, пожелавших принять мученическую смерть, но не сдаться врагу. Или это была воля провидения: снаряд попал в пороховые склады, расположенные на склоне Соборного холма. Прогремел оглушительный взрыв, старые стены собора не выдержали и рухнули под ударом взрывной волны.
На развалинах собора, поляки попытались построить свою собственную церковь (костел), но вскоре отказались от этой затеи. После возвращения Смоленска в состав Российского государства решили возвести на Соборной горе новый собор, которому предназначалась функция не только кафедрального храма, но и памятника героическим защитникам города 1609-1611 годов. Это строительство затянулось почти на сто лет и стало головной болью для нескольких поколений архипастырей.
Вот как это было. В 1674-1675 годах разобрали до основания, в то время как 15 тысяч кирпичей оказались вполне подходящими для нового храма (качеству строительного материала древних времен можно только позавидовать). В 1676 году царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового храма в Смоленске и подкрепил документ выделением 2 тысяч рублей и 700 тысяч кирпичей.
Год спустя архиепископ Симеон обратился к новому царю - Федору Алексеевичу с просьбой увеличить смету. Он разозлился, обвинив смолян, выражаясь современным языком, в гигантомании. Необходимо было, по мнению царя-батюшки, сначала оценить свои возможности, то есть средства, а потом строить. Но у Симеона были свои аргументы - указ, подписанный бывшим царем (не случайно он слыл добрым и отзывчивым человеком), в котором прописаны эти весьма грандиозные размеры. Царю Федору Алексеевичу пришлось признать право на строительство (Смоленский Успенский собор почти вдвое выше Московского Успенского Кафедральный собор).
Федор Алексеевич удовлетворил просьбу смолян и даже распорядился собрать в смоленской земле 150 печников из-за нехватки строителей-каменщиков. И все же, несмотря на царскую помощь, строительные работы были приостановлены на долгое время. Мастер Алексей Корольков, строивший собор, решил отказаться от проекта из-за экономии строительных материалов. Он отменил четвертую стену в иконостасе и поэтому края алтаря не были закрыты капитальными стенами. В результате алтарная часть отделилась от фундамента, возникла угроза ее обрушения.
Строительство было заморожено и возобновилось только в 1712 году - более чем через 30 лет. В 1728 году епископ Гедеон Вишневский прибыл в Смоленск. Он сразу же развил бурную деятельность, чем заслужил уважение смолян. Используя свой авторитет, он собрал с прихожан 30 тысяч рублей, попросил у правительства еще три тысячи и начал активно достраивать собор. Наконец купала грандиозного сооружения засияли над городом.
Но радость была недолгой: через двадцать лет после освящения собора центральный барабан обрушился, повредив остальные главы, в сводах появились трещины. И снова экономика дала сбой: по некоторым данным, мастера набирались не из числа профессионалов, которым нужно было соответственно платить.
Следующий епископ - Парфений Сопковский идет по стопам своего предшественника: собирает от прихожан 45 тысяч рублей, да еще императрица Екатерина я озаботилась участью смоленского Собора и пожертвовала на его реконструкцию около 12 тысяч рублей «из доходов государственной коллегии экономии». Здание было перестроено в который раз, семь куполов сменили пять глав, причем центральному барабану, выполненному из дерева, предназначалась исключительно декоративная функция.
Подписывайтесь, ставьте лайки и комментируйте! Тем самым вы помогаете моему каналу продвигаться.