Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. С портрета кисти Рослина на нас смотрит молодая женщина в роскошном парике, одетая в платье XVIII века. Ее трудно назвать красавицей, хотя она и слыла таковой. Вероятно, привлекательности ей придавало то, что ценилось тогда в женщинах больше прелестного личика — изящество, манеры, дорогие наряды, остроумие и, главное, богатство. Это портрет княгини Натальи Петровны Голицыной, в девичестве Чернышовой. Ее облик и факт биографии увековечены в образе старой графини в "Пиковой даме" Пушкина. Он сам признавал, что взял княгиню как прототип и отмечал, что это поняли все, в том числе при дворе, и "кажется, не сердятся".
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Внучатый племянник Натальи Петровны князь Сергей Григорьевич Голицын как-то в компании, где присутствовал и Пушкин, рассказал о ней такую историю: как-то раз князь сильно проигрался, положение было отчаянное, и бабушка решила ему помочь, открыв тайну трех карт, при помощи которых можно отыграться. Ей самой эту тайну открыл, якобы, граф Сен-Жермен, когда княгиня в годы молодости блистала в парижском свете. Голицын с помощью этих карт отыгрался. Эта история вдохновила Пушкина.
Насколько правдив был рассказ князя, неизвестно, но личность княгини Голицыной была весьма интересной.
Эта женщина обладала властным, сильным характером и умела внушать трепет всем, кто ее видел. Такова была сила ее харизмы. До самой старости она была в центре внимания, засвидетельствовать ей свое почтение приезжали, как к какой-то королеве. Она милостиво позволяла поклоняться себе. С юности она была фрейлиной и сохранила свой статус при трех монархах, начиная от Екатерины II и заканчивая Николаем I. К старости она потеряла миловидность, зато обзавелась усами, за что ее за глаза называли Усатой княгиней или Усатой феей.
Ее детство прошло в Англии, где отец Натальи граф Чернышов был посланником. Наталья получила прекрасное образование, владела четырьмя языками, притом русским — хуже остальных. Когда графа Чернышова отправили посланников во Францию, юной Наталье пришла пора блистать на версальских балах.
Вернувшись в Россию, в 21-летнем возрасте она вышла замуж за князя Владимира Голицына, человека очень красивого внешне, но внутренне пустого. Голицыны жили то в Париже, то в Лондоне, там же росли их сыновья. Во время французской революции пришлось вернуться в Петербург.
Старея, княгиня Голицына кристаллизовала свой крутой нрав. С высокопоставленными особами она вела себя надменно, с теми, кто был ниже ее по положению, наоборот, приветлива. Она вела хозяйство железной рукой, активно внедряла в своих поместьях картофель, оборудовала свои фабрики новыми станками, а в 1824 году стала даже почётным членом Научно-хозяйственного общества.
Старая княгиня умерла в 1837 году, ей было чуть ли не сто лет.
Читайте еще на моем канале:
Художник с двумя именами: Роже де ла Пастур и он же Рогир ван дер Вейден
Почему в искусстве XIX века любили изображать Торквадо Тассо в заточении