Скажу прямо. Она связана с достижениями науки, которая называется "Психология", а конкретнее "Детская психология". Особенно это проявляется в американской детской литературе. Каждый читатель понимает, что литература связана с жизнью. И с тем, что происходит помимо литературы. Все переплетено. И вот бурный послевоенный спурт детской психологии как науки привел к тому, что ее достижения стали проникать в повседневную жизнь учителей, родителей и детей. Поведение ребенка стало пониматься все лучше. И результаты исследований плавно перетекли в школы и в библиотеки. И вот уже выросли несколько поколений писателей, для которых более продвинутое понимание детского поведения было уже просто элементарной частью их интеллектуального багажа. Результат не заставил себя долго ждать. Дошкольная и школьная англоязычная литература стала безусловным лидером на долгие годы.
У нас это понимается плохо. С трудом. Причина в том, что литературное произведение воспринимается исключительно как плод творчества писателя, занимающегося особым видом деятельности внутри некоего особого творческого процесса, живущего по своим законам. О ключевых трендах в детской литературе, которые прямо завият от психологической компетентности писателей, я расскажу подробно, разбирая важнейших авторов.
А сейчас я приведу пример, показывающий переплетение психологического нон-фикшн для детей и художественной литературы.
На английском издается много очень качественных книг по психологии для подростков. Вот одна из них. "Как справиться со стрессом в средней школе", написанная доктором психологии Сильви Гуэрра.
Прочтем аннотацию.
Книга «Как справиться со стрессом в средней школе» — это часть замечательной серии книг, разработанной экспертом-психологом и редактором серии Бонни Цукер, которая достоверно отражает опыт средней школы. Эти научно-популярные книги умело проводят школьников через трудные годы между начальной и старшей школой при поддержке старшего брата, которому доверяют, или любимой тети, тайно предлагающей жизненные уроки и основанные на фактах навыки преодоления трудностей. Читатели «Guts» Рейны Телгемейер узнают похожие стратегии психического здоровья и хорошего самочувствия, а поклонники серии книг Джеймса Паттерсона «Средняя школа» оценят честный взгляд на неопределенность и хаос, которые могут привнести ученики средних классов. Серия Kid Confident предлагает то, что нужно детям, чтобы получать удовольствие от всего этого и ориентироваться в средней школе с уверенностью, юмором, перспективой.
Кроме того, Джефф Кинни, автор "Дневника слабака" отзывается об этой научной книге так: «Умно и важно!»
То есть психологические пособия для школьников отрабатывают те же передовые поведенческие стратегии, что и романы и повести, издаваемые миллионными тиражами. В произведениях же современных российских писателей больше присутствуют интересные наблюдения за современными детьми, но совершенно отсутствуют поведенческие модели и стратегии, исследованные и отработанные психологической наукой.
Мне кажется, что полезно обратить на это внимание. Постараюсь показать разницу, сравнивая конкретные книги в ближайших статьях.