Найти тему
Тот самый «Епихин»

Чем хороши симуляторы в образовании?

Не смотря на то, что слово «симулятор» звучит весьма пошло, но в действительности им называют много полезных вещей, например, тренажеры, которые могут очень успешно применяться в образовательном процессе.

Впервые я столкнулся с тренажером-симулятором бурения типа АМТ еще обучаясь в вузе. Мы на нем готовились к выезду на олимпиаду по бурению в Тюмень. Но самое обидное было в том, что год шел 2009, а тренажер стоял на кафедре чуть ли не с 2003 года! И расчехлялся по очень большим праздникам - либо как в нашем случае - для подготовки сборной, либо для того, чтобы козырнуть перед заезжими гостями. Понятно, что пользы от 1-2 тренировок мы никакой не получили, учитывая, что в Тюмени нас ждал грандиозный DrillSim 5000 (надеюсь не ошибаюсь).

Потом, со временем, благодаря труду и активности моих коллег на нашей кафедре появился еще и тренажер для отработки сценариев по управлению скважиной при ГНВП из поколения ГЕОС. Начиная с 2015 года они вместе с АМТ стали все активнее вводиться в образовательный процесс, но отмечу, что сейчас, глядя на их объемы работы, я понимаю, что это настолько малая наработка, что стыдно говорить. А тренажер должен работать!

-2

Начав свое путешествие в области обучения на допуски IWCF я познакомился с разными версиями симуляторов - портативные и полноразмерные ГЕОС и DrillSim, виртуальные тренажеры от различных индийских разработчиков и так далее. На настоящий момент общее число часов работы на тренажерах разных типов у меня составляет более 250, что считается весьма внушительным показателем. Поэтому, думаю, что могу отметить основополагающие моменты, которые важно понимать, когда Вы приобретаете симулятор. Итак, поехали:

  1. Тренажер должен «работать». Не раз в год, не ради красоты и демонстрации, а именно пахать, отрабатывать свою стоимость. Важно помнить, что год от года он морально устаревает и важно по максимуму использовать его ресурс. Кроме того, важный секрет - длительное хранение его в помещении без работы приводит в запылению контактов и не редки случаи, когда он просто замыкает и перегорает при очередном запуске.
  2. К тренажеру должен быть разработан комплект документов - сценарий технологической операции или инцидента и чек-лист оценки. И это минимум. Ибо импровизация и просто «покажем, что есть» приводит к технической импотенции тренажера, как обучающего инструмента.
  3. С тренажером должен быть закреплен специалист, который за несколько сотен часов работы «срастется» с ним и сможет выполнять любые задачи, исправлять любые лаги. Ведь легче всего потерять авторитет перед обученными, если ты учишь на том, с чем сам на «Вы».
  4. Тренажер должен по максимуму задействовать свой функционал и это опять же к вопросу о специалисте, ответственном за его эксплуатацию. Конечно, можно использовать его и выборочно, но тогда в чем смысл приобретения такой дорогой игрушки?
  5. Идеально, когда тренажер позволяет отрабатывать сценарии максимально приближенные к реальным условиям производства. Простые демонстрационные инструменты типа бродилок или версии, которые не имеют ничего общего с производством - мало того, что не несут никакой пользы, но и вводят в заблуждение слушателей, которые обучаются впервые. Те же, кто учится повторно глядя на жесткие несоответствия начинает относиться к самому обучению скептически.
  6. Всегда должна быть связь с ответственными специалистами от производителя, для получения оперативных консультаций и решения технических вопросов.
-3

Если говорить о курсе управления скважиной при ГНВП, то для меня тут имеется без вопросов два гранда - ГЕОС и DrillSim. Остальным, с которыми мне удалось поработать, не хватает либо простоты исполнения, либо наоборот исполнение слишком примитивное.

Ну, а если сравнивать между собой три варианта исполнения: стационарный (Во всю аудиторию), мобильный и виртуальный, то с точки зрения знакомства с реалиями технологических процессов, конечно, стационарные версии вне конкуренции. Но это больше важно для учащихся учебных заведений. Для обучения специалистов с производства наиболее оптимальной версией является мобильная версия, которая частично воспроизводит технологические процессы, но позволяет оперативно развертывать тренажер на новом месте и достаточно легко его перевозить. Что касается виртуальных версий тренажеров, то они меня пока не впечатлили.

Вот, как-то так. Надеюсь, что сей опыт полезен для Вас.

Ваш Тренер

Тот самый Епихин

#епихин #педагогика #симулятор