Новый механизм приема на целевое обучение вызывает ассоциацию с подарком данайцев защитникам Трои. Он впечатляет масштабностью и высотой полета юридической мысли, окрыляет торжеством идеи доступности и публичности. Но в его нормах, как в брюхе троянского коня, кроются сюрпризы: во-первых, солидный набор инструментов для завинчивания гаек целевикам, во-вторых, множество вопросов по поводу того, как нововведения будут реализованы на практике и что из этого получится.
Прозрачно или призрачно?
14 апреля был подписан Президентом РФ и официально опубликован Федеральный закон от 14.04.2023 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"», призванный усовершенствовать механизм приема на целевое обучение.
Как он работает сейчас? В общих чертах это выглядит так: абитуриент, используя все имеющиеся ресурсы, самостоятельно ищет будущего работодателя, заключает с ним договор, прикладывает его к заявлению о приеме в вуз и участвует в конкурсе на места в пределах квоты, выделенной заказчику. В некоторых регионах поиски напоминают бег с препятствиями в виде коррупции и кумовства. Награда победителю - практически гарантированное поступление на бюджет. А если количество заключенных заказчиком договоров совпадает с количеством мест в его детализированной квоте, слово «практически» можно вычеркнуть.
Что изменится с 1 мая 2024 года, когда новые положения Закона об образовании вступят в силу? Заказчики целевого обучения будут размещать на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» предложения о заключении договоров о целевом обучении. Они должны содержать следующие сведения:
- кем и где будет работать целевик после получения диплома;
- в какие вузы и на какие направления подготовки и специальности он может поступить;
- на какие меры поддержки во время учебы и отработки вправе рассчитывать;
- требования к претендентам с учетом ограничений, связанных с особенностями трудовой деятельности;
- требования к успеваемости в вузе и порядке сокращения мер поддержки в случае их невыполнения;
- контакты лиц, ответственных за организацию заключения договоров о целевом обучении.
Любой желающий сможет откликнуться на предложение и подать заявку на заключение договора о целевом обучении
- в бумажном виде, непосредственно обратившись к заказчику или в вуз, где должно быть организовано целевое обучение;
- в электронном виде через ЕПГУ одновременно с подачей заявления о приеме на обучение.
Также ему будет необходимо представить сведения, подтверждающие соответствие требованиям заказчика.
Согласно нововведениям, договор о целевом обучении заключается только после издания приказа о зачислении, но не позднее начала учебного года.
Таким образом, начиная с приемной кампании-2024 поступить в вуз по целевой квоте можно будет при соблюдении абитуриентом трех условий:
- Отвечает требованиям заказчика.
- Дал согласие на заключение договора о целевом обучении.
- Прошел по конкурсу.
То есть субъективность заказчика на результат никак не повлияет. Все претенденты получат равные шансы, а решающую роль сыграет конкурсная сумма баллов.
Обратите внимание!
Обязанность заказчика размещать на платформе «Работа в России» предложения о заключении договоров о целевом обучении не распространяется на прием в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
Свои особенности заключения договора имеются при отборе кандидатов на целевое обучение с последующим прохождением государственной или муниципальной службы.
Заказчик, не требуй лишнего!
Сегодня заказчики могут выдвигать к кандидату в целевики любые условия. Кто-то ставит во главу угла постоянную регистрацию в определенном субъекте РФ. Кому-то важно подшить в личное дело мотивационное эссе.
С 2024 года перечень требований, которые заказчики вправе предъявлять к претендентам на заключение договора о целевом обучении, будет унифицированным. Его должно определить Правительство РФ.
Пока можно с уверенностью сказать, какие условия в перечень не войдут. В Законе от 14.04.2023 № 124-ФЗ оговорено, что это требования к учебным достижениям и квалификационные требования к уровню образования.
Утешительные призы
Кроме прозрачности и общедоступности приема на целевое обучение поправки содержат еще несколько приятных моментов для абитуриентов, которые избрали это условие поступления в вуз.
Так, законодатель установил максимальный срок отработки. Сегодня определена лишь его нижняя граница – три года. С 01.05.2024 вводится и потолок, который нельзя превышать, - пять лет.
Позаботился Закон № 124-ФЗ и о финансовой поддержке поступивших в пределах целевой квоты. Согласно ему, объем мер материального стимулирования в период обучения должен быть не ниже размера государственной академической стипендии. Теперь прижимистым заказчикам, которые выплачивают целевикам по 400 – 500 рублей в месяц, придется раскошелиться.
Наконец-то в законодательство включена норма о праве целевика досрочно расторгнуть договор в том случае, если заказчик не предоставляет прописанные в нем меры поддержки.
Новые гайки для закручивания
Но без ужесточения условий заключения целевого договора все же не обошлось.
Во-первых, с 2024 года воспользоваться правом поступления в пределах целевой квоты можно будет, подав заявление о приеме только в один вуз и только на одну образовательную программу бакалавриата или специалитета.
Действующий Порядок приема куда гуманнее. Он разрешает абитуриенту участвовать в целевом конкурсе во всех вузах, в которые он подал заявление о приеме, и в каждом из этих вузов - по детализированным целевым квотам по всем специальностям и/или направлениям подготовки, по которым он поступает на обучение.
Во-вторых, Закон № 124-ФЗ ввел новый вид ответственности. Если зачисленный в пределах целевой квоты откажется заключать договор или решит его расторгнуть в одностороннем порядке до первой промежуточной аттестации, то ему грозит отчисление или перевод на платное обучение.
Не менее строг законодатель в подобной ситуации и к заказчику. Если тот откажется от заключения договора с гражданином, принятым на обучение в пределах целевой квоты, или расторгнет договор в одностороннем порядке до первой сессии, то выплатит штраф в размере бюджетных расходов за первый год обучения.
Штраф за неисполнение заказчиком обязательств по трудоустройству, а целевиком – по отработке сохраняется. Но отныне он не будет выплачиваться вузу – его зачислят в бюджет того уровня, за счет которого финансировалось обучение.