Моё знакомство с духовной литературой началось с Библии. Однажды открыв, я сделала её своей настольной книгой. Нельзя сказать, что я глубоко проникала в суть Священных текстов, хотя было много волнующих меня вопросов. Я просто много читала и запоминала мудрые мысли оттуда, многие из которых надолго стали житейскими афоризмами. Их можно было использовать как подходящую заготовку в разговоре. Например, в компании, обсуждающей кого-то за спиной, вдруг обронить что-то типа: «Не судите, да не судимы будете»...
Или дать дружеский совет - возлюби ближнего, как самого себя. Или в ответ на критику сказать - вынь бревно из своего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза другого.
И это вошло у меня в привычку. Было очень удобно прятаться за чужим авторитетом, используя неоспоримые истины. Окружающие молча уходили от диалога: кто же будет спорить с очевидным. А мне казалось, что это говорит о моей осведомлённости и образованности в разных вопросах, и что все это видят и ценят.
Но однажды моё комфортное существование было разрушено самым неожиданным образом. Разговаривая как-то со своим 15-летним сыном, я высокопарно ответила ему очередной цитатой. Её содержание безупречно соответствовало теме разговора и, по моему мнению, должно было стать убедительным аргументом. Но он, посмотрев на меня, в ответ спросил:
- Мама, а почему ты пользуешься чужими мыслями? А где же твои?
Даже сейчас, когда я пишу эти строчки, я помню, до мельчайших подробностей, свои ощущения в тот момент: то, как неуютно мне стало, как я смотрела с удивлением на сына, как пыталась оправдаться, и как он был при этом спокоен. Единственный человек, который смог высказать то, что думали, но не говорили, другие. Это был удивительный урок смелости и честности, после которого во мне всё всколыхнулось и перевернулось.
Давно это было, но помнится до сих пор.
__________
MW, «Человек. Мир. Гнозис»