Найти тему

Оказывается, «Песняры» были против советской власти. А мы и не знали…

Оглавление

Я принадлежу к тому поколению, которое застало уход советской эстрады со сцены и замену ее так называемыми «поющими трусами». Много шума, помады, необузданных движений плоти, заливистых текстов, но полное нравственное оскудение и музыкальная безвкусица.

Поэтому, когда среди всего этого балагана по ТВ вдруг транслировались архивные записи исполнителей прошлого, их хотелось слушать и слушать.

Так я и познакомилась с творчеством «Песняров». Их тонкие лирические композиции, например, «Вологда» или «Беловежская пуща» запоминались. Здесь была и красивая музыка, и хорошие стихи, и профессиональное исполнение, которое брало за душу.

О том, что при содействии министерства культуры Белоруссии и Первого канала РФ сняли сериал об этом коллективе, я узнала только из интернета.

Сериал называется «За полчаса до весны».

Пересмотрела все доступные пока серии. И глубоко задумалась.

Ну что это за тенденция такая?

Если снимаем кино, эксплуатируя тему ностальгии по утраченному советскому прошлому, так нужно обязательно это прошлое измазать грязью. Мол, ничего хорошего в той стране не было: ругань, пьянь, нищета, злые кгбешники, недалекие чиновники, драки, откровенная эῥотика, дефицит. Подчеркивается, что в СССР даже сделать ничего стоящего не могли (хоть обувь, хоть гитару), приходилось дико изворачиваться, чтобы импорт купить за бешеные деньги.

А «Песняры» так вообще все поголовно были ярыми антисоветчиками: одевались на западный манер, жизнь вели распущенную.

Этакие «Битлы» на советский лад. Даже по дорогам также ходили.

Но только «битлы» шли по хорошей асфальтированной ровной дороге, а нашим досталась какая-то сельская размазня с песочком и досками вместо белых линий.

-2

Если честно, мне за легендарных «Песняров» даже стало обидно. Хотя я очень мало знаю о реальной жизни этого коллектива. Его основатель и почти бессменный руководитель Владимир Мулявин в 2003 году умер, но ведь многие из музыкантов и сегодня живы!

И каково им смотреть такое кино, где полным-полно напраслины?

А главный герой?

Сюжет строится вокруг личности главного героя Владимира Мулявина. И здесь между собой перемежается настоящее (начало 1970-х годов) и его детство, отрочество, юность, молодость.

Много говорится о той беспросветной нищете, в которой он когда-то существовал. Как отец пил, почти бил, ушел из семьи, как мать работала, как жильцы грязной и прокуренной коммуналки плохо относились к нему и его брату.

-3

Как сам Владимир от нужны пошел воровать на местный рынок и только встреча с бывшим заключенным, работавшим в местном ДК и учившим детей игре на гитаре, в итоге помогла ему вырваться с этого а_да.

А потом показывается, как герой бунтует и ругается со всевозможным начальством.

-4

Кстати, в сериале сравнивают его – гения-бунтаря и другого музыканта – его соперника, который только и делал в жизни, что строил партийную карьеру.

Именно этот партийный антагонист и говорит Мулявину ключевую фразу сериала: «Давай как все. Без выпендрежа».

Но сериальный Мулявин, чем-то напомнивший мне Есенина в исполнении Сергея Безрукова, хочет всем доказать, что он гений, поэтому никого не слушает, готов ходит буквально «по головам» собственных товарищей.

Жену готов тоже предать.

Честно говоря, этот конфликтный герой производит отталкивающее впечатление.

А где музыка?

Как известно, «Песняры» создали огромное количество настоящих шедевров. Чтобы понять это, достаточно прослушать старую запись их концерта. Но в сериале этого всего нет.

Песни часто поют другие авторы. И то поют как-то куце, в один куплет. Показываются долгие и нудные репетиции, поиски нужных инструментов, внутренние конфликты между членами группы.

И сами музыканты выглядят как-то нелепо: внешне на «Песняров» похожи (и одежда, и парики, и усы). А вот внутреннего содержания нет.

Мне это напомнило сериал «Раневская» только что показанный по «Первому каналу». Там тоже авторы пытались переиграть сцены, созданные гениальной актрисой, но все это у них выходило неубедительно и блекло.

И у зрителей возникал закономерный вопрос: «А что это такое? За что такую банальную Раневскую любили миллионы зрителей?»

Самое радостное событие

Антисоветский подтекст сквозит во многих сценах фильма. Он постоянно напоминает о себе. Самое радостное событие для «Песняров» - это визит в ГДР.

-5

Только там они понимают, что им удалось вырваться из «унылого» совка и побывать на настоящей рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда».

Оперу эту хвалят в фильме невероятно, как будто это что-то сродни творениям гениального Моцарта.

Эту оперу я видела на сцене. Может быть, постановка была слабой. Но не вдохновилась совсем. Ее у нас много в начале 90-х годов ставили. Но народ интереса не проявил. Поэтому тема эта угасла. Видимо, опера родилась в рамках протестантской культуры и нашему пониманию христианства не подходит.

Оно у нас другое. Пасхальное, торжественное и величаво-традиционное.

Разные детали, которые смущают

В сериале можно найти много «ляпов». Но не они меня задели.

Мне показалось странным, что Мулявин с братом, придя в молодости на концерт в Томскую филармонию, пренебрежительно отзывается о классической музыке. Он готов сбежать из зала, однако остается, видя свою будущую жену, выступающую с номером художественного свиста.

Также нелепо выглядит сцена, когда студенческий оркестр уныло играет советскую классику («Ландыши»), но главный герой вдруг призывает всех выбросить ноты, и ребята с необыкновенным воодушевлением зажигают американскую джазовую мелодию «Чаттануга Чу-чу» («Chattanooga Choo Choo»).

Да уж. Что там «Ландыши» по сравнению с этим бешеным ритмом и звуком!

Меня также покоробило, что песняры украшают свою студию, где репетируют, портретами зарубежных рок-музыкантов, но как только к ним приходят ответственные члены партии, то сразу переворачивают эти портреты.

На одном из них оказывается Ленин.

Это какая-то глупость. Кабинеты чиновников, актовые залы учебных заведений, действительно, украшали портретами вождя. Но в тесных кабинетиках музыкантов их не было.

А зачем это все снимали?

Этот вопрос больше всего на протяжении просмотра не давал мне покоя.

Унизить советскую действительность?

Но ведь именно это будет расходиться с воспоминаниями большинства зрителей. Тем более телевидение смотрят представители старшего поколения, которые все хорошо помнят.

Если у даже у меня («Песняров» вживую вообще никогда не видевшей) это взывает отторжение, то что и говорить про тех людей, которые любят их творчество с самого детства? Или реально бывали на их концертах?

Самое обидное, что сериал не вызывает интереса к творчеству этого ансамбля у тех, кто о них вообще практически ничего не слышал.

Он передает какие-то склоки, муки творчества, пустые разговоры и суету.

Получается, что в СССР даже «лучшая музыкальная группа» была каким-то бесцветным подобием «Битлов».

А ведь снять было можно совсем иначе.

Мне вспомнился фильм «Мы из джаза», созданный ранним К. Шахназаровым. Сколько там было музыки и жизни!

А здесь… Даже говорить нечего.

Позволю себе высказать дерзкую мысль: а, может, все это делается специально?

Специально создаются такие сериалы, чтобы опошлить и очернить разрушенный СССР, чтобы еще раз вбить гвоздь в гроб уже погибшего «врага»?

Может быть, Эрнст просто выполняет чей-то заказ? Кстати, по слухам у него сейчас идут съемки сериала об Игоре Талькове. А там можно такого наснимать про «плохую» советскую власть, что «мама, не горюй».

А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые читатели?