В Эстонии проживало около полутора миллионов человек, и по населению она занимала в СССР последнее место. Но это не мешало местной киностудии выпускать отличные приключенческие фильмы, драмы и культовую кинофантастику.
Как таковое эстонское кино зародилось ещё в 1923 году, но до присоединения Эстонии к СССР на студии в Таллине выпускали, в основном, видовые и документальные фильмы. Начало съёмок художественных фильмов эстонского производства выпадает на 1954 год, а название "Таллинфильм" было получено только в 1963. Хотя Эстонская ССР - самая маленькая по численности населения в СССР, она добилась, чтобы её киностудию назвали по имени столицы, а не всей республики, в противоположность "Казахфильму", "Узбекфильму" или даже соседней "Литовской киностудии". Первые два фильма в Таллине снимали вместе с "Ленфильмом", а по-настоящему самостоятельной стала картина "Яхты в море", выпущенная режиссёром Михаилом Егоровым в 1955 году. Это не столь редкий тогда на советском киноэкране жанр шпионского приключенческого кино. В фильме мы видим, как в одном из яхт-клубов советской Эстонии разоблачают представителя иностранной разведки.
Одной из первых лент, получивших всесоюзную популярность, стала комедия Юлия Куна "Укротители велосипедов", где главные роли исполнили Людмила Гурченко и Олег Борисов. В фильме не свойственная для эстонского кинематографа популяция "нетитульных" артистов, здесь также снимаются такие звёзды из Москвы, как Сергей Мартинсон, Рина Зелёная, Алексей Смирнов, Григорий Шпигель и ленинградец Александр Бениаминов. Комедия была снята в 1963 году, как раз когда Людмила Гурченко переживала "10 лет забвения", и кинематограф про артистку забыл, если верить её поздним интервью. Она повторяла это неоднократно, так что даже некоторые авторитетные биографы стали включать мифические "10 лет забвения" в книжки и статьи о замечательной советской актрисе и певице. В реальности, никакого забвения не было, Гурченко активно снималась, а "Укротители велосипедов" в своё время пользовались немалой популярностью.
Киностудия "Таллинфильм", как и две других прибалтийских кинофабрики, отличалась любовью к собственным артистам. Если студия имени Довженко, "Молдова-фильм", "Беларусьфильм" и многие другие союзные студии порой злоупотребляли приглашением московских и ленинградских кинозвёзд для того, чтобы у их фильмов складывалась более благоприятная судьба в прокате, то эстонцев, как и грузин, это почти не интересовало. В эстонских фильмах снимались почти исключительно актёры из Эстонии или Прибалтики, и тем они интересны. Однако бывали и исключения - фильмы русскоязычных режиссеров. Например, мелодрама Игоря Ельцова "Ноль три", которая хоть и снята на "Таллинфильме" и в самом Таллине, но к эстонскому кино практически никакого отношения не имеет. Все артисты в этом фильме московские или ленинградские, хотя их герои и носят эстонские имена. Главные роли в ленте исполняют Нинель Мышкова, Иван Дмитриев и Татьяна Пельтцер. Это замечательный фильм о взаимоотношениях двух врачей скорой помощи, один из которых оказывается в итоге вовсе не таким хорошим. Интересно увидеть Ивана Дмитриева в отрицательной роли бездушного врача буквально через пару лет после его триумфа в культовой советской комедии "Полосатый рейс".
Киностудия "Таллинфильм" выпускала крепкие приключенческие фильмы и детективы. Например, в 1975 году режиссёр Григорий Кроманов снимает здесь ленту "Бриллианты для диктатуры пролетариата" - ещё одну картину из жизни знаменитого разведчика Исаева-Штирлица. Но если "Семнадцать мгновений весны" охватывали период конца Великой Отечественной войны, то здесь действие разворачивалось в 1921 году. Роль Исаева исполнил Владимир Ивашов. В 1977 году выходит тоже вызвавшая большой интерес картина "Цену смерти спроси у мёртвых" Кальё Кийска, которая получила главную премию на Всесоюзном кинофестивале. Теперь про этот фильм в Эстонии предпочитают не вспоминать - он рассказывает о "красном движении" в республике.
Зато лента "Отель "У погибшего альпиниста" опять-таки Григория Кроманова лишена какой-либо идеологии. Это последний фильм режиссёра, снятый по сценарию братьев Стругацких. Великих фантастов в советском кино экранизировали очень редко, а если и делали это, то получалось что-то вроде "Чародеев" - милой музыкальной комедии, никакого отношения к Стругацким не имевшей. Картина "Отель "У погибшего альпиниста", получившая второй приз на кинофестивале фантастического кино в Триесте, представляет собой редкое исключение, поскольку она довольно близко следует за текстом одноимённого романа Стругацких. Это редкое обращение писателей к "побочному" для них жанру фантастического детектива. Фильм имел успешную прокатную судьбу не только в СССР, но и во многих других странах.
На следующий год после экранизации Стругацких "Таллинфильм" вместе с кинематографистами из ПНР порадовал нас картиной по повести Станислава Лема "Дознание", снятой польским режиссёром Мареком Пестраком. Лента "Дознание пилота Пиркса" эксплуатировала тогда очень популярный не только в нашей стране, но и во всём мире нарождающийся страх перед роботами. Заглавную роль исполнил московский актёр Сергей Десницкий, вместе с ним играли Александра Кайдановский, Владимир Ивашов и Тыну Саар. Это один из самых известных советских фантастических кинофильмов, хотя в Польше его почему-то считают неудачным. Второй год подряд на международном фестивале фантастического кино в Триесте лента из СССР отмечалась наградами - на этот раз главным призом. Французская группа Micropoint даже использовала голос робота из этого фильма в качестве сэмпла при создании одной из своих композиций.
Но почему поляки решили снимать свою ленту совместно именно с "Таллинфильмом"? Всё дело в том, что у эстонской киностудии были для этого необходимые мощности. К примеру, расположенный в Киеве огромный съёмочный зал. Эстонская студия - единственная в СССР - создавала уникальные для того времени специальные эффекты с участием космических кораблей, причём без использования компьютерной графики. Но режиссёр Пестрак заставил декораторов "Таллинфильма" отказаться от тогда традиционных в советском кино про "жизнь будущего" пластиковых панелей и множества бессмысленно мигающих лампочек, чтобы создать новые декорации. Сегодня фильм особенно интересно пересмотреть, потому что делали его в один год со знаменитым "Чужим" Ридли Скотта. Пестрак высоко оценил работу эстонских мастеров спецэффектов.
Прибалтийские киностудии тогда часто снимали детективы из жизни Запада. "Таллинфильм" отметился двухсерийной лентой "Гибель 31 отдела" режиссёра Пеэтера Урбла на основе романа-антиутопии шведского писателя Пера Валё. Это крепкая и интересная работа, которая пользовалась популярностью на советском телевидении - ленту неоднократно повторяли. А много ли вы знаете советских кинофильмов на пиратскую тему кроме экранизаций "Острова сокровищ"? В Госкино полагали, что мальчишки будут романтизировать морских разбойников, а это неправильно, так что подобные заявки почти не подавались. На "Таллинфильме" осмелились подать и выпустили ленту "Арабелла - дочь пирата", снятую режиссёром Пеэтером Симмом в 1983 году. Картина рассказывает о приключениях девятилетней девочки, которая приходится дочкой капитану пиратского судна "Скорпион" и даже не подозревает, что в мире дети и взрослые могут жить и по-другому. Но всё изменяется, когда на борт поднимается человек, обучивший ребёнка добру и злу. Фильм наполнен приключениями и массой морских съёмок. Хотя он и малоизвестен, пересмотреть его вместе с детьми - отличная идея!
В перестроечный период киностудия "Таллинфильм" выпустила несколько памятных картин. Одна из них - "Игры для детей школьного возраста" Арво Ихо и Лейды Лайус, получившая Государственную премию СССР за 1987 год. Она посвящена жизни воспитанников детского дома и является экранизацией романа Сильвии Раннама "Приёмная мать". Правда, там действие происходило в послевоенный период, а создатели фильма перенесли его в 1980-е годы. Многие киноведы ставят эту картину в один ряд с громкими "подростковыми" лентами "Пацаны" Динары Асановой и "Чучело" Ролана Быкова.
В том же самом 1987 году на советские киноэкраны вышел ещё один заметный эстонско-польско-вьетнамский фантастический художественный фильм "Заклятие долины змей", вновь снятый польским режиссёром Мареком Пестраком. Это целый микс жанров - и приключенческое кино, и фантастический триллер, и мистика, и фильм ужасов, и детектив. Как обычно, на родине режиссера картину разгромили - в 2002 году лента даже вошла в список десяти худших польских фильмов за всю историю. А в СССР её смотрели очень даже охотно. Пестрак снимал свой фильм явно под воздействием Голливуда, некоторые сцены чуть ли не дословно копируют, к примеру, "В поисках утраченного ковчега" Стивена Спилберга. Вот такой советский ответ Индиане Джонсу.
Говоря про эстонскую киностудию нельзя не упомянуть и замечательных эстонских актёров. Главной звездой республики был народный артист СССР Юри Ярвет, который больше всего известен по заглавной роли в картине Григория Козинцева "Король Лир". Но за его плечами немало и других выдающихся фильмов. Очень полюбился советским зрителям Лембит Ульфсак, которого мы помним по роли Тиля Уленшпигеля в ленте Алова и Наумова "Легенда о Тиле", образу Жака Паганеля из сериала "В поисках капитана Гранта" Станислава Говорухина и по роли Мистера Эя в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе "Мэри Поппинс, до свидания". Внимательные зрители наверняка помнят и таких эстонских исполнителей, как Эва Киви, Бруно Оя, Олев Эскола, Хейно Мандри, Мик Миккивер. Если не по фамилиям, то в лицо точно узнаете - снимались они активно и на многих советских киностудиях. После распада СССР кинопроизводство в Эстонии почти сразу рухнуло, и в 1994 году "Таллинфильм" фактически остановил работу. Правда, официально киностудию упразднили только в 2001. Теперь - это лишь часть истории великого советского кино.