Найти тему

Как снимали советский ответ Индиане Джонсу - вспоминаем "Таллинфильм"

В Эстонии проживало около полутора миллионов человек, и по населению она занимала в СССР последнее место. Но это не мешало местной киностудии выпускать отличные приключенческие фильмы, драмы и культовую кинофантастику.

Как таковое эстонское кино зародилось ещё в 1923 году, но до присоединения Эстонии к СССР на студии в Таллине выпускали, в основном, видовые и документальные фильмы. Начало съёмок художественных фильмов эстонского производства выпадает на 1954 год, а название "Таллинфильм" было получено только в 1963. Хотя Эстонская ССР - самая маленькая по численности населения в СССР, она добилась, чтобы её киностудию назвали по имени столицы, а не всей республики, в противоположность "Казахфильму", "Узбекфильму" или даже соседней "Литовской киностудии". Первые два фильма в Таллине снимали вместе с "Ленфильмом", а по-настоящему самостоятельной стала картина "Яхты в море", выпущенная режиссёром Михаилом Егоровым в 1955 году. Это не столь редкий тогда на советском киноэкране жанр шпионского приключенческого кино. В фильме мы видим, как в одном из яхт-клубов советской Эстонии разоблачают представителя иностранной разведки.

Рина Зелёная и Людмила Гурченко в фильме "Укротители велосипедов", 1963
Рина Зелёная и Людмила Гурченко в фильме "Укротители велосипедов", 1963

Одной из первых лент, получивших всесоюзную популярность, стала комедия Юлия Куна "Укротители велосипедов", где главные роли исполнили Людмила Гурченко и Олег Борисов. В фильме не свойственная для эстонского кинематографа популяция "нетитульных" артистов, здесь также снимаются такие звёзды из Москвы, как Сергей Мартинсон, Рина Зелёная, Алексей Смирнов, Григорий Шпигель и ленинградец Александр Бениаминов. Комедия была снята в 1963 году, как раз когда Людмила Гурченко переживала "10 лет забвения", и кинематограф про артистку забыл, если верить её поздним интервью. Она повторяла это неоднократно, так что даже некоторые авторитетные биографы стали включать мифические "10 лет забвения" в книжки и статьи о замечательной советской актрисе и певице. В реальности, никакого забвения не было, Гурченко активно снималась, а "Укротители велосипедов" в своё время пользовались немалой популярностью.

Иван Дмитриев и Нинель Мышкова в фильме "Ноль три", 1964
Иван Дмитриев и Нинель Мышкова в фильме "Ноль три", 1964

Киностудия "Таллинфильм", как и две других прибалтийских кинофабрики, отличалась любовью к собственным артистам. Если студия имени Довженко, "Молдова-фильм", "Беларусьфильм" и многие другие союзные студии порой злоупотребляли приглашением московских и ленинградских кинозвёзд для того, чтобы у их фильмов складывалась более благоприятная судьба в прокате, то эстонцев, как и грузин, это почти не интересовало. В эстонских фильмах снимались почти исключительно актёры из Эстонии или Прибалтики, и тем они интересны. Однако бывали и исключения - фильмы русскоязычных режиссеров. Например, мелодрама Игоря Ельцова "Ноль три", которая хоть и снята на "Таллинфильме" и в самом Таллине, но к эстонскому кино практически никакого отношения не имеет. Все артисты в этом фильме московские или ленинградские, хотя их герои и носят эстонские имена. Главные роли в ленте исполняют Нинель Мышкова, Иван Дмитриев и Татьяна Пельтцер. Это замечательный фильм о взаимоотношениях двух врачей скорой помощи, один из которых оказывается в итоге вовсе не таким хорошим. Интересно увидеть Ивана Дмитриева в отрицательной роли бездушного врача буквально через пару лет после его триумфа в культовой советской комедии "Полосатый рейс".

Владимир Осенев и Владимир Ивашов в фильме "Бриллианты для диктатуры пролетариата", 1975
Владимир Осенев и Владимир Ивашов в фильме "Бриллианты для диктатуры пролетариата", 1975

Киностудия "Таллинфильм" выпускала крепкие приключенческие фильмы и детективы. Например, в 1975 году режиссёр Григорий Кроманов снимает здесь ленту "Бриллианты для диктатуры пролетариата" - ещё одну картину из жизни знаменитого разведчика Исаева-Штирлица. Но если "Семнадцать мгновений весны" охватывали период конца Великой Отечественной войны, то здесь действие разворачивалось в 1921 году. Роль Исаева исполнил Владимир Ивашов. В 1977 году выходит тоже вызвавшая большой интерес картина "Цену смерти спроси у мёртвых" Кальё Кийска, которая получила главную премию на Всесоюзном кинофестивале. Теперь про этот фильм в Эстонии предпочитают не вспоминать - он рассказывает о "красном движении" в республике.

Улдис Луцитис в ильме "Отель "У погибшего альпиниста", 1977
Улдис Луцитис в ильме "Отель "У погибшего альпиниста", 1977

Зато лента "Отель "У погибшего альпиниста" опять-таки Григория Кроманова лишена какой-либо идеологии. Это последний фильм режиссёра, снятый по сценарию братьев Стругацких. Великих фантастов в советском кино экранизировали очень редко, а если и делали это, то получалось что-то вроде "Чародеев" - милой музыкальной комедии, никакого отношения к Стругацким не имевшей. Картина "Отель "У погибшего альпиниста", получившая второй приз на кинофестивале фантастического кино в Триесте, представляет собой редкое исключение, поскольку она довольно близко следует за текстом одноимённого романа Стругацких. Это редкое обращение писателей к "побочному" для них жанру фантастического детектива. Фильм имел успешную прокатную судьбу не только в СССР, но и во многих других странах.

Фердинанд Матысик и Сергей Десницкий в фильме "Дознание пилота Пиркса", 1978
Фердинанд Матысик и Сергей Десницкий в фильме "Дознание пилота Пиркса", 1978

На следующий год после экранизации Стругацких "Таллинфильм" вместе с кинематографистами из ПНР порадовал нас картиной по повести Станислава Лема "Дознание", снятой польским режиссёром Мареком Пестраком. Лента "Дознание пилота Пиркса" эксплуатировала тогда очень популярный не только в нашей стране, но и во всём мире нарождающийся страх перед роботами. Заглавную роль исполнил московский актёр Сергей Десницкий, вместе с ним играли Александра Кайдановский, Владимир Ивашов и Тыну Саар. Это один из самых известных советских фантастических кинофильмов, хотя в Польше его почему-то считают неудачным. Второй год подряд на международном фестивале фантастического кино в Триесте лента из СССР отмечалась наградами - на этот раз главным призом. Французская группа Micropoint даже использовала голос робота из этого фильма в качестве сэмпла при создании одной из своих композиций.

Сергей Десницкий в фильме "Дознание пилота Пиркса", 1978
Сергей Десницкий в фильме "Дознание пилота Пиркса", 1978

Но почему поляки решили снимать свою ленту совместно именно с "Таллинфильмом"? Всё дело в том, что у эстонской киностудии были для этого необходимые мощности. К примеру, расположенный в Киеве огромный съёмочный зал. Эстонская студия - единственная в СССР - создавала уникальные для того времени специальные эффекты с участием космических кораблей, причём без использования компьютерной графики. Но режиссёр Пестрак заставил декораторов "Таллинфильма" отказаться от тогда традиционных в советском кино про "жизнь будущего" пластиковых панелей и множества бессмысленно мигающих лампочек, чтобы создать новые декорации. Сегодня фильм особенно интересно пересмотреть, потому что делали его в один год со знаменитым "Чужим" Ридли Скотта. Пестрак высоко оценил работу эстонских мастеров спецэффектов.

Инга-Кай Пускар-Полонски в фильме "Арабела - дочь пирата", 1983
Инга-Кай Пускар-Полонски в фильме "Арабела - дочь пирата", 1983

Прибалтийские киностудии тогда часто снимали детективы из жизни Запада. "Таллинфильм" отметился двухсерийной лентой "Гибель 31 отдела" режиссёра Пеэтера Урбла на основе романа-антиутопии шведского писателя Пера Валё. Это крепкая и интересная работа, которая пользовалась популярностью на советском телевидении - ленту неоднократно повторяли. А много ли вы знаете советских кинофильмов на пиратскую тему кроме экранизаций "Острова сокровищ"? В Госкино полагали, что мальчишки будут романтизировать морских разбойников, а это неправильно, так что подобные заявки почти не подавались. На "Таллинфильме" осмелились подать и выпустили ленту "Арабелла - дочь пирата", снятую режиссёром Пеэтером Симмом в 1983 году. Картина рассказывает о приключениях девятилетней девочки, которая приходится дочкой капитану пиратского судна "Скорпион" и даже не подозревает, что в мире дети и взрослые могут жить и по-другому. Но всё изменяется, когда на борт поднимается человек, обучивший ребёнка добру и злу. Фильм наполнен приключениями и массой морских съёмок. Хотя он и малоизвестен, пересмотреть его вместе с детьми - отличная идея!

Моника Ярв в фильме "Игры для детей школьного возраста", 1987
Моника Ярв в фильме "Игры для детей школьного возраста", 1987

В перестроечный период киностудия "Таллинфильм" выпустила несколько памятных картин. Одна из них - "Игры для детей школьного возраста" Арво Ихо и Лейды Лайус, получившая Государственную премию СССР за 1987 год. Она посвящена жизни воспитанников детского дома и является экранизацией романа Сильвии Раннама "Приёмная мать". Правда, там действие происходило в послевоенный период, а создатели фильма перенесли его в 1980-е годы. Многие киноведы ставят эту картину в один ряд с громкими "подростковыми" лентами "Пацаны" Динары Асановой и "Чучело" Ролана Быкова.

Сергей Десницкий в фильме "Заклятие долины змей", 1987
Сергей Десницкий в фильме "Заклятие долины змей", 1987

В том же самом 1987 году на советские киноэкраны вышел ещё один заметный эстонско-польско-вьетнамский фантастический художественный фильм "Заклятие долины змей", вновь снятый польским режиссёром Мареком Пестраком. Это целый микс жанров - и приключенческое кино, и фантастический триллер, и мистика, и фильм ужасов, и детектив. Как обычно, на родине режиссера картину разгромили - в 2002 году лента даже вошла в список десяти худших польских фильмов за всю историю. А в СССР её смотрели очень даже охотно. Пестрак снимал свой фильм явно под воздействием Голливуда, некоторые сцены чуть ли не дословно копируют, к примеру, "В поисках утраченного ковчега" Стивена Спилберга. Вот такой советский ответ Индиане Джонсу.

Олег Даль и Юри Ярвет в фильме "Король Лир", 1971
Олег Даль и Юри Ярвет в фильме "Король Лир", 1971

Говоря про эстонскую киностудию нельзя не упомянуть и замечательных эстонских актёров. Главной звездой республики был народный артист СССР Юри Ярвет, который больше всего известен по заглавной роли в картине Григория Козинцева "Король Лир". Но за его плечами немало и других выдающихся фильмов. Очень полюбился советским зрителям Лембит Ульфсак, которого мы помним по роли Тиля Уленшпигеля в ленте Алова и Наумова "Легенда о Тиле", образу Жака Паганеля из сериала "В поисках капитана Гранта" Станислава Говорухина и по роли Мистера Эя в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе "Мэри Поппинс, до свидания". Внимательные зрители наверняка помнят и таких эстонских исполнителей, как Эва Киви, Бруно Оя, Олев Эскола, Хейно Мандри, Мик Миккивер. Если не по фамилиям, то в лицо точно узнаете - снимались они активно и на многих советских киностудиях. После распада СССР кинопроизводство в Эстонии почти сразу рухнуло, и в 1994 году "Таллинфильм" фактически остановил работу. Правда, официально киностудию упразднили только в 2001. Теперь - это лишь часть истории великого советского кино.