Найти тему
Виктор Никитин

Джимми Пейдж:"Во всем виноват Плант".

Джимми Пейдж обвинил Роберта Планта в судебных исках к Led Zeppelin об авторстве некоторых песне, и он был прав. Написав такую "затравочку" предвижу обвинения со стороны поклонников Лед Зепп о непрофессионализме и незнании материала. Любители ЛЗ, как мне удалось выяснить за три года в Дзене, самые непримиримые из всех поклонников рока. Для них их группа самая лучшая без всяких сомнений. Но эта статья не о песнях и творчестве ЛЗ, хотя и про них будем говорить, а об отношениях между членами группы. Начнем, пожалуй.

Лед Зеппелин начинали свою жизнь в искусстве как тяжелая, психоделическая блюзовая группа. В конечном итоге они превратились в величайшую группу, достойную того, чтобы их песни были добавлены в Библиотеку Конгресса США (Прим. Библиотека Конгресса США является самой большой в мире. Она находится в Вашингтоне, и ее фонд превышает 155 миллионов экземпляров книг на 470 языках. Кроме того, здесь хранятся рукописи, аудиозаписи и фильмы).

Однако, как и другие группы той эпохи, они продемонстрировали свое уважение к музыкантам, которые предшествовали им, используя элементы их песен в своих собственных мелодиях. Иногда группу ловили, как говорят, за руку, и тогда гитарист Джимми Пейдж заявлял, что в судебных тяжбах Led Zeppelin о нарушениях авторских прав виноват певец Роберт Плант.

Роберт Плант и Джимми Пейдж из Led Zeppelin
Роберт Плант и Джимми Пейдж из Led Zeppelin

Led Zeppelin стремительно вошли в музыкальный мейнстрим вскоре после своего появления. Даже можно сказать, они как раз этот мейнстрим и возглавили. Их первые два альбома вышли в 1969 году с промежутком в 10 месяцев и быстро нашли широкую аудиторию, особенно в Соединенных Штатах.

У Пейджа в голове крутились идеи для нескольких песен, когда он создавал группу, кроме этого заимствование мелодий других исполнителей помогло быстро собрать ранние альбомы Led Zeppelin. Их достоверно обвинили в использовании четырех песен для Led Zeppelin I и Led Zeppelin II: “Baby, I'm Gonna Leave You, Dazed and Confused, "Whole Lotta Love” и “The Lemon Song”.

Блюзмен Вилли Диксон отсудил авторские права на песни “You Shook Me” и “I Can't Quit You Baby” с первого альбома и “Bring It on Home” с LZ II, согласно ресурса AllMusic. Пейдж обвинял Планта в том, что группа пострадала из-за судебных процессов, которые привели к тому, что иски к ЛЗ были удовлетворены на эти песни (согласно Беседы Джимми Пейджа с Брэдом Толински):

Джимми Пейдж“Я всегда старался привнести что-то новое во все, что я использовал. Я всегда старался придумать какое-нибудь изменение. На самом деле, я думаю, что в большинстве случаев вы никогда не узнаете, каким мог быть первоисточник, слушая наши версии. Может быть, не в каждом случае, но в большинстве случаев. Так что большинство претензий к нам основано на текстах песен. Роберт должен был изменить текст песни, но он не всегда это делал, что и навлекло на нас большую часть тех проблем. Они не смогли раскусить нас в гитарных партиях или музыке, но они раскусили нас в тексте … Так что, в любом случае, если есть какой-то плагиат, просто все вопросы к Роберту”.

Пейдж сказал, что именно из-за Планта Led Zeppelin столкнулись с судебными исками об авторских правах в своих ранних работах, и можно понять его точку зрения. Теперь понятно, почему Пейдж обвинил Планта в судебных тяжбах Led Zeppelin

Пейдж никогда не стеснялся в своей любови к музыкантам, которые его вдохновляли. Он восторженно отзывался о фолк-исполнителе Берте Джанше и легендах блюза, таких как Бадди Гай, Вилли Диксон и Мадди Уотерс. Плант разделял привязанности Пейджа. Пейдж, возможно, не совсем невиновен в судебных процессах Led Zeppelin об авторских правах, но можно согласиться, что Плант несет большую часть ответственности.

Возьмите “You Shook Me”. Гитарист щедро позаимствовал из песни Уотерса 1962 года для своего основного риффа, но этого почти следовало ожидать от простой блюзовой мелодии. Позже Пейдж изменяет традиционную сторону звучания в совершенно ином направлении, в то время как Плант почти оптом использует текст первого куплета, не внося никаких изменений. Хотя гитаристу, на мой взгляд, было легче, чем автору стихов.

Культовый рифф Пейджа на “Whole Lotta Love” близок 100% к оригиналу. Между тем, Плант копирует напрямую песню Уотерса “You Need Love”. Уотерс поет “Детка, где-то глубоко внутри / женщина, тебе нужна любовь / Женщина, тебе нужна любовь, у тебя должно быть немного любви” и “Я не обманываю, тебе нужно учиться / Детка, ты знаешь, что тебе нужно остыть”, и Плант поет тоже самое, только гораздо мощнее и тяжелее.

То же самое касается "The Lemon Song”. Отрывистый рифф Пейджа звучит совсем не так, как “Killing Floor” Хаулина Вулфа, но первый куплет Планта, по сути, является прямым повторением оригинала.

Led Zeppelin отклонили другие судебные иски - один за плагиат на Stairway To Heaven” и другой за “Boogie With Stu” с их двойного альбома- теперь мы можем понять, почему Пейдж сделал Планта виновным в проигранных судебных заседаниях за нарушения авторских прав на их ранних альбомах.

Судебные тяжбы Led Zeppelin за авторские права, возможно, слегка повлияли на конечный результат (им пришлось поделиться гонорарами за песни, по которым они иски проиграли), но все это никак не отразилось на их успехе. К тому же и на личных отношениях тоже.

Шесть из восьми студийных альбомов группы заняли первое место в чартах Billboard. Их дебютный альбом неожиданно попал в топ-10 (он достиг 7-го места), в то время как легендарный Led Zeppelin IV остановился в шаге от вершины, достигнув 2 места.

Джимми Пейдж обвинил Роберта Планта в судебных процессах об авторских правах, возбужденных против Led Zeppelin, и он был прав. В то время как его гитарные партии для их ранних песен, исполненных в стиле тяжелого блюза, отличались от исходного материала, тексты песен, которые писал Плант, почти не отличались от оригинала. То ли по собственной ленности последнего, то ли потому что оригинальный текст давлел так сильно, что никак не получалось его изменить. Кто знает? Мнение Планта по этому вопросу я не нашел. Тем не менее, позже Zep проложили свой собственный путь в карьере и добились мирового успеха, сделав это блестяще.

==============

А пока как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.