Найти в Дзене

Галопом по Омску. Полтора дня в городе. Часть III

Продолжение. Начало тут и тут

На следующее утро я проделал тот же самый путь от гостиницы «Шато» до Омской крепости, что и предыдущим вечером. Тот же, да… не тот. Вернее, тот самый, которым вчера шёл обратно от крепости до отеля.

Начал утром, конечно, снова с улицы Герцена. И почему-то пошёл опять по той же стороне, что вчера, хотя изначально для удобства съёмки предполагал пойти по другой. А! Вспомнил, почему! Сворачивать направо собрался раньше, чем вчера, не было смысла переходить на другую сторону (по эту до поворота не было ничего «интересного»).

***

Вот уж точно: мы предполагаем, а Бог располагает.

…Смотрел более внимательным (или критическим?) взглядом и почему-то мне подумалось, что эти балкончики в некие времена имели более презентабельный/представительный вид. Вот ведь неконструктивный критикан! А если ближе к конструктиву, то их неплохо было бы слегка подремонтировать/отреставрировать. Как-никак улица-то Герцена, а не какая-нибудь там… Адама Смита или Вильяма Шекспира – на этих не замахиваюсь, особенно на последнего!

-2
-3
-4

Повторюсь, Федот, да только в одном случае точно не тот. На пересечении Герцена с улицей Рабиновича, я свернул направо.

-5

Обращаю внимание на наличники старых деревянных домов (в голову почему-то не к месту лезут казачьи песни: дескать, «…а на окне наличники, гуляй да пой, станичники... черны глаза в окошке том…»)

Наличники действительно хороши («хороша Маша, да не наша»)!

-6

***

ХРАМ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Через несколько десятков шагов по Рабиновича я оказался у церкви (так и хотелось написать «через два шага» или «через пару шагов», но применять эти фразеологизмы не стану): на пересечении Рабиновича с Тарской стоит Храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Впрочем, мог бы и не повторяться, ибо название очевидно из заголовка главы. Но, как говорили древние римляне, repetiljo est inaier studiorum/повторенье – мать ученья, никуда нам не деться от этого.

Краткое название Храма – Крестовоздвиженская церковь.

С другой стороны церкви протянулась улица Третьяковская (это я уже потом по карте в интернете увидел).

***

…Когда говорят/пишут о «древности» той или иной омской церковной постройки, сравнения/параллели всегда проводят со Свято-Никольским казачьим собором, ибо он – самый возрастной, дошедший до наших дней ещё с дореволюционных пор. Реально сохранившийся. Без того, что нынче называется модным словом «восстановление», являясь на самом деле новой постройкой. В Свято-Никольском соборе я, к сожалению, побывать не успел.

Так вот Крестовоздвиженский храм чуть младше Свято-Никольского. Так сказать, второй по возрасту. Для Омска и Омской области, можно утверждать, всё равно почтенный дедушка.

***

Инициировал постройку Храма Воздвижения Креста Господня в 1858 году генерал-губернатор Западной Сибири и Войсковой Наказной Атаман Сибирского казачьего войска Густав Гасфорд (самое что ни на есть обычное имя для казачьего атамана – тут по-доброму улыбнёмся). Затем пять лет «всем миром» собирали на церковь средства. В источниках пишут, что «пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей не только Омска, но и других городов: Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени». Кстати, сам Гасфорд, уехав в Петербург через 4 года после оглашения своей инициативы, тоже присылал деньги на благое дело. Не забывал. Помнил, что инициатива благословенна её исполнением.

Место для строительства церкви выбрал уже новый генерал-губернатор А. О. Дюгамель «на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов».

Далее, чтоб не пересказывать коряво своими словами, процитирую абзац из источников. Специально для тех, кому вдруг покажется важным узнать о том, кто был автором проекта Храма и под наблюдением какого архитектора он возводился:

«Первоначальный проект храма принадлежал старшему городовому архитектору Ф. Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был “улучшен в некоторых частях” в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь “под наблюдением по технической части” омским городовым архитектором Э. И. Эзетом. Зодчие Ф. Ф. Вагнер и В. К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку».

Историки отмечают характерный для архитекторов второй половины XIX века стиль, напоминающий эпоху барокко. Об этом говорят формы куполов и колокольни.

В 1867 на Храм водрузили кресты, но финально строительство завершилось только через 3 года.

В сентябре 1870 года церковь была освящена.

В 1896 году святилище стало двупрестольным. Второй престол был освящён в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

Уже в начале XX века стены собора «были расписаны по образцу Собора святого князя Владимира в Киеве». До революции особо почитаемой иконой в храме был список с чудотворной Абалакской иконы Божией Матери.

-7

В мае 1919 года (в самый разгар «русской смуты», бессмысленной и беспощадной, то бишь Гражданской войны красных с белыми) рядом с Храмом был разбит сад.

***

…С установлением в Омске советской власти для церкви начался трагический период.

Как сообщают источники, прихожане большинства омских церквей не захотели «обновленчества» (эту внутрицерковную группу, ратовавшую за советскую власть, возглавлял епископ Антонин/Грановский), поэтому потянулись к «тихоновцам» (по имени патриарха Тихона, ставшего первым патриархом после восстановления патриаршества в постреволюционной России в 1917 году).

В 1926 году община Крестовоздвиженского храма, как многие другие, тоже «была зарегистрирована как тихоновская». Каким-то образом разрешили. Если в год регистрации в ней было 111 верующих, то уже 1928 году – уже 137.

Но уже в 1930 году из Храма стали изыматься церковные книги. Было конфисковано без малого пять сотен книг. В свете того, что творилось в других местах, ещё удивительно, что Храм так долго не трогали.

В 1933 году на священников стали открывать уголовные дела за «антисоветскую деятельность». Двое батюшек Крестовоздвиженского храма получили по 5 лет лагерей. Тем не менее в 1936 году община церкви выросла даже до 445 человек. Тихий мирный протест?

В 1936 году Президиумом Омского облисполкома принято решение Храм снести, а на его месте построить школу.

Прихожане протестовали (разумеется, мирными средствами, то бишь слёзными письменными прошениями в Москву; верующие обращались в разные инстанции, не только в местные, но и на «самый верх»). На всякий случай решение о сносе на некоторое время даже замораживалось до отмашки свыше: дескать, а вдруг?

Но «25 декабря 1937 г. Президиум ВЦИК принял постановление за подписью М. И. Калинина: “Церковь закрыть. Здание снести”…» Сам «добрый дедушка», каковым его в СССР считали, вернее, какой имидж/репутацию ему «нарисовали» (он же «всесоюзный староста»), вынес столь безапелляционную резолюцию!

Однако, ликвидировав православную общину, здание почему-то сохранили и разместили в нём общежитие кожевенно-обувной фабрики.

Имущество описали. Церковные предметы с драгоценными металлами отправили в центр, а «иконы, книги и киоты, как ненужные, по мнению чиновников, сжигались».

…В годы войны, как известно, отношение советской власти к церкви изменилось. Ещё до избрания второго в XX веке патриарха Московского и Всея Руси в августе 1943 года православной церкви было возвращено здание Крестовоздвиженского храма и часть изъятого ранее имущества. В сентябре того же года (т.е. уже после встречи Сталина с высшими выжившими после всех гонений и репрессий иерархами православной церкви и избрания патриарха) тут начались богослужения.

Весной 1944 г. начал бить церковный колокол. Советская власть и это позволила, отпустила вожжи.

-8
-9
-10

Храм стал год от года обновляться.

Третий придел в церкви появился в 1951 году.

…В 1980-х годах был реконструирован иконостас: из трёхъярусного он стал пятиярусным плюс был покрыт сусальным золотом. С севера и юга пристроены ещё два придела (в честь Святителя Иоанна Тобольского и Святого равноапостольного князя Владимира). В 2009 году на Соборе установлены новые купола, покрытые сусальным золотом.

…С 1946 года, когда «учредилась» Омско-Тарская епархия, и вплоть до 1992 года Крестовоздвиженская церковь была Кафедральным собором.

…С 1980 года Храм является также памятником истории и культуры местного значения.

Особо почитаемые храмовые иконы:

· Абалакский образ Божией Матери «Знамение»,

· «Утоли моя печали»,

· «Иверская»,

· Святителя и Чудотворца Николая (писанная на Афоне),

· Пророка Илии.

…Внутри Храма. Вид на иконостас.

-11

Внутренний интерьер Храма.

-12

Видно, как из-под купола внутрь Храма льётся свет.

-13

Вид на Храм с Тарской улицы (это я двинулся дальше – в сторону Омской крепости).

-14
-15

***

УЛИЦА ТАРСКАЯ ДНЁМ

По обеим сторонам улицы множество административных зданий (прокуратура, антимонопольная служба, судебный департамент, центр занятости и т.д.), «чередованных», словно слоёный пирог, обычными жилыми домами. Есть чуть-чуть бизнес-контор (банк). Два храма: Кафедральный Свято-Успенский собор и Крестовоздвиженская церковь.

Длина всей улицы, как пишут около 5 км. От Тарских ворот до парадного входа в Крестовоздвиженский собор (и, соответственно от входа в Крестовоздвиженский храм до Тарских ворот) улица является пешеходной. Эту часть я и прошёл. Но есть ещё и не пешеходная – она «тянется между параллельными улицами Осоавиахимовской и Орджоникидзе до Старо-северного кладбища» – на этой части я не бывал, знаю лишь… нет, не понаслышке, а по источникам.

Напомню (а если в предыдущих частях об этом ещё не писал, то просто сообщаю/упоминаю), что по этой улице по этапу каторжников вели к месту ссылки (в Тару).

Улица Тарская историческая (именно в исторических зданиях разместились разные госконторы), но современных (или, скажем так, «сравнительно современных») «архитектурных вкраплений» тут хватает. В путеводителях почему-то отмечается некое семиэтажное здание, «выполненное в 1986 году архитекторами А. Каримовым и В. Терещенко. Когда-то в нём работали специализированный строительный трест № 4 и проектно-конструкторское бюро автоматизированных систем управления. Особенностью здания является внешняя отделка: фигурная облицовочная плитка, выгодно отличающая дом от других построек, находящихся рядом». Я, когда шёл по Тарской, специально это здание не фотографировал, оно не показалось мне интересным, но на какие-то снимки (см.ниже) по случайности оно, похоже, таки попало. Упоминаю о нём походя, а получается, что места уделил много.

Ещё одно здание, не попавшее в объектив камеры моего мобильника, для города действительно историческое. Я его видел и вечером, и днём. И оно мне даже приглянулось. Почему не снял – бог весть. «Вот какой рассеянный с улицы Бассейной» – видимо, в тот момент я был родом из этой оперы. Имею в виду сейчас Тарскую, 6. Модернистское строение в стиле модерн «с элементами мавританского стиля»… эх, тут «выползают на отмель, чтобы влёт задохнуться» мои аллюзии: альгамбрские (о давнем путешествии по Испании/Гранаде/Альгамбре недавно писал) и севильские (о них пишу сейчас, дошёл примерно до середины)… Как сообщают источники, в здании на Тарской-6 в 1914 году «располагалось акционерное общество “Эльворти”, продававшее сельскохозяйственную технику. К зданию примыкал склад (после пожара разобран). Долгое время в здании функционировала Телефонная станция. В 1990-е годы здесь размещалось правление “Инкомбанка”. В начале XXI века здесь располагается офис Внешторгбанка…»

***

Итак, Тарская со стороны (и вблизи) Крестовоздвиженской церкви…

-16
-17

***

Такие деревянные строения позапрошлого века радуют глаз, привлекают. Разве нет?

Судя по всему, поддерживается в хорошем состоянии. Реставрировано.

-18

***

А вот этот дом – настоящий красавец. Памятник деревянного зодчества! А какие тут наличники («гуляй да пой, станичники»… «черны глаза в окошке том…»)!

Пишут, что работы на фасаде здания были выполнены способом пропильной и объёмной резьбы и что все первоначальные черты уникального по декору здания сохранены.

(Из словарей:

...Пропильная резьба – это ажурная сквозная резьба по дереву, выполненная специальной пилой. Пропиловкой оформляются наличники, карнизы, причелины и пр. в деревянном зодчестве.

...Объемная резьба имеет второе название, которое её максимально характеризует, скульптурная. Данная разновидность предусматривает выполнение разнообразных скульптур, больших предметов интерьера и даже экстерьера как с одной стороны, так и со всех).

-19
-20
-21

***

Помимо того, что улица носит имя Тарская, она же ещё и аллея Строителей (видимо, какая-то часть Тарской, но это лишь моё предположение – омичи москвича/или «москвича» мягко поправят или гневно раскритикуют за незнание предмета… улыбнёмся).

-22
-23

***

В здании, построенном в конце XIX, нынче хорошо устроилось бюджетное учреждение «Информационно-аналитический центр поддержки ГАС “Правосудие” (филиал в Омской области». Прочитал в местной прессе, что сейчас внутри планируется капитальный ремонт и что «проектная документация уже готова и прошла экспертизу». Внешне строение выглядит вполне пристойно, кажется отреставрированным, вид прекрасен (возможно, косметический ремонт проводился недавно).

Поскольку это памятник градостроительства архитектуры (пусть и регионального значения), лично я организовал бы в таком месте какой-нибудь музей.

-24
-25
-26
-27
-28

***

Тарская, 18. Это историческое здание, известное под названием «Омский областной суд». Памятник архитектуры. Находится ли там сейчас суд, я не знаю. Может, омичи подскажут в комментариях?

-29

***

На здании, что на снимке ниже, висит мемориальная доска, сообщающая: «Дом Я.С.Долженко, в котором размещалось 9-е мужское училище. 1900-е гг». Объект культурного наследия. Подлежит государственной охране.

Хорошо, что сохранилось!

…Сейчас тут, кажется, картинная галерея, кафе и художественный салон/магазин сувенирной продукции. Торгует произведениями искусства местных творцов.

Внутрь не заглядывал.

-30

***

Выхожу на пересечение Тарской с Интернациональной. На горизонте – Кафедральный Успенский собор. Я уже вчера им восхищался. И сегодня восхититься не грех. Лепота!

-31

И в следующей части ещё повосхищаюсь...

Продолжение следует.
Начало тут:
ЧАСТЬ I
ЧАСТЬ II