Село Речицы — самый центр «гжельского куста», можно сказать столица Гжели :) На самом деле, так и есть. До последней реформы местного управления (когда были укрупнены муниципальные объединения) село было административным центром Гжельского сельского поселения.
В село мы доехали от Раменского музея по Егорьевскому шоссе. Писала уже, что все крупные сёла гжельского «куста» расположены вдоль Касимовского тракта и переходят одно в другое. Границ между населёнными пунктами фактически нет. Гжель, Трошково, Речицы, Электроизолятор (это вот прямо моё любимое :)))), Ново-Харитоново и т.д.
Застройка сёл сложилась исторически вдоль дороги, «вглубь» уходит несколько улиц, но как правило это линия домов у дороги, с двух сторон. Начали мы свою экскурсию в Речицах у бывшей рыночной площади. Она, в принципе, даже сохранила свой облик, ну и что, что теперь там сайдинг и современные ларьки.
И самое главное — красивый и старинный торговый дом Шелухиных!
Как видим, он не сильно изменился. Планировка стандартная — внизу каменная складская или торговая часть, сверху деревянный жилой этаж
Штрих-коды я все тут же тщательно сканировала, но по ссылке пока не очень много.
Напротив тоже старый дом, Ольга про все них рассказывала но я тут же забыла
Вообще, именно тут очень много старых домов с наличниками, которые до сих пор не загорожены сплошными заборами! Я хочу туда пешком.
Сворачиваем с Центральной улицы... на Центральную, и видим такую табличку
Оказывается — именно тут работал до прошлого года Речицкий фарфоровый завод.
Тоже уникальное предприятие, рада, что много узнала о нем в Раменском музее год назад. А нам Ольга показала старое здание, которое помнит ещё Куриновых
Речицкий завод по производству фарфоровой аппаратуры является одним из старейших промышленных предприятий Гжели. Его история восходит к 1858 г., когда в д. Речицы бывшего Бронницкого уезда Московской губернии основал свой завод предприниматель Михаил Матвеевич Куринов. От него завод перешел к сыну Михаилу, в 1882 г. - к жене последнего Евдокии Ивановне, а после ее смерти в 1890 г. - к внуку основателя Максиму. Завод опирался в своей работе на использование местного сырья - глины и топлива (дрова, торф), работники также были из этих мест.
Посмотрите, какие окна и резьба на втором этаже :)
Завод вроде как закрыт, но ворота за то время, что мы там стояли кучкой, несколько раз открывались, выезжали какие-то машины.
Табличка до сих пор висит
Возвращаемся на сторону «из Москвы». И здесь будет самая грустная часть истории Гжели.
Всекохудожник (Всероссийское кооперативное объединение «Художник», Всероссийское кооперативное товарищество «Художник» (Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств) — Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства, существовавший с 1928 по 1953 год и объединявший артели художников, скульпторов, мастеров ремёсел. Ликвидирован он (Художник) был в июле 1953 года с передачей функций Художественному фонду СССР.
А какое отношение он имеет к Гжели? В 1930-х годах в артели на базе старого кирпичного цеха бывшего завода Фортальновых в Речицах был разработан фирменный стиль, впоследствии закрепившийся за гжельской керамикой. Александр Салтыков (про него отдельный пост!) привез из абрамцевской мастерской формы Врубеля, и до войны в Гжели несколько лет выпускались «Царь Берендей», «Похищение Европы», маски. Мастера приступили к воссозданию знаменитых майолики и полуфаянса предприятия, выполняли заказы для оформления павильонов Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), а с 1936 года — для московского метро. К 1940-м годам «Всекохудожник» считался времени самым крупным предприятием Гжели.
Кстати, одну, самую глобальную работу, выполненную на этой фабрике, точно знают все активные мамы Москвы и Московской области :) Это сказочное «Древо жизни» в Палеонтологическом музее, автор Александр Белашов
Вот, нашла совершенно офигительную ссылку, как создавалось это панно
О славном прошлом и сейчас напоминают солидные медальоны из майолики на воротах фабрики.
Об этом и сейчас напоминают солидные медальоны из майолики на воротах фабрики.
Но вот увы..... Теперь здесь выпускают совсем не «гжель». Несколько лет назад завод был продан, здесь начали производить алкоголь.
И первым делом новые хозяева вынесли в буквальном смысле на помойку весь прекрасный «предметный кабинет» предприятия (фактически музей, который был и есть и сейчас на каждом керамическом заводе!). Ольга рассказала, что им позвонили в музей местные жители и они примчались сюда, в Речицы, на всех машинах, которые смогли найти, и собирали уникальные экспонаты с земли :( ну, зато теперь в Раменском музее есть богатейшая коллекция гжели. Удивительно, правда?
Корпуса завода надежно защищены от проникновения всего чужеродного, о прошлом тут и не вспоминают.
Хотя это, слава богу, не так!