Найти в Дзене
Smapse News: Образование и наука

Болонская система и перспективы российского образования

Оглавление

Почти год назад в нашей стране было принято решение отказаться от участия в Болонской системе высшего образования и выйти из соответствующих международных соглашений. Рассмотрим подробнее, что представляет собой Болонская система, в чём её смысл, и почему отечественные вузы решили теперь от неё отказаться.

Болонская система - международный образовательный процесс

По факту Болонской системой принято считать не какую-либо организацию, в которую можно вступить или покинуть её, а современный международный образовательный процесс, определяемый единой для всех стран-участниц декларацией.

Наблюдательная комиссия Болонского соглашения не имеет полномочий исключить какую-либо страну из этого процесса, а может только приостановить её участие в рабочей группе.

Документ, названный Сорбонской декларацией, который закрепил факт создания общей системы высшего образования, подписали в 1998 году в Париже представители Великобритании, Франции, Италии и Германии.

Согласно декларации, образование должно было стать двухступенчатым, т. е. состоящем из этапов бакалавриата и магистратуры, и мобильным, т. е. позволяющим в процессе обучения или с целью преподавания перемещаться в другие вузы и даже государства.

19.06.1999 года 29 министров образования различных государств подписали в Болонье общую декларацию «Зоны европейского высшего образования», к которой в течение прошедших двадцати с лишним лет добровольно присоединились ещё 47 стран. Россия вошла в Болонскую систему в 2003 году.

Суть работы Болонской системы

Смысл создания Болонской системы заключается в унификации высшего образования, дающей возможность выдавать студентам дипломы общего образца, которые легко позволяют переходить в другие вузы-участники единого образовательного процесса.

Знания студентов внутри системы оцениваются при помощи учебных кредитов, показывающих количество прослушанных студентом учебных часов по определённой дисциплине. Кредитная система учитывает любое обучение в течение жизни.

Для магистерского диплома требуется набрать 300 профильных кредитов, бакалавру хватит 180-ти. При переходе в другой вуз кредиты перезачитываются, а при поступлении в магистратуру студент может изменить первоначальную специальность бакалавриата, взяв дополнительно недостающие курсы и предметы.

Различия Болонской и отечественной систем образования

Система высшего образования в СССР, которую унаследовала Россия, не предполагала никакого зарубежного образования или возможности трудоустройства за границей для советских студентов.

Бесплатное советское образование в основном было устроено как 5-6-ти летний специалитет, после которого можно было сразу идти в аспирантуру, минуя магистерский этап.

Получив диплом, молодой специалист обязан был в течение трёх лет по распределению отрабатывать свое «бесплатное» обучение. Распад Советского Союза избавил выпускников от обязательной отработки, но рабочее место теперь нужно было находить самостоятельно.

Включение России в Болонский процесс повышало статус отечественного высшего образования и позволяло плотнее сотрудничать с вузами других стран, наши студенты могли учиться за границей по обмену или трудоустраиваться за рубежом, а приехавшие в Россию студенты-иностранцы приносили нашей стране доход, оплачивая своё обучение.

Причины выхода из Болонского процесса

Главной причиной выхода России из Болонского процесса принято считать несоответствие декларированных преимуществ свободного рынка образования и получившихся в нашей стране результатов.

Уровень бакалавриата большинство работодателей до сих пор не привыкли воспринимать, как полноценное высшее образование, и не считают выпускников вузов с дипломами бакалавров компетентными специалистами.

Более глубокое изучение специальности на второй ступени высшего образования для многих затруднено из-за того, что магистерских мест всегда планируется вдвое меньше, чем было на бакалавриате. Зачастую программы обучения сильно страдают из-за сокращения количества часов на практические и теоретические занятия, когда весь 5-ти летний курс изучения специальности пытаются уместить в 4 года бакалавриата.

Смена специальности на второй ступени обучения также оказалась плохо продумана, поскольку допускалась кардинальная смена профиля образования без достаточной опоры на базовые знания ступени бакалавриата. Кроме того, возможность учёбы за рубежом привела к оттоку из страны квалифицированных специалистов, которые предпочитали трудоустраиваться в странах обучения.

Перспективы высшего образования в России

Сегодняшний отказ от участия в международной системе высшего образования планируется использовать для создания улучшенного варианта собственного образовательного процесса, который должен совместить в себе достоинства Болонской и советской систем.

Образование скорее всего останется двухэтапным, но невозможно будет радикально изменить направление обучения при переходе на вторую ступень.

За границей российские дипломы, скорее всего, придётся подтверждать специальными экзаменами, как это было в советское время, что теоретически должно затруднить отток специалистов из страны. Неприятным последствием отказа от Болонской системы можно считать потенциальное уменьшение количества иностранных студентов в отечественных вузах.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:

Хотите как в Северной Корее?

Когда хотела как лучше, а получилось...

Не шути с законом: пустяки, которые в Норвегии серьезно наказываются