29 марта 1936 года приказом Наркома тяжелой промышленности заместителем директора и главным инженером Амурского судостроительного завода назначен Павел Густавович Гойнкис
Это был его второй приезд на Дальний Восток. Впервые на высоких берегах таежного Амура Павел Густавович побывал в начале 1932 года в составе государственной комиссии, выбиравшей место для строительства нового судостроительного завода.
Из дневника П.Г. Гойнкиса, 1932 год
«6 февраля. В 5.50 выехали в Хабаровск.
16 февраля. Прибыли в Хабаровск.
17 февраля. Уехали в экспедицию по осмотру места для завода. Вечером прибыли в село Троицкое (220 км по Амуру).
18 февраля. Двинулись дальше. Не доезжая Малмыжа, пересели с автомобилей в аэроплан и прибыли в с. Пермское (приблизительно 400 км от Хабаровска). Вечером при луне осмотрели место. Подходящее, но далеко (транспорт!!!).
19 февраля. Еще раз знакомились с местом. Во втором часу улетели в Хабаровск, куда прибыли через 2 часа 10 минут. В 10 часов вечера заседание у Гамарника. Отредактировали телеграфное сообщение правительству, указав на трудности.
...22 февраля. С двух часов до четырех часов утра составляли генплан нового завода в селе Пермском и консультировали Каттеля (первый начальник стройки) по составлению заявок...
23 февраля. В 11 часов утра заседание у Гамарника - доклад Каттеля. Последнему поручено с зам. председателя крайисполкома Крутовым конкретизировать, что край даст. Трудности невероятные, особенно с речным транспортом...
...26 февраля. Вечером наметил переработку плана завода в Пермском с расположением бассейнов для достройки в затоне...
5 апреля. Получен ответ о выборе точки. Окончательно принято Пермское, так как Нижне-Тамбовское на правом берегу, что, очевидно, неприемлемо...»
Павел Густавович (Пауль Генрих) Гойнкис родился 20 октября (1 ноября) 1889 года в городе Сосновец (ныне Силезское воеводство, Польша) в семье немецкого коммерсанта Генриха Гойнкиса и его жены Матильды (урождённой Майвальд).
В 9 лет Павел осиротел и воспитывался опекуном. В 1907 году, окончив реальное училище в Варшаве, поступил в Морское инженерное училище в Кронштадте.
В 1911 году был произведён в корабельные гардемарины-судостроители. В том же году, после окончания училища произведён в подпоручики и назначен младшим помощником судостроителя в аварийные доки Кронштадтского порта. В 1912 году был направлен корабельным инженером на завод «Руссуд» в Николаев, где участвовал в постройке линейных кораблей типа «Императрица Мария».
Учеба в Николаевской морской академии была прервана началом Первой мировой войны, и в 1914 году П.Г. Гойнкис уже служил на судоремонтных заводах в Свеаборге и Гельсингфорсе, а затем в Кронштадте.
Орден Святого Станислава 3 степени будущий штабс-капитана Корпуса корабельных инженеров получил 30 ноября 1915 года, а 1 декабря 1915 года был назначен портовым корабельным инженером Архангельского порта, где в судоремонтных мастерских руководил работами по вооружению гражданских судов артиллерией.
Зимой 1916 года в доках Архангельского порта Гойнкинс провёл уникальную судоремонтную операцию по смене лопастей гребного винта ледореза «Канада» (бывший «Эрл Грей», далее переименован в «Фёдор Литке»). Специальный кессон для проведения операции был спроектировано им за одну ночь. Общество корабельных инженеров за это изобретение присудило Гойнкису специальную премию.
Успешно окончив обучение в Николаевской морской академии, он остается в ней, чтобы преподавать студентам курс теории корабля и математики, одновременно с этим с октября 1918 года он возглавлял судостроительное конструкторское бюро Балтийского завода. На предприятии он сумел организовать выпуск электросварных балок, это позволило уже в 1931 году впервые создать электросварные переборки, предназначенные для подлодок. Он был автором ряда работ по непотопляемости подводных лодок.
Он руководил строительством барж, буксиров, лихтеров, а также ремонтных кораблей, которые использовались не только на Севморпути, но и на Балтийском флоте. Первые советские лесовозы типа «Товарищ Красин» также строились под его руководством.
2 октября 1930 года, будучи техническим директором Адмиралтейского завода в Ленинграде, на котором в то время строились суда-рефрижераторы, буксиры и первые торпедные катера, он был арестован по делу о так называемой «Промпартии». Под таким названием в СССР состоялся крупный судебный процесс по делу о вредительстве в промышленности. Всего по делам, связанным с «Промпартией», в Советском Союзе было арестовано более двух тысяч человек, главным образом инженеров, представителей технической интеллигенции.
Его приговорили к высшей мере наказания, однако наказание заменили на 10 лет лагерей, и был реабилитирован он только после смерти -16 октября 1964 года на основании решения ВК ВС СССР.
П.Г. Гойнкис был признанным выдающимся корабельным инженером. В его послужном списке значились две научные работы и учебное пособие: в 1924 году было издано написанное им учебное пособие под названием «Теория корабля: Качка», в 1927 году свет увидела еще одна книга - «Гребные винты». Он состоялся как ученый-практик и как преподаватель кораблестроительных дисциплин: помогал академику А. Н. Крылову читать курсы математики и теории корабля в Морском университете, а с 1928 по1930 год заведовал кафедрой военного кораблестроения.
Уникальные знания и академический ум корабельного инженера тогдашнее руководство страны решило направить в особо секретные разработки и определило Гойнкинса в ОКТБ-2 (Особое конструкторско-техническое бюро № 2) ОГПУ на Балтийском заводе. Там он занимался техническими разработками железнодорожной транспортировки подводных лодок типа «Щука» на Дальний Восток.
2 января 1932 года его заключение было заменено условным осуждением, а уже в феврале того же года он в составе комиссии прибыл в село Пермское - комиссия выбирала площадку под строительство будущего Амурского судостроительного завода.
С 1933 года Гойнкис работал техническим директором Дальзавода, расположенного во Владивостоке.
В 1934 году за успешное выполнение задания по организации постройки кораблей для нужд Тихоокеанского флота корабельного инженера П.Г. Гойнкиса наградили орденом Трудового Красного Знамени.
В период с 1935 по 1936 год он успешно защитил диссертацию, получив степень кандидата технических наук.
В мае 1936 года Павел Густавович прибыл в Комсомольск-на-Амуре и приступил к обязанностям заместителя директора и главного инженера Амурского судостроительного завода.
В тот момент на заводе велось строительство первой субмарины серии Л-11, а также лидера эскадренных миноносцев «Киев» (позже переименован в «Баку») проекта 38. Секции для лидера эсминцев выпускались на судостроительном заводе №198 в Николаеве, откуда железнодорожным и водным транспортом они доставлялись на Дальний Восток.
Для ускорения сроков строительства боевых кораблей Гойнкис предложил устанавливать валопроводы и турбины непосредственно на горизонтальных стапелях, отказавшись от традиционной технологии, по которой это делалось лишь после спуска судна на воду. Его внимательно выслушали, но не поддержали, потребовав заключения специалистов ведущих судостроительных заводов. Не поддержали идею Павла Густавовича и представители ведомственных научных институтов. Тогда главный инженер, взяв всю ответственность на себя, реализовал свое предложение на практике, что значительно сократило общее время строительства боевых кораблей.
11 июля 1938 года, за две недели до спуска на воду лидера эсминцев проекта 38, в рабочий кабинет главного инженера Амурского судостроительного завода вошли «чекисты» и предъявили Постановление об аресте. Гойнкиса арестовали уже во второй раз. Арест был произведен по сфабрикованному делу, приговор - 10 лет тюремного заключения – Военная Коллегия Верховного суда вынесла ему заочно, а наказание инженер-конструктор отбывал в спецтюрьме №8 в ленинградских «Крестах».
По делу, заведенному на него в самый разгар репрессий, он был реабилитирован еще при жизни, 22 февраля 1956 года, по определению ВК ВС СССР - за отсутствием состава преступления.
Он продолжал трудиться по специальности и в заключении. Работал в корабельном конструкторском отделении (ОКБ-172), главным конструктором проекта легкого крейсера, а затем приступил к работам по созданию мореходного торпедного катера дальнего действия проекта Д-4.
После начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, Павел Густавович вместе с другими заключенными своей «шарашки» был сначала эвакуирован в Зеленодольск на судостроительный завод №340, а потом в Особое техническое бюро (ОТБ), расположенное в Болшево и Молотовске.
Павел Гойнкис вышел на свободу в июле 1948 года. С осени того же года он трудился в конструкторском бюро ленинградского завода №5 Министерства строительной промышленности (с 1949 года - это специальное конструкторское бюро №5 (СКБ-5), а с 1967 года - ЦМКБ «Алмаз»). Здесь Гойнкис разработал проект, а затем и наладил серийное производство торпедных катеров дальнего действия проекта 183Т, оборудованных газовой турбиной.
За эту разработку в 1951 году он был отмечен Сталинской премией, а в 1952 году награжден вторым орденом Трудового Красного Знамени.
Среди проектов, реализованных Гойнкисом, выдающимися были торпедные катера проекта 183 «Большевик», торпедные катера проекта 206, а также малый противолодочный корабль проекта 199. В послевоенные годы большой торпедный катер проекта 183 стал первым основным торпедным катером ВМФ СССР. Главный конструктор данного боевого корабля Павел Гойнкис учел при его разработке опыт проектирования и использования поставлявшихся в СССР по ленд-лизу торпедных катеров американского производства типа «Воспер», «Элько» и «Хиггинс». По оценкам советских моряков, катера были удачными. В дальнейшем они стали базой для создания ракетного катера проекта 183-Р. С 1952 по 1960 год в Советском Союзе было спущено на воду 420 катеров данного типа.
П.Г. Гойнкис был главным конструктором торпедного катера проекта 206 (по натовской кодификации «Шершень»). Этот советский послевоенный торпедный катер находился на вооружении многих стран социалистического лагеря. Для нужд ВМФ СССР было построено 50 катеров данного типа, на экспорт был выпущен еще 41 корабль. Торпедный катер был спроектирован группой инженеров под руководством Павла Гойнкиса на базе ракетного катера проекта 205.
В 1960 году Ученый совет Центрального научно-исследовательского института им. Академика А.Н. Крылова присвоил П.Г. Гойнкису степень доктора технических наук, опять-таки, без защиты диссертации.
Ю.М. Шиманский, академик, ученый-кораблестроитель:
«Почти полувековая инженерная деятельность П.Г. Гойнкиса охватывает все области кораблестроения: проектирование и постройку судов и верфей, научно-техническую разработку кораблестроительных проблем и подготовку инженерных кадров для судостроения… По совокупности разносторонних трудов и достижений, направленных на создание отечественного флота, считаю П.Г. Гойнкиса заслуживающим присуждения ему звания доктора технических наук»
Он всегда был новатором, имеющим смелость принимать решения. Ему были присущи творческий риск, научное предвидение и практическая целеустремленность. Его колоссальная работоспособность и кипучая энергия, высокая самоорганизованность и требовательность к себе и людям, горячее стремление передать свои опыт и знания окружающим, выделить главное и найти одно-единственное правильное решение, уважение к чужому мнению и поощрение инициативы коллег – главные его особенности, принесшие ему всеобщий авторитет и уважение.
Из воспоминаний К.С. Кирикова, главного инженера Амурского судостроительного завода в период с 1973 по 1980 годы:
«В 1959 году я заканчивал Ленинградский кораблестроительный институт. Председателем Государственной комиссии на защите дипломных проектов был П.Г. Гойнкис.
Внимательно наблюдая за процессом защиты других дипломников, а потом на примере собственной защиты, у меня сложилось мнение о т. Гойнкисе, как о человеке высокой эрудиции, больших и разносторонних технических знаний, выдающемся специалисте в области судостроения… По характеру задаваемых вопросов и раскрытию их содержания было видно, что т. Гойнкис до глубины знал практику конструирования кораблей и самые передовые технологии их изготовления, давал исчерпывающие сведения по отдельным сложным техническим вопросам… Много полезного дала эта защита мне для моей будущей практической работы.
…Человек очень высокой общей культуры, великолепно разбирающийся в искусстве, свободно говорил на английском и немецком языках, почти профессионально играл на флейте…»
Умер Павел Густавович Гойнкис в Ленинграде 21 марта 1961 года, ему был 71 год. Похоронен на Охтинском кладбище.