В начале этого учебного года я решил, что у меня слишком много свободного времени по утрам и мало денег, поэтому решил поработать учителем в обычной школе. Ошибочность этого решения стала очевидной достаточно вскоре после начала года, к ноябрю я уже чётко понимал, что больше года не протяну, а в январе захотел уволиться, даже не дожидаясь конца учебного года. Удержали, надавив на мою ответственность. Но это не значит, что моё мнение о школе (не только конкретной, но и в целом) как-то изменилось.
Итак, что хорошего и что плохого я увидел в школе за почти год работы и почему я больше никогда не планирую ввязываться в подобную авантюру.
Ученики
Абсолютно не умеющие учиться дети - главная причина моего недовольства школой. Это даже не только и не столько хулиганы, которые срывают уроки и ничего не хотят - те немногие, кто хочет учиться, делают это настолько неправильно, что никогда и ничему научиться не смогут. При изучении математики важны две вещи: стремление понять и терпимость к своим неизбежным ошибкам. Если этого нет, то смысла учить таких детей математике нет. А дети требуют алгоритм (их так учили раньше, им это уже привычно) и теряют энтузиазм при первых же неудачах. До конца урока доживают только те, кому повезло или угадать ответы, или запомнить алгоритм их получения. Тех, кто реально понимает, что делает, на четыре класса - двое. То есть смысл в моём наличии на уроке имеется только для них, остальным нужен другой тип учителя (который будет дрессировать на алгоритмы - так они хотя бы смогут сдать экзамены на хорошие баллы).
Дисциплина во время урока хромает даже в кадетских классах, не говоря уж об обычных - причём если поначалу я верил, что это из-за каких-то моих недостатков как учителя, и стремился научиться устанавливать порядок в классе (на минуточку, педагог с 10-летним стажем, прекрасно с дисциплиной у мотивированных кружковцев справляющийся), то потом увидел и услышал, что единственный способ заткнуть таких детей - это их постоянно унижать. Да, это всё ещё прекрасно работающая схема, только, во-первых, это вредно для детской психики, во-вторых, не способствует их знаниям и, в-третьих, очень затрачивает эмоции. К тому же, если ты встал тигру на горло (начал унижать детей), то ты уже не имеешь права отпустить хватку - иначе он вырвется и сожрёт тебя в отместку.
Коллеги
Раз в неделю у меня есть "окно", в которое я сижу в учительской и слушаю разговоры коллег, в которых узнаю, насколько всё безрадостно на уроках в других классах (и на других уроках в тех классах, в которых веду и я). Много интересных историй. Но интересны и сами рассказчики: женщины средних лет (иногда молодые, около меня или немного младше/старше), которые в школе не ради какой-то высокой миссии (научить, вдохновить, воспитать), но при этом готовы терпеть детское безделье и хамство администрации и не уходят в другие школы, потому что там всё ровно то же самое (или даже ещё хуже - истории из опыта работы в соседних школах тоже слышал).
Когда директор собрала весь педсостав и наорала на нас, никому в голову не пришло написать заявление об увольнении (а я написал, полегчало) - то есть люди согласны с таким отношением к себе. В таком окружении очень трудно сохранять чувство собственного достоинства. Когда на ВПР прошло негласное требование позволить детям списывать (ну как негласное - мне дети прямым текстом заявили, что им разрешили пользоваться тетрадкой и учебником, а в прошлом году выдавали одинаковые варианты на парту и к телефонам в руках не придирались), я загрустил окончательно - с этикой в коллективе тоже печально. Да, я понимаю, что если не дать детям списать, то у половины почти каждого класса будут двойки - но почему бы тогда им не поставить заслуженные двойки в году и не оставить на второй год? Да, с индивидуальными графиками ликвидации задолженностей возиться не хочется, не вопрос. Да и высокие начальники не погладят по головке за такой процент неуспевающих учеников - попадание в ШНОРы, снижение финансирования...
Вот кому однозначный плюсик - так это кадетским воспитателям! Мужики обалденные. Правда матом разговаривают, но вроде бы не при детях. А в остальном - только благодаря их поддержке иногда и удаётся утихомирить разбушевавшиеся классы, без них было бы совсем тяжело.
Администрация
Директор - отдельная личность. После того, как прямо обманула меня, обещав до конца года ходить на мои уроки и помогать с дисциплиной, она искренне предложила мне продолжить работу в школе на следующий год. Ну хотя бы только с кадетскими классами... Ага, то есть за гроши не самую большую зарплату учить детей, которые в принципе по потенциалу могут стать только обезьянками с алгоритмами? То есть мне предлагают делать то, чего я заведомо не умею делать хорошо. Потому что что? Потому что больше некому! Очереди из желающих вести в школе математику нет и не будет. Те, кто может хорошо учить слабых детей, на репетиторстве больше заработают - даже при нищенской ставке в 500-800 рублей в час это будет больше, чем зарплата в школе, а всякие социальные гарантии и будущая пенсия не стоят угробленного здоровья, убитых нервов и вечного стресса.
Завуч, которая в сентябре пыталась уличить меня в незнании математики (сломалась), потом обещала "ходить на все уроки" (пришла три раза за год) и предлагала геймификацию (надо признать, что некоторые вещи звучали интересно, но не пригодно для имеющегося детского контингента), а потом явилась перед контрольной и заявила, что дети писали ВПР и очень устали, поэтому контрольную надо перенести (я сперва хотел послать её в далёкие дали - а потом осознал, что мне наплевать на этих детей, поэтому отвечать за их незнание программы буду не я, а вот эта вот сторонница нездорового гуманизма в отношении детей). К слову, дело было в четверг, а в пятницу и в понедельник по СанПину не рекомендуется проводить контрольные... Ах, какие у нас несчастные детишки, они же переработаются, написав больше одной контрольной за день (если бы они к ним вообще готовились...)!
Соцпедагог и педагог-психолог - прекрасные женщины, только вот дети их не боятся совершенно. Хотя, казалось бы, это же с их подачи запускаются механизмы совета профилактики, за которыми может идти постановка на учёт... Хотя, кого мы этим пугаем, если некоторые уже стоят на учёте и этим очень гордятся, а другие видят, что на жизнь это (сейчас) никак не влияет? Ведь подумать о проблемах, с которыми они столкнутся, когда вырастут, им мозгов не хватает, а почему родители не могут вправить чадушкам мозги... Ну не знаю, меня вроде в детстве отучали считать всех людей дураками, но как ещё объяснить глупости, ими творимые?
А что хорошего?
Достаточно много детей с нормальной мотивацией, которые чему-нибудь когда-нибудь научатся и станут полноценными членами общества. Им не стать математиками, физиками, программистами - увы, но какими-нибудь инженерами средней руки (не гениальными, конечно, там уже творчество нужно) уже могут, а в офисной работе преуспеть - вообще не вопрос. Одни могут пойти в военные или правоохранительные учебные заведения (а не для того ли и существуют кадетские классы?) и потом сделать там неплохую карьеру в том, от чего зависит жизнь любого из нас; другие запросто смогут реализоваться в спорте или искусстве (если есть какой-то талант по этой части - я не про всех в курсе, чем они занимаются). Короче говоря, у меня нет ощущения, что будущее России (которое в руках вот этих ребят, ибо именно они через два десятка лет займут места моих ровесников) как-то печально или туманно.
Учителя в массе своей не выглядят теми садистами, которых описывают в интернете, и некомпетентными дураками, которых нередко рисуют дети в кружке (и в случае со многими их учителями это, увы, оказывается правдой - я ведь не верю на слово, я расспрашиваю о деталях того, что происходит на уроках, и делаю выводы только после того, как мне подробно опишут все мелочи) - это люди, которые на среднем (иногда высоком) уровне владеют своим предметом и что-то (больше меня) слышали о педагогике, которым хочется делиться своими знаниями, даже иногда развиваться в профессиональных навыках.
Администрация тоже горит своим делом (в случае конкретного директора её дело - это развитие кадетского образования, и этому направлению в школе подчинено буквально всё, а отдельные недостатки и нехорошие поступки я бы рассматривал в контексте достижений и успехов по этой части). Если разделять их ценности, то можно работать в школе с ощущением сопричастности великой миссии. Правда, нехватка кадров даёт недвусмысленный намёк, что найти единомышленников для служения этой миссии, проблематично. Но хочется просто пожелать удачи руководителю, которому не наплевать. У неё обязательно всё получится.
Но это всё уже без меня. Спасибо, достаточно.