Найти тему
Борис Седых

Минная сага. Минное счастье

Дорогой читатель! Понедельник – День тяжёлый, но не у нас на канале. Вас ждёт публикация главы «Минная сага» из книги «Море на двоих».

Начало здесь.

Отдельная благодарность капитану 3 ранга запаса Сыромятникову Виктору Константиновичу, командиру БЧ-3, за годы службы на Краснознамённом Тихоокеанском флоте, Краснознамённом Северном флоте ВМФ СССР и яркие сюжеты из жизни.

Приятного прочтения…

Святой отец Виктор, опускавший благостным голосом грехи безвозмездно всем страждущим и жаждущим офицерам в Палдиски, был намного старше. Облечённый жизненной мудростью, казалось, что он из другой эпохи.

Как-то раз во время очередного «всенощного бдения» поведал свою историю от первого лица.

Вырос я во Владике. Отец — подводник, перед уходом в запас служил в 51-м УОПП (учебный отряд подводного плавания) комроты и преподом. Волчье время — собачья должность. Хрущёв затеял очередное сокращение, под которое батя не попал только благодаря тому, что был участником войны. Единственный раз вышел в море на «эске» (подводная класса «С» — средняя), под занавес второй мировой. Впрочем, орден Красной звезды и медаль «За победу над Японией» были лучшим свидетельством его геройского прошлого.

Перед окончанием школы на семейном совете было принято решение — ни в коем случае по военной линии мне не идти. Решил лыжи навострить в судостроительный техникум. Что и сделал успешно.

На преддипломную практику был определён на «Дальзавод». Иду мимо доков, навстречу — капитан-лейтенант, окликает меня. Узнаю приятеля отца. Разговорились. Между делом предложил показать место службы. Он служил замполитом на подводной лодке «Малютка», которая как раз стояла в доке.

Малютка. Из свободного источника.
Малютка. Из свободного источника.

Спустились в лодку. Увиденным был поражён — грохот, вой, вонь и бардак внутри, всё разворочено — ремонт, одним словом.

— А вот моя каюта, — показывает, каюта напоминает собачью будку, койка короткая, спать можно только с подогнутыми коленями.

Думаю про себя: «Не дай бог такую службу!»

…Прошло немного времени, диплом, распределение. Попал на судостроительный завод в бухте Малый Улисс. Рядом располагалась 19-я бригада подводных лодок 613, 611, 641 проектов. Я же работал в то время разметчиком-плазовиком. Условия прекрасные: светлое, сухое, огромное помещение. На гладком полу в масштабе 1:1 разбит теоретический чертёж ракетного катера 205-го проекта. Я ползаю в стерильных тапочках. Делаю шаблоны, по которым выкраивают детали корпуса. К тому же остаётся ещё масса времени для подготовки к поступлению в вуз, избрал ДВПИ, кораблестроительный факультет.

Писец подкрался незаметно в виде повестки из военкомата.

Военком озадачил:

— Служить тебе, дорогой товарищ, матросом на флоте целых четыре года. Но есть альтернатива. Если поступишь в ТОВВМУ, всего пять лет учёбы, и ты офицер: высшее образование, пенсия в 45 и обеспеченная старость.

Поделился с родными этой «радостью». Отец отговаривал, как мог. Вся его служба предстала перед глазами, а она была далеко не сахар. Мать, как ни странно, была «за». Женщины, они всегда меркантильны, мол, будешь всегда обеспечен, что по сути было правдой!

Пришлось наступить на горло мечте детства, когда часами мог увлечённо мастерить модели кораблей. Подал рапорт военкому. После хрущёвского сокращения флоту позарез понадобились офицеры. Наборы в военные училища были огромные. Так маховик был запущен. Успешно сдал экзамены, не зря готовился.

Выбрал минно-торпедный факультет, где готовили подводников, в стране шло грандиозное строительство атомных подводных лодок. Холодная война в разгаре, понимаешь! Перспективы отличные — новый атомоход, привилегированная Камчатка. И всё бы хорошо, но… в конце пятого курса некстати взыграли гормоны. Погасить это пламя оказался не в силах. Рядом с училищем располагалась общага кооперативного техникума…

Как итог — самоход с последующим залётом, изрядно подпортивший мне, как и многим другим в этом случае, выпускную перспективу. Вместо современной АПЛ попал на безнадёжно устаревшую дизельную лодку 613-го проекта в Совгавани, 90 ОБПЛ. Спустился, и предстала до боли знакомая картина пятилетней давности: вонь, мазут и бардак, только чуть масштаб побольше…

Тогда я ещё не знал, что это называется законом кармы! А карму, как известно, надо отработать.

В молодости, когда едва лишь окончил ТОВВМУ, даже об этом не задумывался. Вместо современной АПЛ угодил на «дряхлую старушку» 613-го проекта. Подвело влечение к прекрасному, тёплому и нежному. Самоход в женское общежитие кооперативного техникума, всплывший на поверхность, предначертал судьбину — стал дизелистом. Что не умаляет доблести профессии подводника, а даже, напротив, возвеличивает. Плавать на дизелях, в условиях почти как во время Второй мировой войны, требует мужества. Кроме этого жирного минуса, плюс имеется в наличии — отсутствуют вредоносные излучения и радиация, как на атомоходах. Целостнее будут гонады, они опять-таки пригодятся, так как холост, а женюсь обязательно, и охота преемников со временем нарожать.

Приём дел командира БЧ-3 не обошёлся без курьёзов. В первом отсеке на стеллаже располагалась практическая парогазовая торпеда довоенного производства 53–39, её должны были использовать как практическую, но что-то не заладилось с выходом в море, и срок годности истёк. А исполнена она была в зимнем варианте, то бишь спирта в ней, точнее, водки, было изрядно. Считай, литров сто пятьдесят. Ф-3 (флагманский минёр) дал команду на выгрузку и сдачу обратно в арсенал. Сказано — сделано.

И тут начинается самое интересное. При выгрузке торпеды выяснилось — 150 литров спирта бесследно испарилось. Стали разбираться. Оказалось, предыдущий минёр из «пиджаков» (были такие, из студентов), погрузившись в мысли о гражданке, дела в отсеке пустил на самотёк, а бравые матросики тем временем, воспользовавшись пофигизмом непосредственного начальника, регулярно прикладывались к материальной части, заступая на вахту по кораблю. Аккуратно отвинчивали пробку и наполняли флотский чайник. Выходило пять литров на десять человек, которые исчезали в молодых организмах вахтенной службы в течение суток.

Продолжалось это действо незамеченным на протяжении месяца. Короче, понесли материальную ответственность с суровыми оргвыводами: командир корабля, СПК (старший помощник командира) и не успевший убыть на гражданку минёр. Замполит, как всегда в таких случаях, остался в стороне, по традиции имя партии не запятнав.

Надо заметить, что в боекомплект ПЛ 613-го проекта тогда входили торпеды послевоенного выпуска. Электрическая СЭТ-53 со свинцово-кислотной АБ (аккумуляторной батареей), требующей частой подзарядки на борту. Торпеда имела систему самонаведения и использовалась против подводных лодок супостата. Наличествовала также парогазовая воздушная торпеда 53–56 В. Простая и надёжная, без системы самонаведения.

И тут Ф-3 даёт приказание:

— Загрузить перекисно-водородную торпеду 53–61 МА.

Сравнительно новую в эксплуатации на флоте.

Я просто пришёл в ужас:

— Как так? Торпедный расчёт лодки её не изучал, допуска к использованию ни у кого нет!

На что многоопытный Ф-3 спокойно ответил:

— Не бзди, я пойду с вами. Если что, подскажу.

Подсказок от него никто так и не дождался. Спасло то, что я писал выпускной диплом как раз по этой самой торпеде и благодаря этому хоть что-то знал. Все операции с торпедой производил лично, ещё и под запись в вахтенный журнал — хватило же ума!

Зная, что в море пойдёт начальство, служивые постарались привести матчасть в смотрибельный вид. Всё начистили, подкрасили, а баночку с белилами сунули с глаз долой под ТАТА (торпедные аппараты). Ф-3 прибыл на выход в только что пошитой, сияющей новизной тужурке, как говорят на флоте, «муха не сидела».

Пришли в район торпедных стрельб. Торпеду и ТА к выстрелу приготовили.

По команде: «Товсь! Пли!» — бахнули.

Сработала система БТС (беспузырной торпедной стрельбы). Пузырь из ТА снялся… в трюм первого отсека. Новая тужурка Ф-3 из чёрной превратилась в белую. Последовал поток ненормированной флотской лексики и одновременно доклад акустика, что шумы торпеды и цели совпали. Попадание! А система самонаведения у этой торпеды была классная. На НК-цели наблюдали пуски сигнальных ракеток по пути следования торпеды.

Штурман рассчитал предполагаемую точку всплытия. Всплыли, а торпеды нигде нет. Исколесили весь район вместе с торпедоловом и тральщиком-целью. Пропала!

Начальник штаба бригады, лично выполнявший стрельбу, командует:

— Произвести поиск в подводном положении!

По работе шумоизлучателя торпеду всё-таки удалось обнаружить, а в надводном её не было слышно, гидрология — наука загадочная, однако! Опять всплыли, обозначили место потопления буем. Тральщик попытался поднять торпеду тралом. Цепляет её, но трос рвётся. Оказалось, что дно усыпано валунами. Они и не давали её подцепить.

Доложили на флот. А так как глубины в районе были больше 70 метров, в ответ поступил приказ: «Ждать водолазное судно с водолазами-глубоководниками».

Татарский пролив, середина августа, редкая жара. Нестерпимо мучает жажда, запасы продуктов и пресной воды на исходе. В придачу ко всему пить воду было невозможно, так как та отвратно отдавала хлоркой. НМС (начальник медицинской службы) накануне выхода обработал цистерны питьевой воды, так как их накануне железнили. Условия — адовые.

В итоге простояли в точке три недели, надёжно охраняя секретный образец от супостата. Да всё зря. Водолазов так и не дождались. У АСС (аварийно-спасательной службы) уже тогда, ещё задолго до развала Союза, дела были не ахти.

Получили приказ следовать в базу, так и бросив секретное оружие на корм рыбам. По приходе, на корабль прибыла комиссия с «Арсенала», которая попыталась перевести стрелки на личный состав подводной лодки. Однако проверив матчасть, знания командира БЧ-3 как исполнителя, записи в вахтенном журнале, ошибок экипажа не нашли и успокоились. Дело постепенно затихло.

А через полгода, читая разбор случая во флотском сообщении, я с недоумением читаю: «Вина расчёта „Арсенала“, допустившего ошибку при приготовлении торпеды. Торпеда в конце дистанции навелась на дно».

Звание старшего лейтенанта я тогда получил день в день, однако такая точность была отмечена мной первый и последний раз за всю службу!

«С женитьбой тянул все пять курсов, спешить не было смысла, благо девчата во Владике в сторону военных моряков дышали неровно. Роковую роль сыграли доступные жительницы соседней общаги, к которым волей животного инстинкта размножаться неизбежно тянуло в самовольные отлучки. Именно из-за этих ласковых красоток попал служить на дизеля. Обида затаилась на всё женское население земли-матушки. Все беды от баб-с», — посетовал Святой отец Виктор.

Уж подумывал отомстить прекрасной половине и полностью, без остатка отдаться исключительно службе морской. Любовь-морковь до хорошего не доведёт. Но жизнь подсказала: в амурных делах лучше не загадывать. Вдруг нежданно с небес спустилась Любовь!

Девушка — не сказать, чтоб из высшего общества, но натура утончённая, окончила музыкальное училище. Не будучи оригинальным, приурочил свадьбу к получению лейтенантских погон и привёз к месту службы новоиспечённую молодую жену. Будь что будет! Выхлопотал большую комнату в трёхкомнатной квартире. Это была большая удача. Коммуналка? Нет, свой угол для любви и быта.

Соседом у меня оказался старпом, капитан-лейтенант Каравеков Володя. Он погиб впоследствии на «С-178» при выходе из затонувшей ПЛ, сердце подвело. Спокойный на удивление был. Тёща проживала с ними. Было забавно наблюдать, как он невозмутимо восседал в кресле посреди комнаты, в то время как жена и тёща бегали вокруг него и «промывали ему ноги». Я бы так не смог ввиду отсутствия терпимости к той настойчивости, с которой на самом деле намыливали ему самый нежный и уязвимый о́рган мужчины — мозг.

Так вот… привёл я суженую свою, показал жилплощадь и сообщаю, что завтра выход в море, на неделю. Она в слёзы — жильё явно не понравилось. Спасибо, выручили родненькие курсанты ТОВВМУшники, младше выпуском. Они проходили стажировку и не знали куда себя деть, потому как лодки были плавающие — все на БП.

— Виктор, всё сделаем в лучшем виде. Нам бы литров пять, а идеально десять, жидкой валюты, для бартера.

Ошибаюсь, слова «бартер» тогда в обиходе не звучало, правильней сказать «крепкий деревянный рубль», только жидкий, под названием «шило».

Надо учесть, что со стройматериалами в посёлке было очень напряжённо. Тем не менее я, успокоенный этим заверением, пошёл в море. Когда вернулся, несказанно удивился — комната соответствовала, как бы сейчас сказали, уровню евроремонта. Ребята сделали невозможное, при этом не имея никаких связей, ведь они приехали на стажировку. Вот что шило животворящее делало!

Смотрю, избранница моя поуспокоилась, всё-таки быт в молодой семье имеет не последнее значение. Появилась идея, чтобы любимая окончательно вошла в роль жены моряка-подводника — показать место секретной службы. Правда, памятуя грустный личный опыт первого визита на дизелюху, в успех затеи этой до конца не верил.

Выбрал день, когда стоял дежурным по кораблю, привёл её. Спускаемся через входной люк седьмого, кормовой отсек, крайний, после него внутри заканчивается обитаемая зона, начинаются гребные винты и вертикальный с горизонтальными рулями. Первоначально думал, жёнушка моя от резкого запаха солярки, свежей краски (а эмаль вонючая) и от страшной тесноты сейчас же упадёт в обморок.

Фиг я угадал! Увидев коечки моряков, заправленные по-белому, она радостно воскликнула: «Ой, как здорово! Здесь и спать можно». Чем сразила меня наповал и поубавила желание проявить себя в качестве экскурсовода. С той поры служилось мне весело, и за моральный дух крепкого тыла я не переживал. Там всё встало на места в правильной последовательности.

В наши дни я не особо удивляюсь, видя женщин-подводников в составе экипажей ПЛ у «партнёров». Ибо нам, суровым мужчинам с железобетонным чувством юмора, взращённым в тесноте прочного корпуса, никогда не постичь до конца женскую подлинную суть! Не говоря уж о чаяниях и грёзах…

Вскоре жёнушка станет хорошей матерью, за что ей буду несказанно благодарен. Мечты… Надежды… Как показала дальнейшая семейная жизнь, эта экскурсия не добавила уважения к «героической» профессии… и, в конце концов, семейный союз натолкнулся на рифы супружеского непонимания.

Продолжение здесь.

Фото из свободного источника.
Фото из свободного источника.

------------------------------------------

Благодарю за поддержку! Берегите себя и своих близких.

Не забывайте подписываться на канал. Если понравилось, поставьте палец вверх. Это помогает развитию канала, благодарен за щедрость!

Всегда Ваш. Борис Седых:)

Больше записок подводника читайте здесь

------------------------------------------

Желающих приобрести мои книги, прошу по традиции обращаться к редактору Светлане +79214287880