Новый хоспис вот-вот начнут отделывать внутри. Еще немного, и Фонд Анжелы Вавиловой начнет закупку оборудования. Что может появиться в цокольном этаже здания? Зачем Татарстану еще два новых хосписа и какому проценту людей бывает необходима паллиативная помощь? Об этом в День благотворителя «Татар-информу» рассказал Владимир Вавилов.
«Восемь из десяти человек умирают с болью и в муках»
Вокруг недостроенного пока здания на Братьев Батталовых металлический забор с наклеенным на него паспортом объекта, гора земли и строительный мусор. Встречает нас охранник и его сторожевая дворняга. Все как на обычной стройке.
Подходим ближе – люди в красных футболках наводят порядок на территории. Слышу знакомый голос – это психолог казанского хосписа Татьяна Абуладзе. Как оказалось, все сотрудники Фонда Анжелы Вавиловой приехали на субботник. Эти люди всей душой и сердцем болеют за одно дело – настоящие фанаты. В свой выходной день они собрались, чтобы подготовить территорию вокруг нового хосписа к благоустройству.
Заместитель председателя правления Фонда имени Анжелы Вавиловой Ольга Мишутина провела для нас экскурсию по стройке, пока сам Владимир Вавилов ненадолго отлучился по делам.
Общая площадь здания – более трех тысяч квадратных метров. Оно уже полностью готово, осталась внутренняя отделка. Это красивое современное здание, в котором все продумано для удобства обитателей. Входная группа устроена так, что необходимости в пандусах нет – порог идет вровень с землей. Почти в каждой палате будет просторный балкон с широкими дверными проемами для удобства маломобильных пациентов. Так они смогут наслаждаться солнцем и свежим воздухом, не выходя из своих палат. Балконы здесь застекленные, это сделает «прогулку» еще более комфортной.
«Сейчас идут отделочные работы, поэтому уже видно, какими просторными будут палаты. Строители у нас очень хорошие. Владимир Владимирович приезжает сюда каждый день, а потом делится с нами и радуется: “Какие же они молодцы, как быстро все делают!”» – улыбается Ольга Мишутина.
Внутри работа действительно кипит. В нескольких палатах стены уже выкрашены в белый цвет, словно на днях готовы принять пациентов нового хосписа.
«По данным ВОЗ, только 25 процентов людей умирают моментально. 85 процентов умирают от болезни, иногда очень тяжелой болезни. И все они нуждаются в паллиативной помощи. Наша задача, чтобы не было слова “отмучился”, чтобы люди умирали легко. Дома или в хосписе, главное – без мучений», – поделилась Ольга Мишутина.
Большая часть пациентов хосписа – это люди, страдающие онкологией. Но помимо них есть и другие больные, которым необходимо помочь легко «уйти».
«Бывают случаи, когда человек одинок, он лежит, и ему не то что приготовить покушать некому, его даже некому перевернуть. У него образуются пролежни. И он становится нашим пациентом только потому, что некому было за ним ухаживать. Очень много людей, которые нуждаются в нашей помощи. Кому-то достаточно медсестры, кому-то нужна целая бригада врачей», – объясняет Мишутина.
В стенах хосписа пациента сопровождают до порога жизни и помогают прожить эти дни без боли либо облегчают его состояние настолько, что он может вернуться домой.
«Мы проводим только симптоматическое лечение – можем снять кашель, боль в животе. Естественно, обезболим. В первую очередь мы должны снять тягостные симптомы. Практически у всех это боль и одышка. И человек уже счастливый лежит и говорит: “Мне хорошо”. Они в хосписе у нас проживают дольше, чем бы они дома в муках лежали и делали химиотерапию», – рассказывает Мишутина.
По словам Ольги Мишутиной, на каждые 100 тысяч населения необходимо 10 мест в хосписе, то есть Татарстану необходимо как минимум еще два хосписа. Тогда жители нашей республики смогут быть уверенными, что им не придется умирать в муках.
Мечеть и церковь будут под одной крышей
Пока мы осматривали стены будущего хосписа, приехал Алмаз хазрат Мухлисов. ДУМ РТ внимательно следит за процессом строительства и обещает помочь обустроить будущую мечеть.
«Это будет полноценная мечеть. Хотим сделать здесь второй этаж для женщин», – рассказала Алмаз хазрат.
Священнослужитель рассказал, что мечеть назовут «Ибн Сина» – в честь средневекового мусульманского ученого, философа и врача Авиценны. Хазратом в ней будет сам Мухлисов.
«Конечно, я понимаю, что служение здесь будет не из легких. Обязательно нужно будет заходить в палаты, читать там, общаться с пациентами. Но зато будет и большая награда от Всевышнего», – поделился он.
В этот момент подоспел сам Владимир Вавилов. С будущим хазратом мечети он обсудил цвет стен и потолка – они всегда на связи, обсуждают мельчайшие детали.
«В другом крыле у нас будет церковь имени святого Луки. Это будет не просто домовой храм, а полноценная церковь. Казанская епархия обещала взять обустройство на себя – иконы и роспись. Самое интересное, что вход и в мечеть, и в церковь будет отдельным от входа в хоспис, с улицы. Видите, сколько здесь жилищных комплексов строится? Люди смогут приходить сюда на службу и молиться», – рассказывает Владимир Вавилов.
На вопрос, не будет ли такое свободное посещение мешать больным, глава фонда улыбается.
«Больным, может, и мешало бы, а нашим пациентам все можно. Понимаете? И выпить, и покурить, и поесть. На последнем этапе жизни можно все, и даже нужно. Может, это последняя сигарета в его жизни», – философствует Владимир Вавилов.
«Такой хоспис строится впервые в мире»
Мы обходим территорию – порядка восьми тысяч квадратных метров. Вавилов рассказывает, что этот объект будет по-настоящему уникальным.
«Впервые в мире строится такой хоспис по объему. В среднем строят хосписы на 20-30 коек. Здесь официально планируется на 60, но можно и 120, а при необходимости и 200 пациентов разместить», – делится председатель правления фонда.
С постояльцами здесь будут работать порядка 150 человек. И если младший медперсонал, объясняет Владимир Вавилов, найти не сложно, то средний персонал уже тяжеловато. Еще сложнее найти врачей, делится глава фонда. А еще сложнее всех обучить, ведь паллиативу в наших медвузах пока не учат.
«Строительство практически на завершающей стадии. Комплекс уже построен, осталось благоустройство и внутренняя отделка, кондиционирование, электрика, автоматика, штукатурка. Как только это закончим, сделаем навесные потолки, полы, покраску и начнем закупать оборудование: кухонное, офисное, медицинское. Моя мечта – к 30 августа управиться, подарок ко Дню города сделать», – делится Владимир Вавилов.
В ближайших планах построить дизельную станцию и подготовить территорию к благоустройству. Для этого с территории необходимо вывезти целые горы грунта. Его Вавилов планирует бесплатно раздать дачникам, условие лишь – самовывоз. После этого здесь вырастет настоящий парк – посадят газон, деревья и установят фонари, делится благотворитель.
«Моя мечта – сделать внизу реабилитационный центр для участников СВО»
На территории будущего хосписа свободным оказался цокольный этаж. Пациентов размещать там нельзя, но у Вавилова есть соображения, как использовать его с пользой.
«Моя мечта – сделать внизу реабилитационный центр для участников СВО. Площади позволяют. Я обсуждал эту идею с ребятами, которые занимаются спортом. Мы купим тренажеры, обустроим здесь спортзал. Много ребят покалечилось после СВО, я сам прекрасно знаю, что это такое. Не только из Татарстана, из других регионов пусть приезжают тоже. Такие планы. Может быть, получится», – рассказывает Владимир Владимирович.
Владимир Вавилов серьезно намерен строить еще два хосписа, на 20 мест каждый. Считает, что они покроют необходимость Татарстана в паллиативе, тогда всем нуждающимся мест хватит и никто не будет мучиться.
«В нашей республике порядка 25 тысяч онкобольных нуждаются в паллиативной помощи. А если не только околологических больных, то можно смело на три умножать. Сейчас этот хоспис построим, а потом еще в Челнах и Альметьевске. Конечно, желательно больше паллиативных отделений открывать. Хоспис – это последний этап паллиативного лечения, но он очень нужен», – отметил благотворитель.
От предсмертных мук не застрахован никто, говорит Владимир Вавилов, в его хосписе свой земной путь завершили немало известных людей. Без боли уходят и малообеспеченные пациенты, и дети, и старики.
В этом году фонд отметил свое 20-летие. Началась его история со смертью дочери Владимира Вавилова Анжелы. Девочка страдала лимфобластным лейкозом. Облегчить ее муки тогда было попросту некому. Пережить горе отцу помогла идея создания благотворительного фонда. За два десятка лет ему удалось развить паллиативную помощь в Татарстане, построить хоспис и начать строить другой, в три раза больше. Были открыты девять кабинетов паллиативной службы, помощь в них оказывается примерно двум тысячам жителей республики. Фонд помогает детям с ОВЗ, предоставляет им средства реабилитации и оказывает абилитацию.
«Количество людей даже не знаю. Очень много, кому мы помогли. Совсем недавно у нас умерла в хосписе молодая женщина, судья. И мама ее пришла ко мне, пироги принесла, как это обычно бывает, и спрашивает: “Владимир Владимирович, если плохо будет, можно мне тоже? Я знаю, как у вас дочь уходила”. Я говорю: “Живите, пожалуйста”. Ну в общем, люди просятся. Они видят, как мы ухаживаем за больными и как провожаем их в последний путь без боли, без страданий, в окружении родных и близких», – рассказывает глава фонда.
«Мы – проводники из одного мира в другой»
Владимир Вавилов отмечает: построить стены – лишь малая часть. Самое главное – это содержание, философия и особое отношение к людям, которым здесь помогают.
«Не зря говорят, что мы гости в этой жизни – пришли, ушли. Голые родились – голые уйдем. Просто надо философски относиться к этому. Мы лет после сорока о жизни задумываемся. Нам машинально эти мысли в голову приходят. Нет-нет эта мысль да проскальзывает, и с каждым годом все больше и больше. Это жизнь, и никуда от этого не денешься», – объясняет он.
Хоспис – это все-таки не больница, каждый раз повторяет Владимир Вавилов.
«Мы работаем как проводники из одного мира в другой. Когда лечение уже бессильно, когда уже все сделано… ну что поделаешь? Здесь своя специфика работы, своя философия отношения к пациентам. Они все-таки находятся на пороге земной жизни. Поэтому отношение к ним совсем другое и подход другой: в питании, в обслуживании, в обезболивании. Пациенты не должны стесняться, чтобы не было дискомфорта, чтобы чувствовали себя людьми до конца», – говорит Вавилов.
В завершение разговора он на мгновение задумался, оглянулся на большую стройку за нашей спиной: «Самое главное, что работа идет, видите?»
На строительство хосписа уже потрачено порядка полумиллиарда рублей. Для завершения всех работ необходимо примерно 250 миллионов рублей. Затем начнется сбор средств на оборудование. Напоминаем, что к марафону #СтроимХосписВместе можно присоединиться, перечислив любую, даже самую маленькую сумму на карту помощи 4276 6200 2962 5690. Открытия «Дома без боли» сегодня ждут сотни человек, которые нуждаются в паллиативной помощи.
Елена Фенина