Есть у нас на Ямале такая достопримечательность, которая на сегодняшний день вызывает различные мнения и трактовки прошлого.
Источник https://gotonature.ru/ пишет:
Железная дорога от Салехарда до Игарки имеет следующие названия, данные ей народом: «Дорога в никуда», «Сталинская», «Мертвая Дорога». Последнее наименование как нельзя лучше отражает суть того времени, когда на сложнейшей работе в нечеловеческих условиях трудились жертвы репрессий, ссыльные и политзаключенные. Условия были настолько тяжелыми, что территория, на которой проводились работы и стояли жилые бараки, даже не была ничем огорожена! Попросту некуда было бежать: бескрайние просторы Севера, скованные зимой морозами, а летом болотами и злющей мошкарой. Арестанты не только прокладывали полотно, но и делали себе жилье: сначала рыли землянки, потом стали возводить бараки.
Прокладка дороги длилась целых 6 лет – за это время более 100 тысяч пленных прошли через ад, тысячи так и остались лежать здесь – среди мхов и болот Надымского района. Достоверно неизвестно, сколько точно погибло людей, но официальные данные указывают цифру 3000 человек – скорее всего, она сильно занижена.
Из источника https://yamal-media.ru/
Около полутора тысяч километров трансполярной магистрали должны были соединить европейскую часть страны с дельтой Енисея. Однако грандиозный проект закрыли после смерти Сталина. За шесть лет было построено более 800 км из запланированного пути.
Строительные работы начались весной 1949 года. Строили сразу по всей трассе. Шли с двух сторон: от Салехарда и от Игарки. На всей протяженности дороги с шагом 5—10 километров ставили лагпункты. Только между Салехардом и Надымом их было построено 34. Из них к Надыму относилось 18, а это около 180 километров «железки».
«Мертвой» дорогу стали называть уже после закрытия стройки. это скорее было связано с ее невостребованностью, чем с числом погибших заключенных. За шесть лет на объекте по разным причинам умерли около трех тысяч человек из 100 тысяч.
Условия жизни создавались терпимые. По информации, которую удалось собрать историку Вадиму Гриценко, по тем временам, заключенные питались не хуже, чем большинство людей на воле. Почти одинаковым питание было и у «строителей», и у их охранников.
В Салехарде люди более склонны к первому изложению исторических событий. У нас есть мемориал, посвященный 501 стройке.
Когда мы с мужем ездили в незапланированное путешествие, также по всему пути встречали напоминание об истории.
Добраться до объекта можно из Салехарда или Надыма только на автомобиле. Хотя «Мертвая дорогая» – шокирующее, ужасающее место, им все больше и больше интересуются туристы.
#история#гулаг#репрессии