Замечательная таблетка для памяти прибыла на днях из прошлого! Активно цитируется кусок из Военно-политической доктрины США образца 1992 года, то есть – прямо сразу после распада Советского Союза и социалистического блока государств. Среди прочего, там есть замечательный отрывок, который нам, в России, уже давно знаком и очень хорошо понятен. Но только теперь стало ясно, что смотреть на этот отрывок надо было вовсе не России, а тем, кто тогда благодушествовал и ликовал. События последнего года отчётливо это доказали. Итак, цитируем:
«Американская политическая и военная миссия в наступившую после холодной войны эпоху заключается в том, чтобы гарантировать, что в Западной Европе, Азии или на пост-советском пространстве не появится конкурирующей супердержавы».
Казалось бы, а что тут нового? Что здесь такого, что не обсуждалось уже тысячу раз за последние 20 лет? А там следует обратить внимание на крохотное указание: «… и в Западной Европе»! То есть, объектом сдерживания должна была стать не только Россия, чтобы не допустить её повторного возвышения, и не только Китай, но и свои же собственные союзники по НАТО из Западной Европы! Кстати, вот теперь, задним числом, мы хорошо видим, что эту задачу они единственную выполнили!
Кстати, в каком-то смысле США провалили буквально все задачи! Причём возвышение России и Китая они уже проспали до состояния полной необратимости, а вот с Европой успели всё же в последний момент, буквально дёрнув стоп-кран, удержать этот кусочек мира при себе.
Вот только интересное дело… Россия-то, допустим, у США почти и не выходила из статуса противника. С Китаем было сложно: до последнего момента с Поднебесной пытались улыбаться, изображать партнёров и т.д., но, по сути, к политике сдерживания, пусть и в лайковых перчатках, перешли уже давно. Теперь же видно, что и с Европой всё это время дела обстояли не многим лучше!
Кстати, Америка и теперь ведёт себя более чем сомнительным образом. Вот, например, её отношения с Мексикой всё больше обостряются. Издание Politico прямым текстом пишет о том, что некоторые республиканцы предлагают уже прямое военное вторжение в соседнее государство – якобы ради борьбы с наркотиками.
Говорить о том, что в последнее время США рассорились со всем миром, можно бесконечно. Южная Америка прямо заявила о выходе из долларовой системы, и Вашингтон пригрозил ей за это санкциями. Индия, Китай, Ближний Восток, Турция, Россия… Африку они тоже во многом уже потеряли.
Но Мексика!.. Как можно было поссориться с Мексикой?!. Это что же за талант такой нужен неимоверный, чтобы допустить ухудшение отношений Мексики и США? Раньше бы про такое ответили известной фразой: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». А теперь вот читаем:
«Готовность некоторых республиканцев открыто принять законодательный акт или одобрить использование вооруженных сил в Мексике говорит о том, что эта идея пустила прочные корни внутри партии. И это иллюстрирует то, как недовольство иммиграцией и смертностью от передозировки наркотиков определяют внешнюю политику партии».
Это просто удивительно, и проще уже сказать, с кем США ещё успели НЕ поссориться, чем зачитывать длинный список их вчерашних союзников, которые перестали быть американскими союзниками. Какой главный вывод здесь следует сделать?
Байден допустил колоссальный просчёт, непростительный для любой империи: он допустил, чтобы взаимоотношения США и окружающего мира превратились в классическую «гонку за лидером», то есть – такую ситуацию, когда отстающие на время готовы забыть даже о внутренних противоречиях, лишь бы подвинуть лидера. И дело, конечно, не в том, что все вокруг такие амбициозные, что каждый сам хочет стать лидером. Дело в том, что интересы Америки стали до такой степени расходиться не просто с какой-то группой стран, а почти со всем остальным миром (включая, кстати, как мы видели, даже их союзников из Западной Европы), что именно эта объективная ситуация начала создавать антиамериканские союзы естественным образом.