Найти тему
История weekly

Митридат VI Евпатор. 1-я война с Римом

Римская республика относилась Митридату VI с некоторым недоверием и даже враждебностью. Понтийский правитель отвечал ей взаимностью. Было за что. Политика Рима на востоке не оставляла Евпатору выбора. Подчинение или окончательное ослабление государства не устраивало молодого царя. Тем более что примеров среди соседей хватало.

Есть вполне вероятное мнение, что главной идеей Митридата было объединение культурных групп Греции и Востока в одну единую силу, во главе которой конечно же должен был встать он сам.

👋 Надеюсь, что хоть кто-то до конца дочитает 👋

***

Евпатор был не дурак и прекрасно понимал, что опираясь только на свою страну, он далеко не уедет. Ему нужны были ресурсы и главный из них оставался неизменным – люди. Их можно было найти либо в лице союзников, либо подчинённых держав. Царь выбрал оба варианта.

Взор амбициозного правителя обратился на северные берега Чёрного моря, к греческим государствам Крыма. Во второй половине II века до нашей эры на полуострове было неспокойно. Оттеснённые сарматами скифские армии не очень-то хотели уходить с арены истории и активно досаждали соседям в лице Херсонеса и Боспорского царства.

Хуже всего пришлось херсонеситам. Сотрясаясь под бесконечными ударами скифов, они теряли территории одну за другой, в конце концов сжавшись практически до размеров столицы. Боспорские правители, связанные договорными и аристократическими узами со скифскими вождями, не спешили помогать городу. У жителей Херсонеса не оставалось выбора, как попросить помощи за морем.

Митридат VI не упустил такой возможности и в помощь грекам отправил воинство во главе со своим полководцем – Диофантом.

Сумев оттеснить скифские войска, понтийский полководец не остановился на помощи Херсонесу. На волне военных побед Понтийские послы склонили боспорцев на свою сторону и к 107 году до н. э. укрепили власть Евпатора во внушительном регионе с огромными людскими ресурсам.

Были там правда неприятные нюансы в лице восстания скифской аристократии Боспора и убийства членов правящих семей, однако принципиально это ситуацию не поменяло. Митридат VI на долгие годы присоединил к своей орбите этот стратегически важный регион.

***

Параллельно «движениям» на севере царь Понта искал союзников среди соседей. И нашёл-таки! Недавний враг в лице вифинского царя Никомеда III неожиданная встал на сторону Митридата.

Цель главы Вифинии была отнюдь не благородна. Обладая невероятными амбициями, правитель малоазийского государства стремился сбросить с себя зависимость от Рима и обрести величие.

Ни Никомед, ни Митридат друг другу не доверяли. Просто два хищника объединились, чтобы быстрее расправиться с более слабыми соперниками.

Без труда захватив и разделив на части земли Пафлагонии в 108 году до н. э., цари окончательно дали понять Риму свои намерения и готовность вести войну.

Время для таких действий было выбрано не случайно. В самом конце II века до н. э. Рим был связан по рукам и ногам. В Нумидии куражился неуловимый царь берберов Югурта. В Набронской провинции хозяйничали племена кимвров, тевтонов и галлов. Да и внутри самого Рима дела шли с переменным успехом.

Никомед и Евпатор захватили Гаталию, Малую Армению, а также Колхиду.

Однако после этого пути союзников разошлись. Никомед Эвергет напал на Каппадокию, где правил племянник Митридата Ариарат VII.

Видя силу врага, каппадокийский царь обратился к Евпатору за помощью и та не заставила себя ждать. Однако по какому-то «невероятному» (сарказм) стечению обстоятельств, на сцене истории появилась мать Ариарата и по совместительству родная сестра Митридата – Лаодика, которая шустро выскочила замуж за Никомеда III тем самым подтвердив его права на трон Каппадокии.

Митридат VI шутку не оценил.

Не вдаваясь в подробности (хотя можно было), качели за власть над Каппадокией велись эталонные. Там приложили руку все: и Евпатор, и Никомед, и Рим и даже сам Ариарат что-то вставить пытался. Правда его зарезал собственной рукой непосредственно Понтийский царь на глазах двух армий, но походу в этот момент все смотрели в другую сторону. Даже цари Великой Армении Тигран I и Тигран II приложили руки к этому беспорядку.

В конце концов Каппадокия, или то что от неё осталось, отошла Митридату.

Дальше была череда сражений с различными противниками, но все эти войны хоть и были внушительны, в конце концов выступили лишь прелюдией в столкновении двух титанов античного мира: Римской республики и Понтийского царства.

Чтобы было понятнее. Слева - территория Понта на момент прихода Митридата к власти. Справа - земли которые были в составе царства перед первой войной.
Чтобы было понятнее. Слева - территория Понта на момент прихода Митридата к власти. Справа - земли которые были в составе царства перед первой войной.

Первая Митридатова война 89 года до н. э.

Первое сражение состоялось на территории Пафлагонии между понтийской и вифинской армиями. Подталкиваемый Римом, Правитель Вифинии Никомед IV (сын бывшего союзника Митридата) повёл свои войска в набег на территорию Понта.

Битва завязалась у реки Амнейтон.

Понтийский авангард с самого начала битвы был под угрозой окружения, так как противник превосходил его в числе. Оценив ситуацию, понтийцы под командованием Неоптолема попытались занять крутой холм, возвышающийся на равнине и уже оттуда вести бой. Разгадав этот замысел, Никомед IV сразу же отправил на перехват свои отборные части. Завязалась кровавая битва. Вифинские резервы всё поступали и поступали, заставляя понтийцев отступать.

Казалось армия Понта опрокинется, как вдруг стало понятно, что это была военная хитрость со стороны армии Митридата. В самом начале понтийцы отвели во фланг всю свою конницу, чтобы нанести сокрушительный удар в тыл войска Никомеда IV.

План удался. Вифины какое-то время сопротивлялись, но потом начали сдаваться.

Это была впечатляющая победа. Фронт римского протектората начал сыпаться. Митридат VI Евпатор, продвигался вперед, умело пользуясь инструментами пропаганды и манипуляции.

Логика была проста. Римляне – разбойники, которые пользуются благами государств Малой Азии, не давая взамен практически ничего. Для ремесленников, торговцев и крестьян этот факт был очевиден, так как доминация Рима подрывала их хозяйства и заставляла вести торговый оборот по несправедливым ценам. Митридат изо всех сил старался показать, что врага разбить можно, и что республика не так сильна, как казалось раньше.

Дополнял его образ освободителя, милостивого к пленным и побеждённым.

В общем, как не посмотри – красавчик.

Дальше только победоносный марш по Малой Азии. Пала Вифиния и Фригия. Без боя сдалась Мисия. Римские города тоже не сопротивлялись и открывали ворота при приближении могучего соперника. Сопротивление оказал разве что город в Ионии – Стратоникея, да несколько мелких владений в Пафлагонии и Ликии.

Азиатская часть Рима пала и Митридат VI направил взгляд на земли эллинов.

А что Рим в это время? Да как обычно. Только-только закончилась союзническая война против италиков и началась война гражданская. Лидер римских «аристократов» Луций Корнелий Сулла пытался навалять представителю «демократического» движения Гаю Марию. Тот старался ответить взаимностью. Оба отличались холодной жестокостью и оба не гнушались никаких средств в борьбе. В общем, какой там Митридат?! Сами в провинциях разберутся.

Понтийский царь в это время решил показать, что может не только в добряка играть. Перед морским военным походом он не навязчиво так устроил резню римлян живших в Азии. И как всегда подошел к вопросу обстоятельно. Убивали всех: женщин, мужчин, детей и даже вольноотпущенников. Тем кто пытался помочь беднягам – наказания, тем кто помогал изловить несчастных – награды.

Евпатор очень чётко видел разницу в понятиях «свой» и «чужой». Его война – была войной цивилизаций.

Хотя цифра Плутарха в 150 000 погибших выглядит завышенной, даже более реальное значение в 80 000 человек ужасает.

Карта боевых действий в 1-й Митридатовой войне
Карта боевых действий в 1-й Митридатовой войне

Но вернёмся к походу.

Начальной целью был остров Родос. Понтийский царь вначале планировал взять город с моря, но получил хорошую оплеуху и от затеи отказался.

Об этих событиях и состоянии флота Митридата VI в первую войну, я уже писал, поэтому если захотите, прочтёте.

Не оставив попыток, он предпринял штурм города с суши и моря, но план также оказался провальным. Царь пытался застать обороняющихся врасплох, ударив ночью, но заход провалился и Евпатор вынужден был снять осаду Родоса и перенёс военные действия на континент.

И вот тут дела пошли не так хорошо, как в Малой Азии.

Основной целью царя и его генералов был не захват греческих городов, а попытка убедить эллинов в том, что пришло время сбросить римское ярмо и возродить Великую Грецию. Ставка, и причём удачная, была сделана на Афины. Колыбель греческой культуры и так фактически не подчинялось Риму, ведя свою пусть и не сильно заметную, но самостоятельную политику. Когда пришёл Митридат с предложением фактической автономии и даже дополнительными преференциями, те конечно же не могли отказаться и перешли на сторону Понта.

Однако римляне вовсе не утратили способность драться и побеждать.

Окончательно добив италиков, они развернули военную машину в сторону Митридата Евпатора.

К тому моменту как Римские армии вступили в игру, понтийцам удалось, помимо земель на Пелопоннесе, захватить даже часть Македонии.

Однако к 87 году до нашей эры на Балканы прибыл Луций Корнелий Сулла с пятью легионами.

***

Вначале Сулла с войском явился в Эпир и Фессалию. Там, пополнив войска и продовольствие, армия отправилась в Беотию. Большая часть городов провинции переметнулась обратно на сторону Рима и лишь немногие, включая свободолюбивые Фивы оказали сопротивление. Недолгое.

Разделив силы, римский полководец одновременно вступил в сражения на территории Македонии и Афин. Македония сдалась, но Великий Город нет. Афины и город Пиреи держались как могли.

Вот так и держались.
Вот так и держались.

Армия Митридата пыталась отправить несколько обозов с продовольствием осаждённым, но Сулла успешно перехватывал их, делая начавшийся в осаждённых городах голод ещё более тяжелым.

Генерал Евпатора Архелай, державший оборону в Пирее и пытавшийся всячески помочь Афинам предпринимал несколько попыток вылазок в стан врага. Некоторые из них были успешными. Сгорали штурмовые орудия и осадные башни, гибли люди, но римляне упорно начинали всё сначала и прочно удерживали город в блокаде.

Митридат VI пытался отвлечь врага, снова напав на Македонию и перебив там местные гарнизоны, но Луций Корнелий был неумолим. Он пытался снова и снова взять города штурмом, делая подкопы, подводя тараны и осадные башни. Когорты несли потери, но продолжали попытки атак.

В конце концов голод превысил все мыслимые пределы. Были даже попытки переговоров о мире, но тут Сулле донесли, что афиняне недостаточно хорошо охраняли одну из стен…

Очередной штурм был успешен, а резня ужасна. Такого разгрома Афины прежде не знали. Кровь залила улицы и города, опьянённые злобой римляне не знали пощады.

Суллу было уже не остановить. Все силы были брошены на осаду Пирея. Оборонявший город Архелай был потрясён напором с которым столкнулся. Он несколько раз удерживал стены города, но в конце концов сдался, отступил к гарнизону местного порта и, через какое-то время, не дождавшись подкрепления из Македонии, погрузил войско на корабли и отправился в Фессалию.

После штурма двух городов, Луций Корнелий отправился в Беотию и дал войскам небольшой отдых.

***

Так случилось, что в войну вмешалась политика. Да уж.

До Суллы дошли слухи, что в Риме его политические оппоненты одержали верх. Полководца объявили вне закона и собрали войско под предводительством Луция Валерия Флака, для борьбы с армией Митридата. Это по официальной версии. По факту, Луций Корнелий Сулла не без оснований считал что Флак идёт по его душу.

Сулла сорвал армию и отправился на встречу с оппонентом. Его место тут же заняли понтийские войска во главе с тем самым Архелаем.

Римский полководец вернулся.

Обе армии разбили лагерь в окрестностях Орхомена. Оценив обстановку Сулла приказал рыть рвы. Он хотел сковать многочисленную конницу оппонентов и зажать их в манёврах. Архелай разгадал действия врага и бросил в атаку конницу, не успев даже развернуть толком свои порядки. Понтийцы сломали римлян и помчались в бой с основной армией.

Ща что-то будет...
Ща что-то будет...

Сулла только успел выстроить оборонительные порядки, как их стремительно атаковали. Удар кавалерии был страшен. Строй римлян дрогнул и начал сыпаться. Ещё бы чуть-чуть и битва превратилась бы в бойню, но Луций Корнелий лично вышел на передовую и своим примером заставил римлян собраться и дать бой.

Отразив атаку кавалерии, Сулла дал небольшой отдых солдатам и снова приказал рыть рвы. Архелай снова попытался атаковать, но на этот раз неудачно. Воодушевлённые победой римляне из последних сил пошли в контратаку, сломали полевые укрепления понтийцев и довершили уже разгром.

Дальнейшую череду поражений понтийской армии довершили те самые легионы Валерия Флакка, которые прорвались в Малую Азию.

Находясь под угрозой войны на два фронта Митридат VI Евпатор вынужден был пойти на мирные переговоры.

По их условиям, по решению Суллы: «Митридат уходит из Азии и Пафлагонии, отказывается от Вифинии и от Каппадокии. Выплачивает римлянам две тысячи талантов и семьдесят обитых медью кораблей. Сулла же закрепляет за Митридатом все прочие земли и объявляет союзником римлян».

Так закончилась Первая Митридатова война 89–85/84 годов до нашей эры.

Что почитать:

1. В. С. Калмыков. Первая «Митридатова» война…: последний шанс сопротивления эллинистического мира римской экспансии.

2. С. Чернявский. Митридат великий. Последний эллин.

3. Аппиан. Римская история. Книга XII Митридатовы воины.

---

На этом пожалуй всё.

Спасибо и хорошего дня.