Люди, выходя за пределы привычных мест обитания, склонны искать вокруг себя что-то знакомое. А когда подобного не находится, то они прибегают к различным теориям о том, как всё устроено и по каким законам работает. В давние времена из таких размышлений рождались сказки, из сказок — легенды, а из легенд — мифы. Так появлялись загадочные острова и огромные континенты, лежащие за океаном и скрытые туманами. И таким же образом возникали легенды и о брошенных кораблях с их призрачными командами, ведущими своё судно к одной им известной цели. Подобных историй хватало во все времена. Об одной из них и пойдёт речь ниже.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: https://krbli.ru/3v2h7WK (подарок по ссылке)
Эпоха Великих географических открытий значительно расширила знания человечества о планете. Были открыты острова и целые континенты, стало возможным преодоление огромных пространств. И, как следствие, поиск оптимального и короткого пути всегда был в приоритете у мореплавателей. Тот же Христофор Колумб направил свой путь на запад не с целью открытия новых земель, а чтобы найти короткий путь в Индию. Обычное тогда путешествие туда вокруг африканского континента было очень долгим и затратным. Такими же вопросами было озадачено множество экспедиций, ищущих легендарный Северо-Западный проход.
Этот гипотетический в прошлом путь из Тихого в Атлантический океан привлёк к себе не одну экспедицию. Далеко не все из них вернулись обратно. Большая часть арктических походов закончилась либо возвращением кораблей, оттеснённых льдами от предполагаемого курса, либо ледяным пленом. В последнем случае экипаж был вынужден оставаться на борту, полагаясь на милость природы и надеясь, что льды отпустят судно до того, как раздавят его. Пожалуй, самым трагическим случаем в истории поисков этого прохода была судьба кораблей «Террор» и «Эребус». Гибель экипажей и мистический флёр, который следовал за их исчезновением и поисками, надолго оставил отпечаток в памяти людей. Образ корабля с погибшей от холода командой, освободившегося из ледяного плена и продолжающего плыть, но уже по своей воле, оказался очень популярен.
В 1775 году китобойное судно «Геральд» под командованием капитана Уоррена оказалось во льдах западнее Гренландии. В течение суток корабль маневрировал, пытаясь найти выход из ледяной ловушки. Но лишь на следующее утро часть айсбергов разошлась и открыла путь на запад. Двигаясь по открывшемуся проходу на место боя китов, моряки «Геральда» заметили впереди мачты другого судна, также покрытого ледяной коркой после ночной бури. Проходя мимо, китобои поприветствовали встреченный корабль, однако ответа не получили. Капитан «Геральда» Уоррен решил разобраться, в чём дело. В сопровождении восьми моряков он отправился на молчащее судно. Подойдя поближе, удалось понять, что оно находится в крайне плачевном состоянии. На корпусе корабля с трудом удалось разобрать название — «Октавиус». Моряки, которые всегда отличались повышенной суеверностью, отговаривали капитана подниматься на борт. Они посчитали, что это — корабль-призрак, и не стоит его беспокоить. Но Уоррен убедил подчинённых, что, скорее всего, «Октавиус» — брошенный корабль одной из арктических экспедиций, искавших Северо-Западный проход, а значит, опасаться нечего. К тому же на борту могло остаться что-нибудь ценное.
Поднявшись на борт, китобои с трудом прорубили проход внутрь судна через снег и лёд. В тёмном трюме они нашли тела двадцати восьми замёрзших насмерть членов экипажа. Несмотря на ропот команды, капитан продолжил обследовать судно и в капитанской каюте обнаружил мёртвого капитана «Октавиуса», склонившегося над судовым журналом. В соседней каюте нашли тела женщины и мальчика, также замёрзших до смерти. Уоррен забрал судовой журнал корабля-призрака и хотел подробнее осмотреть трюм, но команда начала протестовать. Матросы, потрясённые находками, угрожали Уоррену уплыть на шлюпке без него, если он сейчас же не отдаст команду покинуть проклятый корабль. Капитан был вынужден подчиниться требованиям моряков. Во время почти панического бегства с борта «Октавиуса» матрос, которому Уоррен поручил нести судовой журнал, выбросил его в воду. От книги осталась только обложка и несколько примороженных к ней страниц из начала и конца. Вернувшись на свой корабль, Уоррен подробно изучил всё, что осталось от утонувшего журнала. На страницах оказались все имена членов экипажа корабля, в том числе жены и сына капитана. Также сообщалось, что «Октавиус» вышел из Англии 10 сентября 1761 года и направлялся в Китай. На последней странице была лишь одна запись, датированная 11 ноября 1762 года.
«…Мы находимся во льду семнадцать дней, наше приблизительное местоположение — 75° с. ш. 160° з. д. Вчера погас огонь, и наш капитан с тех пор пытается его разжечь вновь, но безуспешно. Он передал кресало и кремень помощнику. Этим утром умер сын капитана, а его жена говорит, что больше не чувствует ужасный холод. Остальным из нас, кажется, не суждено никакого облегчения страданий…»
Сравнение времени плавания «Октавиуса», последних координат, записанных в журнале, и места, где обнаружили судно, позволило сделать вывод, что этот корабль-призрак уже с погибшим экипажем всё же прошёл легендарный северо-западный проход.
Эта безусловно интересная и трагическая история в разных интерпретациях и с различными подробностями встречалась в книгах и газетах довольно долгое время. Но если собрать все факты воедино, можно прийти к заключению, что история «Октавиуса» — всего лишь выдумка. Например, корабль с таким именем не числился в то время ни в одном из реестров Англии. Вообще же первые истории о кораблях с замёрзшим экипажем известны с 1826 года. В одной из газет было опубликовано стихотворение английской поэтессы Летиции Ландон под названием «Замёрзший корабль». Судя по всему, она вдохновлялась описанием экспедиции Уильяма Парри, также исследовавшего этот район океана в своих экспедициях. В дальнейшем подобная история в разных интерпретациях не раз всплывала в прессе или художественных произведениях под видом рассказов или легенд, услышанных от старых моряков. Даже название корабля в разных версиях менялось. Так, в опубликованном рассказе в еженедельнике от 1836 года ледяной корабль называют «Дженни». Еще в одном варианте судно называется «Гренландия» и почти точно повторяет историю «Дженни», но с временной разницей примерно в тридцать лет. И, наконец, в конце XIX века английское издательство выпускает книгу с морскими рассказами, среди которых приводится история судна «Глориана», которая в несколько переработанном виде повторяет рассказы о «Дженни» и «Гренландии».
Название «Октавиус» ледяной корабль-призрак приобрёл уже в наше время. В 1972 году американский историк Раймон Рамсей публикует эту историю в своей книге «Открытия, которых никогда не было» (No Longer on the Map). В ней он честно отмечает, что не может хоть как-то доказать правдивость этой истории и подтвердить точность документов. Современные же истории почти все ссылаются как раз на эту книгу, благополучно опуская примечание автора о недостоверности информации.
В заключение стоит сказать, что легенда о замёрзшем корабле «Октавиус» оказалась весьма популярна в обществе. Судя по всему, она просуществовала почти две сотни лет, хотя и не имела под собой реальных фактов. В её основе лежат имевшие место быть случаи гибели судов во льдах или же их оставлении экипажем. Примером такого корабля-призрака может служить пароход «Бэйчимо». Его на протяжении нескольких десятков лет то и дело видели жители прибрежных поселений Канады. Но если «Бэйчимо» вполне реален, то легенда об «Октавиусе» — всего лишь синтез человеческой фантазии и результатов окончания эпохи Великих географических открытий. Этот причудливый сплав и породил красивую и страшную легенду о замёрзшем корабле-призраке.
Понравилась статья? Не забудьте подписаться на наш канал.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией Мира Кораблей
🎁 Принять участие в морских сражениях можете и вы! Регистрируйтесь и получите приветственные подарки: https://krbli.ru/3v2h7WK