Найти тему
Большой Ростов

Почему ростовчан будут возить гастарбайтеры из Киргизии?

Я интернационалист, не отношусь высокомерно и с презрением ни к одной нации. Киргизов знаю, служил с несколькими ребятами из этой солнечной республики – хорошие парни, трудолюбивые, добросовестные, способные к языкам и очень выносливые.

Сейчас Киргизия, которая при СССР была одной из процветающих республик, переживает далеко не лучшие времена.

Средняя зарплата в Киргизии составляет примерно 20-25 тысяч рублей в пересчёте на наши деньги. Но очень многие получают и минимальную зарплату – она равняется в переводе на наши деньги примерно 2200 рублям. Пенсии – порядка 4500 рублей.

Понятно, что там на эти деньги можно что-то купить, но всего на несколько дней. Хлеб там раза в два, а то и в три дешевле, чем у нас. А вот мясо – 400-500 рублей за кило. У нас говядина, конечно, дороже, но не в разы. Так что минимальной зарплаты хватит на 4-5 килограммов мяса. Если питаться одним хлебом и местными фруктами, прожить, наверное, можно. Но недолго.

Вот и едут киргизы батрачить в разные страны, но в основном в Россию. Есть киргизы и в Ростове. Многие их видели, наверное. И на укладке тротуарной плитки, и на оштукатуривании стен домов при капремонте.

И вот теперь городские власти решили привлечь киргизов к транспортным перевозкам.

Проблема из проблем, которую власти не могут решить и которая с каждым годом всё хуже, это проблема общественного транспорта. Мы уже писали, что ростовские “скотовозки” опускаются всё ниже, а власти уже много лет только разводят руками, но не в силах ничего поменять.

Похоже, выход нашли. И вроде бы даже уже заключено спецсоглашение о выдаче квоты на трудоустройство жителей Киргизии в ростовские транспортные предприятия.

Только вот много тут непоняток и нестыковок.

Ну, вот представьте: приезжают люди, которые недостаточно хорошо говорят по-русски. А им ведь знание языка в данной сфере просто необходимо!

Ладно, пусть даже приедут с хорошим знанием языка. Но ПДД в Киргизии и в России всё-таки несколько отличаются. И по приезде сразу на автобусы их не пустят – нужно ещё учить. В том числе и стажировать на маршрутах, обучать особенностям дорожного движения в Ростове, где не всё и далеко не всегда подчиняется правилам. Не сделай этого руководители пассажирских предприятий – останутся без автобусов, а то ещё и пассажиров угробят.

И всё-таки почему киргизы? А всё дело в том, что в соответствии с нашим законодательством иностранные права можно использовать только в личных целях. Если иностранец намерен работать водителем, ему придется получать российские права. Исключение – граждане Киргизии, а также некоторых других стран, где русский язык используется официально. Но вскорости эта лавочка прикроется – действие иностранных водительских удостоверений будет ограничена шестью месяцами.

И, как мне кажется, есть ещё одна причина привлечения иностранной рабочей силы в эту сферу – желание получить специалистов, которым можно платить меньше, чем нашим. Гораздо меньше.

Помнится, пару лет назад в салонах автобусов постоянно крутили объявления: мол, приглашаются водители, иногородним предоставляется общежитие, соцпакет, профсоюзные льготы, зарплата от 40 тысяч рублей.

Не знаю, сколько сейчас получают водители ростовских автобусов. Уверен, что гораздо больше.

Но она и работа трудная, и график неудобный, к тому же, говорят. На водителей много дополнительных расходов ложится, так что величина зарплаты – понятие относительное.

А тут – пожалуйста: наберём киргизов, дадим им зарплату вдове меньше, а кто из наших будет недовольство выражать – тех уволим, наберём опять же киргизов задёшево.

И ситуация вырисовывается очень нехорошая.

Автопарки давно предлагают радикальные меры – резко увеличить стоимость проезда. Вот тогда, мол, поднимем зарплаты водителям, обеспечим качественный ремонт, будет всё хорошо и здорово. Но тарифы повышались уже не раз, а качество перевозок с каждым разом становилось только хуже.

В этот раз, как и обычно, решили сократить издержки за счёт людей.

Судя по всему, ростовские водители автобусов недовольны своей зарплатой и потихоньку разбегаются. И что-то надо делать, причём срочно-обморочно, а то вскорости ростовчан возить будет ну совсем некому. Ну не зарплаты же, в самом деле, водителям повышать!

Вот и решили набрать тех, для кого зарплата в 40 тысяч будет считаться верхом благополучия, а если 50 тысяч, то это вообще богач.

Но проблема ещё и в том, что киргизы едут сюда, чтобы как-то содержать свои семьи на родине. Я беседовал с некоторыми гастарбайтерами из Средней Азии – они месяцами сидят на быстросупах и самых дешёвых продуктах, чтобы как можно больше послать родным.

А водителю нужны силы, нужна выносливость, нужна концентрация внимания.

В общем, не знаю, получится ли что-то путное из этой затеи. Мне кажется, временно, конечно, дырки заткнут, но вскорости потеряют и оставшихся ростовских водителей, а возродить отрасль будет весьма проблематично.

Как обычно, не с того боку подошли к решению проблемы.

Кто-то скажет: ну вот он сидит тут, диванный аналитик, и критикует. Не нравится – сделай что-то сам!

Вот только не моя это задача. У нас есть специалисты по этому направлению, в т.ч. и целые отделы и управления в администрациях. Им за это деньги платят, причём даже не такие, как водителям. Надо эти деньги и отрабатывать. И я не могу поверить, чтобы за столько лет проблему нельзя было решить.

Я по нескольку раз в год бываю в Краснодаре. Там такой проблемы нет, краснодарцы даже не понимают, о чём я, если заговариваю.

Не слышал, чтобы жаловались особо на работу автотранспорта жители других городов-миллионников.

А в Ростове – гляди ж ты! – ну ничего не получается сделать, причём уже много лет. Город, что ли, у нас неправильный?