Найти в Дзене
History-thema

Из истории Северного Кавказа: Имамат Шамиля в Чечне

Имамат Шамиля для времени и места, в которых он сложился, был весьма прогрессивным и сложно устроенным государством с централизованной властью. Авторитет возглавлявшего его имама держался на общей для большинства горских народов Северного Кавказа религии. Мюриды назначались на все важные руководящие посты и составляли гвардию имама — муртазеков. В муртазеки набирались наиболее преданные идеям мюридизма и лично Шамилю мюриды, которые составляли самую отчаянную и боеспособную часть войска и подавляли выступления против властей Имамата.

Чечня в составе Имамата не была единой областью, так как национальным различиям в государстве, где все мусульмане считались равными и имеющими общий — шариатский, закон, значения не придавалось. На чеченских землях было учреждено несколько округов — вилайетов, которыми управляли назначаемые Шамилем наместники — наибы, сосредотачивавшие в своих руках как военную, так и гражданскую власть. Сельские общины — джамааты, возглавлялись выборными старшинами — туркхами. Судопроизводство осуществляли кадии — специалисты в области шариатского права.

Полицейские функции в Чечне исполняли служащие, командированные из Дагестана: они не были стеснены здесь родственными связями и не боялись навлечь на собственный род, живший слишком далеко, гнева родственников преступника. В свою очередь, в Дагестане общественный порядок поддерживали командированные туда чеченцы.

Шамиль и мюриды на картине художника Ф. Рубо
Шамиль и мюриды на картине художника Ф. Рубо

Вводилась всеобщая воинская обязанность для здоровых мужчин от пятнадцати лет, формировалось постоянное войско с системой воинских подразделений, чинов и наград.

Впоследствии в Имамате началось производство собственных пушек, и появилась собственная артиллерия, которая, впрочем, далеко уступала по количеству и качеству русской.

Артиллерия Шамиля
Артиллерия Шамиля

Народные обычаи заменялись официально издаваемыми Шамилем законами. Власть самого имама несколько ограничивалась Диваном — высшим государственным советом, состоявшим из военачальников и религиозных ученых.

Население было обязано снабжать армию лошадьми, продовольствием и фуражом.

Жителей селений, пострадавших от русских военных экспедиций или уничтоженных по указанию самих властей Имамата, чтобы русские экспедиции не могли по пути находить в них укрытие и продовольствие, были обязаны принимать у себя и снабжать всем необходимым в других селениях. Так древний обычаи взаимопомощи общин перед внешним противником был оформлен официально и стал не добровольным актом благородства, а государственным долгом всех жителей.

горские воины
горские воины

Многие древние обычаи, противоречащие исламскому закону или подрывавшие государственный строй Имамата, запрещались под страхом наказания. Была запрещена кровная вражда: за убийство отвечал только сам убийца, а не его родственники, и вообще, былые властные полномочия родовых старейшин сильно ограничились, так как важнейшие вопросы общественной жизни теперь решали наибы — государственные чиновники.

Запрещались под страхом смертной казни воровство и разбои, и, пожалуй, впервые за многие столетия по дорогам кавказских земель, на которых установил свою власть Имамат, путники стали безбоязненно отправляться в дальние селения, где не имели родственной защиты. Было введено обязательное начальное обучение горских детей исламским основам.

Чеченские наибы на рисунке Т. Горшельта
Чеченские наибы на рисунке Т. Горшельта

Полная версия статьи на нашем сайте👇

В горах за Тереком: история и культура чеченского народа (часть III) - history-thema.com История - от древности до наших дней

Если было интересно, не забудьте про 👍. Заглядывайте ещё 👀. Позитивных дней!🌝

Читайте еще в ленте👇

Здесь книга о Кавказской войне:

https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/

-6

Автор: ©history-thema.com / Условия копирования на сайте