Найти тему
History-thema

Предпосылки складывания государства Шамиля

В конце тридцатых годов XIX века в Чечне и Дагестане все больше распространялись нашедшие благоприятную почву еще при Мансуре идеи верховенства исламского религиозного закона над всеми существовавшими на Кавказе издревле обычаями и порядками, религиозного братства и единства всех мусульманских народов, их объединения для борьбы с экспансией Российской империи.

Чечня все больше попадала под влияние зародившегося в Дагестане кавказского мюридизма. В Дагестане давно было популярным течение накшабандийского суфизма, основанное в конце XIV в. среднеазиатским проповедником Бахауддином Накшбанди. В основе его лежала система духовного совершенствования человека путем следования наставнику-устазу, получения у того религиозных знаний и совершения под его руководством регулярных поклонений Богу.

По представлениям накшбандиев, такой послушник — мюрид, должен был пройти несколько возвышающихся одна над другой духовных степеней, после чего сам мог быть посвящен в духовные предводители — имамы. При этом мюрид должен был оставить все свои привычки, убеждения, традиции, которые не соответствовали исламскому закону, и неукоснительно воплощать в жизнь предписания шариата. И быть готовым по первому приказу своего наставника пожертвовать ради дела Ислама всем, чем угодно: имуществом, семейными и родственными связями, жизнью.

-2

Первым широко известным проповедником накшбандийского мюридизма на Кавказе стал шейх Мухаммад из дагестанского селения Яраги. К началу 30-х гг. XIX в. дагестанские мюриды, превратившиеся в многочисленную духовно-политическую организацию, избрали своим имамом Гази-Мухаммада из аварского селения Гимры. Под его руководством в Дагестане, а затем Чечне, где тоже появились общества накшбандийских мюридов, развернулось масштабное антироссийское движение.

-3

Воодушевленные мюридами горцы стали многочисленными ополчениями атаковать укрепления Кавказской линии, порой совершая для тех лет уже необычно далекие рейды. Учение о единстве мусульман вне зависимости от национальности и сословных различий, единая и централизованная организация движения мюридов находили очень широкий отклик на Северном Кавказе перед лицом противостояния наступлению Российской империи. Проповедники мюридизма утверждали, что русские вторжения, захват земель и экономическая блокада — это божественная кара мусульманам Кавказа за недобросовестное исполнение религиозных законов, отсутствие дружности и пристрастие к тяжелым порокам вроде пьянства, воровства и разбоев.

-4

Российские войска совершали в глубь Чечни карательные экспедиции, однако чеченцы, уже привыкшие к их ожиданию, заблаговременно узнавали об их продвижении и покидали свои селения, после чего устраивали на пути экспедиций засады или издалека обстреливали из ружей. Неповоротливые пехотные колонны русских не могли оперативно вести бой со стремительно передвигающимися верхом чеченскими отрядами, а прикрывавшая пехоту кавалерия хорошо не знала местность, поэтому не могла окружить атакующих чеченцев.

-5

Русские войска занимали опустевшие чеченские селения, с помощью артиллерии отогнав их защитников, после чего уничтожали хранившиеся в них запасы продовольствия и фуража, выкашивали хлебные поля и уводя скот, который жители не смогли забрать с собой. Поскольку, как уже говорилось в более ранних статьях, жили чеченцы весьма небогато, потеря запасов продовольствия нередко вынуждала их отказываться от организации походов на Кавказскую линию, и число набегов временно уменьшалось.

Однако для организации каждой военной экспедиции в бездорожный гористый, заросший лесом и кустарником край российскому командованию требовалось задействовать очень большие людские силы и финансовые расходы. Удерживать же Чечню, как и другие горские области, под постоянным контролем русская армия того времени не могла: резкий и сложный гористый рельеф позволял чеченским ополченцам легко укрываться от любого противника, мгновенно исчезать после нападения и подбираться к российским гарнизонам буквально вплотную для внезапной атаки. Пока карательные экспедиции добирались с Кавказской линии до одного непокорного селения, подчас за сотни верст оттуда в поход на русские укрепления уже выступало другое.

-6

Распространение идей кавказского мюридизма на фоне продолжающейся войны привело к инкорпорации Чечни с неподвластной России частью Дагестана в единое теократическое государство — Имамат Шамиля. Шамиль — односельчанин и друг детства погибшего в 1832 г. в битве с российской экспедицией Гази-Мухаммада, стал имамом кавказских мюридов в 1834 г. Его глубокая приверженность своим идеалам в сочетании с необычайной личной храбростью и расчетливым умом стали причиной завоевания им такой широкой популярности на Северном Кавказе, которой, вероятно, ни до, ни после не имел никакой другой кавказский лидер.

-7

Тяжелая засуха летом 1839 г. привела к охватившему горские области Северного Кавказа жестокому голоду. Надеясь, что голод заставит непокорных горцев присягнуть на верность России, российские военные власти прибегли к их экономической блокаде, запретив всем торговцам провоз в их земли хлеба. Эффект оказался обратным: по всему Северному Кавказу горцы начали сплачиваться для прорыва Кавказской линии и прекращения голодной блокады. В этот период население Чечни окончательно признало Шамиля своим лидером.

Портрет имама Шамиля работы А. (Г.) И. Деньера (1820 – 1892)
Портрет имама Шамиля работы А. (Г.) И. Деньера (1820 – 1892)

Прочитать полную версию статьи можно на сайте:

В горах за Тереком: история и культура чеченского народа

-9

Здесь книга о Кавказской войне:

https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/

-10

Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте еще👀. Всем МИРА!!! Доброй осени🍂

Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.