В конце тридцатых годов XIX века в Чечне и Дагестане все больше распространялись нашедшие благоприятную почву еще при Мансуре идеи верховенства исламского религиозного закона над всеми существовавшими на Кавказе издревле обычаями и порядками, религиозного братства и единства всех мусульманских народов, их объединения для борьбы с экспансией Российской империи.
Чечня все больше попадала под влияние зародившегося в Дагестане кавказского мюридизма. В Дагестане давно было популярным течение накшабандийского суфизма, основанное в конце XIV в. среднеазиатским проповедником Бахауддином Накшбанди. В основе его лежала система духовного совершенствования человека путем следования наставнику-устазу, получения у того религиозных знаний и совершения под его руководством регулярных поклонений Богу.
По представлениям накшбандиев, такой послушник — мюрид, должен был пройти несколько возвышающихся одна над другой духовных степеней, после чего сам мог быть посвящен в духовные предводители — имамы. При этом мюрид должен был оставить все свои привычки, убеждения, традиции, которые не соответствовали исламскому закону, и неукоснительно воплощать в жизнь предписания шариата. И быть готовым по первому приказу своего наставника пожертвовать ради дела Ислама всем, чем угодно: имуществом, семейными и родственными связями, жизнью.
Первым широко известным проповедником накшбандийского мюридизма на Кавказе стал шейх Мухаммад из дагестанского селения Яраги. К началу 30-х гг. XIX в. дагестанские мюриды, превратившиеся в многочисленную духовно-политическую организацию, избрали своим имамом Гази-Мухаммада из аварского селения Гимры. Под его руководством в Дагестане, а затем Чечне, где тоже появились общества накшбандийских мюридов, развернулось масштабное антироссийское движение.
Воодушевленные мюридами горцы стали многочисленными ополчениями атаковать укрепления Кавказской линии, порой совершая для тех лет уже необычно далекие рейды. Учение о единстве мусульман вне зависимости от национальности и сословных различий, единая и централизованная организация движения мюридов находили очень широкий отклик на Северном Кавказе перед лицом противостояния наступлению Российской империи. Проповедники мюридизма утверждали, что русские вторжения, захват земель и экономическая блокада — это божественная кара мусульманам Кавказа за недобросовестное исполнение религиозных законов, отсутствие дружности и пристрастие к тяжелым порокам вроде пьянства, воровства и разбоев.
Российские войска совершали в глубь Чечни карательные экспедиции, однако чеченцы, уже привыкшие к их ожиданию, заблаговременно узнавали об их продвижении и покидали свои селения, после чего устраивали на пути экспедиций засады или издалека обстреливали из ружей. Неповоротливые пехотные колонны русских не могли оперативно вести бой со стремительно передвигающимися верхом чеченскими отрядами, а прикрывавшая пехоту кавалерия хорошо не знала местность, поэтому не могла окружить атакующих чеченцев.
Русские войска занимали опустевшие чеченские селения, с помощью артиллерии отогнав их защитников, после чего уничтожали хранившиеся в них запасы продовольствия и фуража, выкашивали хлебные поля и уводя скот, который жители не смогли забрать с собой. Поскольку, как уже говорилось в более ранних статьях, жили чеченцы весьма небогато, потеря запасов продовольствия нередко вынуждала их отказываться от организации походов на Кавказскую линию, и число набегов временно уменьшалось.
Однако для организации каждой военной экспедиции в бездорожный гористый, заросший лесом и кустарником край российскому командованию требовалось задействовать очень большие людские силы и финансовые расходы. Удерживать же Чечню, как и другие горские области, под постоянным контролем русская армия того времени не могла: резкий и сложный гористый рельеф позволял чеченским ополченцам легко укрываться от любого противника, мгновенно исчезать после нападения и подбираться к российским гарнизонам буквально вплотную для внезапной атаки. Пока карательные экспедиции добирались с Кавказской линии до одного непокорного селения, подчас за сотни верст оттуда в поход на русские укрепления уже выступало другое.
Распространение идей кавказского мюридизма на фоне продолжающейся войны привело к инкорпорации Чечни с неподвластной России частью Дагестана в единое теократическое государство — Имамат Шамиля. Шамиль — односельчанин и друг детства погибшего в 1832 г. в битве с российской экспедицией Гази-Мухаммада, стал имамом кавказских мюридов в 1834 г. Его глубокая приверженность своим идеалам в сочетании с необычайной личной храбростью и расчетливым умом стали причиной завоевания им такой широкой популярности на Северном Кавказе, которой, вероятно, ни до, ни после не имел никакой другой кавказский лидер.
Тяжелая засуха летом 1839 г. привела к охватившему горские области Северного Кавказа жестокому голоду. Надеясь, что голод заставит непокорных горцев присягнуть на верность России, российские военные власти прибегли к их экономической блокаде, запретив всем торговцам провоз в их земли хлеба. Эффект оказался обратным: по всему Северному Кавказу горцы начали сплачиваться для прорыва Кавказской линии и прекращения голодной блокады. В этот период население Чечни окончательно признало Шамиля своим лидером.
Прочитать полную версию статьи можно на сайте:
В горах за Тереком: история и культура чеченского народа
Здесь книга о Кавказской войне:
https://ridero.ru/books/samaya_dolgaya_voina_rossii/
Спасибо тому, кто прочитал! Поддержите наш канал лайком👍 и нажмите вверху "подписаться"🖍. Заглядывайте еще👀. Всем МИРА!!! Доброй осени🍂
Авторское право защищено ©history-thema.com Условия копирования на сайте.