Правда, справедливость, отказ от насилия в любом виде для достижения своих целей, созидание вместо разрушения, развитие вместо деградации – все это норма, и люди, которые выбирают этот путь вместо пути насилия и зла, являются хранителями этой нормы. И в конечном итоге именно этот путь и спасает – даже если хранители нормы на каком-то этапе истории и их жизненного пути кажутся странными, нелепыми, непонятными и непостижимыми в своих мотивах и действиях людьми.
Даже в нормальном свободном обществе хорошие, добрые, глубоко порядочные люди могут выглядеть очень неуклюжими, подозрительными и просто сумасшедшими. Просто потому, что в своем личностном развитии они уже намного опередили этическую норму, которая, хоть и постоянно меняется к лучшему, все же довольно инертна и постоянно откатывается назад в архаику. Что уж говорить об обществе, где архаичная этика пока преобладает над современной и, к тому же, искусственно искажена системой зла – в таком обществе глубоко развитые личностно люди выглядят возмутительными нарушителями общественного порядка и спокойствия или даже преступниками.
Чем сильнее пропасть между личностным развитием такого «хранителя нормы» и этическим развитием общества в целом, тем труднее «хранителю нормы» в обществе приходится, тем сильнее конфронтация между ним и обществом и тем более жестоко общество с таким человеком в результате расправляется. Жестокость события, которое произошло в пятницу около двух тысяч лет назад, абсолютно пропорциональна глубине этой пропасти – между дремучей архаикой общества и невероятно сильной и цельной личностью того человека, который и сейчас-то, в наши дни, выглядит намного наше общество опережающим.
Не знаю, сколько еще сотен или тысяч лет должно пройти, чтобы общество хотя бы в самых прогрессивных своих формах начало по своему развитию с этим человеком совпадать, но очень подозреваю, что свидетелями этого мы с вами не станем. Означает ли это, что нам надо смириться со своим несовершенством и приветствовать архаику, как родную? Конечно же, нет. Да, мы не совершенны и не идеальны, но у нас, к счастью, есть отличный образец, идеал, к которому надо стремиться, ориентир, по которому следует сверять свой путь. Не беда, что мы так часто сбиваемся с пути, а иногда вообще поворачиваем обратно – главное, чтобы мы всегда, так или иначе, возвращались на эту дорогу.
В известной песне «One of Us», которую исполняет Джоан Осборн, говорится о том, что никто не знает ни имени Всевышнего, ни того, как он выглядит. «А что, если он – один из нас, просто человек, который едет в автобусе домой?». Эта песня, конечно, не о том, что какой-то простой человек может быть настоящим Всевышним – она о тех «хранителях нормы», о тех, кто помнит и знает, какому идеалу он следует, по какому ориентиру движется и в какую сторону идет. Никто не знает его конкретного лица и имени, потому что у него множество имен и множество лиц, и все они – рядом с нами, одни из нас.