Найти тему

«Ангел Хранитель» Дмитрия Апазидиса

В 1979 году в Музей имени Андрея Рублева была передана часть коллекции Дмитрия Апазидиса. Дар включал 11 икон, среди которых небольшой, но примечательный образ Ангела Хранителя.

Дмитрий Апазидис - дипломат, в советское время - сотрудник посольства Греции, затем посольства Швеции в Москве. Он был коллекционером той эпохи, когда предметы русского религиозного искусства не представляли широкого и безусловного интереса. Собрание его было пестрым, как и собрание его близкого друга, известного коллекционера Георгия Костаки, предметом увлечения которого были не только иконы, но и произведения русского авангарда.

По свидетельству сына Дмитрия Апазидиса, Георгия: " Иконы отец большей частью приобретал у таких же, как он, собирателей, и не только в России. Кроме того, отец был хорошо знаком с реставратором Иваном Андреевичем Барановым, тот предлагал на продажу иконы, которыми владел".

АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ, СО СЦЕНАМИ ЖИЗНИ ПРАВЕДНИКА Конец XVII – начало XVIII века. Москва, Оружейная палата. Дерево, темпера. 32,4 × 29 см. Из коллекции Д.Н. Апазидиса
АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ, СО СЦЕНАМИ ЖИЗНИ ПРАВЕДНИКА Конец XVII – начало XVIII века. Москва, Оружейная палата. Дерево, темпера. 32,4 × 29 см. Из коллекции Д.Н. Апазидиса

Как к Д.Н. Апазидису попала икона Ангела Хранителя, неизвестно. Уже в документах о передаче дара коллекционера музею отмечено, что она создана в конце XVII - начале XVIII века. Вероятно, она создана мастером Оружейной палаты. Об этом свидетельствуют великолепное личное письмо, пропорции и поза центральной фигуры.

Приказ Министерства культуры СССР о передаче Музею имени Андрея Рублева дара Д.Н. Апазидиса
Приказ Министерства культуры СССР о передаче Музею имени Андрея Рублева дара Д.Н. Апазидиса

Образ, очевидно, создан по частному заказу - перед иконами Ангела Хранителя сугубо молились об отвращении внезапной, «напрасной» смерти. От лица заказчика к ангелу обращена молитва, текст которой расположен внизу в центре под фигурой: «Ѡхранителе чел(ове)ка : поставленнъ б(о)гом от века // молѧщасѧ [ны]не непрезри : [хр]ани отъ напрасныѧ смерти». Охранительная функция иконы отражена и в других надписях. Одна из них восходит к молитве Животворящему кресту, читаемой при опасности, другая – к 33-му благодарственному псалму.

Икона отличается от других близких произведений конца XVII–XVIII веков с изображением Ангела Хранителя. Традиционно они дополнялись четырьмя сюжетами по сторонам, с той или иной подробностью иллюстрирующими его участие в судьбе человека на протяжении всей жизни и особенно в момент кончины. На иконе из собрания Д.Н. Апазидиса внизу в архитектурных обрамлениях только два сюжета и только из жизни праведника: вечерняя молитва перед иконой (ангел при этом записывает этот праведный поступок в свой свиток)

-3

и сон, охраняемый ангелом. Даже в этих очень небольших по размеру сценах художник увлечен деталями - так, в сцене вечерней молитвы на полу стоит кувшин для омовения, а молитвослов, который раскрыт в руках молящегося праведника, изображен в следующей сцене лежащим под ложем спящего.

-4

____

Мы продолжим рассказывать истории музейных экспонатов из многотысячного собрания Музея им. Андрея Рублева - подписывайтесь на наш канал! Спасибо за лайки!