Далеко не самая красивая, но одна из самых странных станций нашего метро. Пространство-время здесь как бы искажается – тут все не как у других. Наверное, это месть станции за то, что изначально ее вообще не хотели строить. Не случайно именно она – чемпион по разнообразию имен.
ИСКАЖЕНИЕ ИМЕН
С этой станцией за первенство по частоте переименований может поспорить разве что «Охотный ряд», выдержавший четыре смены названий. Вспоминаем: «Охотный ряд» – сначала в 1935 г., затем вновь - в 1957 г и, наконец, с 1990 г, «Им. Кагановича» – в 1955 г, и «Проспект Маркса» – в 1961 г. Впрочем, нынешняя «Партизанская» также любила менять имена: «Измайловский ПКиО им. Сталина» – в 1944 г., «Измайловская» – в 1947 г., «Измайловский парк» – в 1963 г и «Партизанская» – с 2005 г). Но четыре совсем непохожих имени – только здесь! К тому же, даже самое первое имя постоянно меняло свои очертания – то «Коминтерн», то «Улица Коминтерна»…
ИСКАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА
Почему не приживались имена? Видимо, у искаженного пространства свои законы. А пространство здесь искривленное: посмотрите, хотя бы, на кривые платформы! Они изогнуты так, что машинист не видит хвост собственного состава… Мало того, просвет между вагонами и платформой здесь шире, чем на «обычных» станциях: вагоны-то прямые, они гнуться не умеют. Нашего человека этим не испугаешь, а для непонятливых американцев на изогнутых станциях специально пишут: Mind the gap. Дескать, гляди, не провались в этот самый просвет…
Это еще не все. Абсолютно все станции московского метро первой очереди были островными – от слова «остров». Вы находитесь посередке, а поезда подъезжают к разным «берегам» этого острова – все просто. А вот на этой станции все не так: здесь платформы почему-то боковые. Мало того, сегодня нужный вам поезд может прийти как на ближнюю платформу, так и на дальнюю – извольте перейти через мостик. При этом поезд немного постоит и… поедет обратно: сегодня эта станция – тупиковая. Но об этом чуть позже.
ИСКАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ
Здесь искажается и время: никакую станцию в 1935 году не строили всего за шесть месяцев. А позднее, спустя десятки лет, именно по этой линии долгое время ходили старые-престарые поезда с желтым линкрустовым салоном и открытыми плафонами. Линкруст – это такой отделочный материал на бумажной основе, пропитанный сложным составом, включающим натуральные компоненты.
ИСКАЖЕНИЕ ПЛАНОВ
Начальная схема линий московского метро 1-й очереди никаких «коминтернов» не содержала: от «Охотного ряда» поезд закладывал вираж сразу к станции «Арбатская площадь». Причем уходил налево, чтобы нырнуть направо: посмотрите на схему. Логика, казалось бы, присутствовала: на этом месте уже была предусмотрена станция «Библиотека Ленина», так что никакой дублер ей не был нужен. Но затем, когда работы уже шли полным ходом, пришлось признать: недодумали! Действительно, каким чудом пассажирам поезда, идущего к «Смоленской» или от нее, попасть на «Библиотеку»? До станции рукой подать, но остановки-то нет…
Построить еще одну станцию – это сложно, но можно. Однако именно здесь-то и столкнулись с тем, что обычное решение не годится: тоннель круто сворачивает, а выпрямить его никак нельзя. Метростроевцы и так еле продрались между Кремлем и Манежем, а подкапываться под них… Всем было ясно: этого делать нельзя. Рухнуть может все – от стен до башен!
Архитекторы вздохнули и изогнули платформы сообразно рельсовым путям… Впервые в истории нашего метро.
ИСКАЖЕНИЕ СДЕЛАННОГО
Как это часто бывает в нашей истории, сделанное вскоре объявили ненужным.
Поначалу все шло более-менее нормально. В 1938 году весь участок соединили не с «Охотным рядом», а с «Площадью революции» – вилочное движение по «красной ветке» то в «Парк Культуры», то к «Смоленской» исчезло. Однако в 1953 году поезда пустили по новопроложенным путям глубокого заложения, а участок первой очереди просто закрыли – за ненадобностью. Про него вспомнили только в 1958 году – при этом станция, называемая на тот момент «Калининской», вдруг стала… конечной!
Станция выпендрилась и тут – поезда приходят то на одну платформу, то на другую, после чего через некоторое время по тем же путям идут обратно через стрелочное хитросплетение. Тупиковая же часть для пассажиров закрыта. Некоторые верят в то, что она идет-таки в Кремль, и что именно здесь когда-то ездил Сам. Ну, не будем спорить – зачем разубеждать людей? Тем более, что многие рельсы действительно целы – хотя и говорят, что путь до «Охотного Ряда» вообще зачем-то засыпали, когда рыли торговую яму на Манеже. А вот к «Площади революции» подъехать, вроде бы, можно.
Сложная схема у местных подземных путей… А судьба еще сложнее.
Странная, изогнутая станция. До «Арбатской» – всего 510 метров: рукой подать. Перегон «Александровский сад» – «Арбатская» на протяжении 71 года был самым коротким в московском метро. С 2006 года рекорд перешел к перегону «Выставочная» – «Международная»: он еще короче.
ИСКАЖЕНИЕ КРАСОТЫ
Вообще-то, станция все же красивая, пусть и не самая. Некрасивые станции начнутся потом, за «Киевской»… В свое время первое лицо государства лично проконтролировало на соседней Арбатско-Покровской линии создание великолепной «Киевской», знаменующей нерушимую дружбу с Украиной и вклад оной в дело построения того, что тогда хотели построить. После чего дало понять, что с этого момента ничего краше делать не стоит: надобно экономить! Вот и пошли по Филевской линии безликие «Студенческие», «Кутузовские», «Фили»…
А где нет лица, там нет и воспоминаний…
Если вам интересны мои взгляды на прошлое, настоящее и будущее, подписывайтесь на мой канал в Дзен. Еще моя страничка с произведениями есть вот тут: https://proza.ru/avtor/mishak .И, конечно же, заходите на сайт: kolodochkin.com