Найти тему
Православие.ONE

Чистый четверг: очистимся от скверны

Оглавление

Наступил Великий Четверг Страстной седмицы. В этот день мы вспоминаем, как Христос устанавливает новозаветное таинство Евхаристии (Святого Причащения). К сожалению, в народе бытует мнение, что в этот день главное - это нужно мыться, идти в бани и так далее. Дело здесь не в купании, а в первую очередь в очищении души. В этот день люди спешат в храм на исповедь и причастие. Это самое главное - очистить свою душу от всякой скверны (т.е. греха).

Итак, в чет­верг Страст­ной сед­мицы вспо­ми­на­ется Тайная вечеря Гос­пода с уче­ни­ками и уста­нов­ле­ние Спа­си­те­лем Таин­ства Евха­ри­стии, когда Гос­подь, бла­го­сло­вив хлеб, пре­ло­мив его и дав апо­сто­лам, сказал «при­и­мите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк.14:22), после чего взяв чашу, бла­го­да­рив, подал им и про­из­нёс: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изли­ва­е­мая» (Мк.14:24).

Так же в этот день принято печь куличи и красить яйца.

В четверг Страстной седмицы вечером совершается последование утрени Великой Пятницы с чтением Двенадцати страстных Евангелий. Эта служба содержит глубочайшие по своему смыслу и назидательности чтения и песнопения, внимательное рассмотрение которых принесет величайшую пользу.

Митрополит Антоний Сурожский в своем слове говорит:

Происходит последняя встреча Господа Иисуса Христа со Своими учениками вокруг пасхального стола, а затем перед нами проходит картина того, что произошло со Спасителем по любви к нам; Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступить, если бы только Себя захотеть спасти и не довершить того дела, ради которого Он пришел!.. Разумеется, тогда Он не был бы Тем, Кем Он на самом деле был; Он не был бы воплощенной Божественной любовью, Он не был бы Спасителем нашим; но какой ценой обходится любовь! Христос проводит одну страшную ночь лицом к лицу с приходящей смертью; и Он борется с этой смертью, которая идет на Него неумолимо, как борется человек перед смертью. Но обыкновенно человек просто беззащитно умирает; здесь происходило нечто более трагичное.
Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя…
Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…
И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

Последуем и мы вслед за церковными песнопениями, ведущими нас по следам Спасителя, и углубимся в смысл совершаемого в храме. Внимательно прослушав историю страданий Иисуса Христа, поймем, что грехи создали крест. Гвозди, которыми Он был пригвожден,— наши грехи, терны, из коих сплетен был Его венец,— все наши же грехи!

-2
"Все, что совершилось на древе крестном,— пишет святитель Григорий Богослов,— было врачеванием нашей немощи. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,— за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные — за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на крест — за падение, желчь — за вкушение, терновый венец — за худое владычество, смерть — за смерть, тьма — за погребение и возвращение в землю для света".

Прости нас, Господи и помилуй!

Аминь.

Другие публикации канала