"В СССР история, как наука и учебная дисциплина, были узаконены лишь в начале 1930-х гг. До 1932 г. предмет «история» отсутствовал в школьных программах, Возрождение исторического образования в Советском Союзе началось в 1930-е гг., когда в стране вовсю развернулась «культурная революция», которая была призвана совершить коренной переворот в массовом сознании. В этой связи в высших эшелонах власти была поставлена задача встроить историческую науку в систему идеологической машины государства.
В 1938 г. вышел «Краткий курс истории ВКП (б)», в создании которого принимал самое непосредственное и весьма деятельное участие И. В. Сталин. Он был призван служить образцом толкования прошлого Российского государства. В соответствии с этой установкой должны были создаваться и исторические труды в регионах.
Вопрос о написании «Истории Татарской АССР» был поставлен перед образованным в 1939 г. Научно-исследовательским институтом татарского языка и литературы. К этому времени историческая наука в ТАССР представляла собой «зачищенное» поле из-за массовых репрессий, под безжалостный каток которых попал весь цвет исторической науки, вызревший в период относительного идеологического суверенитета 1920-х гг.
В 1937–1938 гг. в сталинских застенках оказались ведущие ученые-историки республики: Галимджан Шараф, Газиз Губайдуллин, Михаил Корбут, Джамал Валиди, С.С. Атнагулов, Хади Атласи, Николай Эльвов, Евгения Гинзбург и др.
Видимо, по причине этих жесточайших потерь сектор истории в ИЯЛИ не смогли сформировать сразу, он появился лишь через полтора года после учреждения Института – в феврале 1941 г. А к 1 сентября 1942 г. от него уже ждали написания I тома академического труда по истории Татарской АССР. Великая Отечественная война отодвинула этот срок: ряд сотрудников был призван на фронт, мобилизован на строительство оборонительных сооружений и т.п.
Но и в критических условиях военного лихолетья Институт не останавливал исследовательскую деятельность: состоялись археологические экспедиции в Булгарское городище, проводилась переводческая работа на русский язык трудов К. Насыри, Ш. Марджани и других татарских просветителей.
Обогащению источниковой базы будущего исторического труда благоприятствовала и начавшаяся для поднятия патриотического духа политика возрождения национальных героических образов прошлого, таких как «собиратель татарских земель Идегей».
Во второй половине 1942–1943 гг. историками ИЯЛИ активно разрабатывались темы времен Золотой Орды, Казанского ханства, воспроизводившими историческую память о героическом прошлом татар.
К 1944 г. работа над первым томом, охватывавшем досоветский период истории татар, подходила к концу. Но 9 августа 1944 г. кардинальным образом изменились политико-идеологические условия в социокультурной жизни Татарской АССР вообще и в судьбе татарской исторической науки, в частности.
Принятое в этот день постановление ЦК ВКП (б) «О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы в Татарской партийной организации» в эпицентр критики поставило Институт языка, литературы и истории, ученых которых обвинили в восхвалении феодально-ханского эпоса «Идегей», идеализации Золотой Орды, искаженной интерпретации конца истории Казанского ханства".
Альфия Галлямова, доктор исторических наук
Алина Галимзянова, кандидат исторических наук.