Найти в Дзене
Путешествия, туризм, наука

В СССР церкви закрывали сотнями. Для чего их использовали, если не сносили и не взрывали?

Оглавление

Во время антирелигиозной акции большевики приостановили, уничтожили и разобрали на строительный материал множество храмов, их число достигает десятков тысяч. До революции в России было 54 000 активных церквей и свыше 1000 монастырей. Однако к началу периода, когда коммунисты объявили войну религии, их количество уменьшилось до 6800 храмов и 15 монастырей.

Выжившие церкви были закрыты и использовались для совершенно разных нужд: многие превращались в дома культуры, пионерские клубы, а некоторые монастыри становились тюрьмами и отделениями ГУЛАГа. Но есть и другие функции, которые выполняли бывшие храмы, соборы и монастыри.

Планетарий

Одно из самых необычных использований связано с Николо-Кремлевской церковью во Владимире: в 1962 году здесь основали планетарий с уникальным пластиковым куполом.

Несмотря на планы местного правительства перенести планетарий в другое помещение, он продолжает функционировать именно в этом храме. Кроме того, церковь также служит важным учебным учреждением: здесь проходят занятия по астрономии, лекции и викторины.

Тюрьмы

Большинство крупных монастырей до революции использовались для содержания заключенных, в основном политических преступников, из-за удаленного расположения, неприступности крепостных стен и возможности устраивать камеры внутри зданий.

В период своего правления советское правительство продолжало использовать монастыри для тюрем и лагерей, где тысячи заключенных содержались внутри святых мест.

Самым известным примером является Соловецкий монастырь, который с эпохи Ивана Грозного до конца XIX века был местом заключения для 1500 узников. Впоследствии в Соловецком лагере и тюрьме особого назначения свой срок отбыло приблизительно 200 00 человек.

Кроме Соловецкого монастыря, другими примерами использования монастырей в качестве тюремных лагерей считаются Новоспасский монастырь, который впоследствии стал местом для хозяйственного управления НКВД и женской исправительной колонии, а также Спасо-Андроников монастырь, позже был превратившийся в колонию для беспризорников и отделения народного комиссариата обороны.

Фабрики

Некоторые храмы передавались промышленным предприятиям для организации производства. Например, Храм Петра и Павла в Суздале преобразовали в пекарню. Подобная судьба постигла и Благовещенский собор в Костроме — его передали хлебокомбинату, а обратно в ведение Православной церкви вернули лишь в 2000-е годы.

Храм Бориса и Глеба, расположенный в московском районе Дегунино, в 1941 году переделали в амбулаторию. В 1960-х годах внутри храма размещались цеха текстильного завода, а в период Перестройки здание сдали в аренду научно-техническому комплексу «Микрохирургия глаза» в качестве гаража. Ныне это здание возвращено Православной церкви, и там снова проводятся богослужения.

Еще одна московская храмовая постройка, Церковь Рождества Христова в Черкизове, использовалась в различных целях: как мельница, склад и даже магазин мебели. Однако в 1990-х годах ее отреставрировали и снова передали в ведение русским церковникам.

Что касается зданий Воскресенского монастыря в Торжке, то там до сих пор в них размещается швейное производство.

Пожарная станция и автобусный вокзал

В 1930-х годах власти Касимова, города в Рязанской области, запретили колокольный звон Церкви Воскресения Христова и Михаила Архангела из-за того, что громкий звон мешал проведению уроков в местных учебных заведениях.

В 1940-х годах колокольню снесли, а храм превратили в пожарную станцию. Тем не менее здание продолжало использоваться для общественных нужд.

В советский период его неоднократно перестраивали, и в итоге здание стало автобусным вокзалом, который до сих пор функционирует.

Музеи

Несмотря на государственный курс на уничтожение религии, некоторые социалисты осознавали культурную и историческую ценность некоторых церквей и храмов.

В результате эти здания сохранили и преобразовали в музеи, что помогло им дожить до наших дней в отличном состоянии — порой даже лучшем, чем церкви, находившиеся под опекой Русской православной церкви (как ни прискорбно это осознавать).

Один из первых храмов, который переделали под музей, стал Собор Василия Блаженного — один из наиболее узнаваемых символов столицы, который в наши дни служит историческо-архитектурным музеем.

По преданию, в 1930-е годы советские должностные лица неоднократно предложили разрушить собор по различным причинам, однако Сталин лично запретил уничтожение храма. Ныне же данное здание является официальной частью Государственного Исторического музея.

В 1932 году в Казанском соборе, расположенном на Невском проспекте в Ленинграде, открыли Музей истории религии и атеизма. В начале войны этот музей проводил мероприятия по поднятию боевого духа, посвященные великим военачальникам прошлого.

Но через несколько месяцев собор стал мишенью для немецкой артиллерии: снаряды повредили купол, разрушили балки и стены, что привело к окончательному закрытию храма.

Государство не только обеспечивало сохранение и охрану церквей, но и организовывало их реставрацию, благодаря чему они сохранили свою историческую и культурную ценность. Этот подход к сохранению культурного наследия помог многим храмам пережить тяжелые времена и остаться важной частью нашего наследия.

Склады

Множество храмов, которые уцелели в период советской власти, перестраивались для экономических целей и служили в качестве складов для разнообразных предприятий. В них хранились зерно, мука, сахар и прочее.

Во время блокады Ленинграда Исаакиевский собор стал надежным убежищем для драгоценных экспонатов из других музеев, поскольку немецкая авиация не атаковала его из-за его сияющего купола — и значения в качестве ориентира. В 1930-е годы здесь даже разместили маятник Фуко.

Храм Спаса на Крови в Петербурге удивительным образом избежал сноса благодаря войне — местным властям просто не хватило времени на него. Во время блокады здесь разместили морг, куда доставляли тела погибших от голода горожан. После войны храм использовался как склад декораций для Малого Оперного Театра.

Храм Святого Климента Папы Римского в Москве приспособили под книгохранилище для Ленинской библиотеки в 1943 году. Книги из этого храма вывезли только в 2008 году.

Хотя использование храмов как складских помещений кажется печальным и абсурдным, это была спасительная мера для многих зданий в трудные времена: такие меры помогли сохранить историческое и культурное наследие в условиях, когда на них никто не обращал внимания.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!

Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал

Читайте также:
Почему нельзя подниматься на вершину пирамид в Гизе?

4 обыденных российских действа, за которые в Норвегии можно сесть в тюрьму

Стюардесса и тайная комната: где отдыхает экипаж во время долгих перелетов?