Найти в Дзене

Обзор пластинки: JOHN COLTRANE - OLÉ COLTRANE

Оглавление
JOHN COLTRANE - OLÉ
JOHN COLTRANE - OLÉ

Джон Колтрейн был одним из самых революционных музыкантов в истории джаза. Точно так же, как Чарли Паркер стал доминирующим влиянием в эпоху бибопа, в 1960-е годы было время, когда почти каждый тенор-саксофонист пытался имитировать звучание Колтрейна (что происходит и сегодня). Ole Coltrane был девятым LP Колтрейна в качестве лидера и последним, сделанным для Atlantic под его руководством. За два дня до записи "Оле Колтрейн" саксофонист провел первую сессию звукозаписи для своего нового лейбла "Импульс Рекордс" в новой студии Руди Ван Гейдера в Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси. После того, как на его старом лейбле Atlantic вышел еще один альбом, он пригласил свой рабочий квинтет вместе с двумя участниками сессий Africa/Brass, Артом Дэвисом и Фредди Хаббардом. Из-за параллельного контракта с Prestige Records Эрик Долфи должен был быть указан в титрах под псевдонимом Джордж Лейн. Интерес Колтрейна к музыке Испании, проявившийся в заглавной композиции, возможно, был вызван альбомом его бывшего работодателя Майлза Дэвиса "Sketches of Spain", вышедшим в предыдущем году. Работа сопрано-саксофона в модальном джазовом вампе "Olé" напомнила о прошлогодней "My Favorite Things", а названия песен "Aisha" и "Dahomey Dance" отражают постоянный интерес группы к африканским формам, выраженный на записи "Africa/Brass" от 23 мая. На этом релизе представлен высоко оцененный Джоном Колтрейном LP Olé Coltrane 1961 года (Atlantic SD1373) в полном объеме, включая четвертый трек с этой сессии, "To Her Ladyship", который не был представлен на оригинальном LP.

JOHN COLTRANE - OLÉ
JOHN COLTRANE - OLÉ

ОРИГИНАЛЬНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ: OLÉ COLTRANE

JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)
JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)

То, что Джон Колтрейн является одним из самых важных музыкантов в джазе, конечно же, не новость для тех, кто в последние годы вплотную занимался джазовой музыкой, как непрофессионалы или музыканты.

Однако иногда кажется, что у значительной части публики сложилось представление о том, что такие люди, как Джон Колтрейн, существуют в вакууме, музыкальном вакууме, в котором они просто выходят на сцену и играют, не задумываясь о проблемах своего искусства или своего личного стиля.

JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)
JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)

В случае с таким застенчивым, замкнутым человеком, как Колтрейн, это может быть подчеркнуто. Возможно, некоторые удивятся, узнав, что Джон Колтрейн - не только крупный джазовый музыкант, но и человек, который постоянно занимается мучительной переоценкой своего подхода к творчеству.

JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)
JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)

Еще совсем недавно, когда он играл с Майлзом Дэвисом, люди находили его сольную игру слишком сложной. Он подвергся резкой критике со стороны обозревателя, который услышал его на концерте, и время от времени люди даже вставали и уходили, когда он играл.

JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)
JOHN COLTRANE - OLÉ (side A)

Сегодня его группа завоевала все награды, на которые она имеет право претендовать, его аудитория - одна из самых преданных и многочисленных в джазе, а сам он прочно обосновался на том одиноком плато достижений, кассового успеха и творческого успеха одновременно.

Side A:

  1. OLÉ (John Coltrane) 18:14
  2. AISHA (McCoy Tyner) 7:38

В начале 1961 года у меня была возможность записать некоторые размышления Джона Колтрейна о его музыке, которые кажутся мне особенно уместными для этого альбома. Вот некоторые выдержки из этого интервью:
"Мне нравится играть долго... Единственное, я чувствую, что сейчас, возможно, есть необходимость иметь больше музыкальных высказываний в группе. Мне может понадобиться еще один рог, понимаете. Я столкнулся с забавной вещью. Мы зашли в Apollo, и парень сказал: "Вы играете слишком долго, вам нужно играть двадцать минут". Иногда мы встаем и играем песню, и я играю соло, может быть, тридцать или, по крайней мере, двадцать минут. Так вот, в Apollo мы сыграли три песни за двадцать минут! Я сыграл все самые яркие соло, которые я играл часами, за такой промежуток времени. И я задумался об этом. Что я делал все это время? Это заставило меня задуматься: если я собираюсь потратить час на то, чтобы сказать что-то, что я могу сказать за десять минут, может, лучше сказать это за десять минут! А потом взять еще один рожок и что-нибудь еще".

JOHN COLTRANE - OLÉ (side B)
JOHN COLTRANE - OLÉ (side B)

"Я солировал в течение многих лет, и это все, я чувствую потребность узнать больше о создании музыки и экспрессии и о том, как делать вещи музыкально, поэтому я чувствую потребность в другом роге по этой причине. Я действительно мог бы продолжать играть так же, как сейчас, мне нравится играть так долго. Мне кажется, что это приносит мне много пользы - играть до тех пор, пока я не почувствую, что мне больше не хочется играть, хотя я обнаружил, что я не говорю больше! В Apollo "My Favorite Things", которая длится 13 минут, мы укоротили примерно на семь минут. Урезали ее прямо пополам".

"В "My Favorite Things" мое соло идет по общему пути. Я не хочу, чтобы это было так, потому что свободная часть там, я хотел, чтобы это было просто что-то, где мы могли бы импровизировать только на минорном аккорде и мажорном аккорде, но кажется, что становится все труднее и труднее действительно найти что-то другое в этом. У меня есть несколько вех, до которых я знаю, что дойду, поэтому я пытаюсь играть что-то между ними, что отличается от других, и надеюсь, что услышу что-то другое. Но обычно это происходит почти одинаково каждый вечер. Я думаю, что 3/4 имеет какое-то отношение к этому. Я считаю, что мне гораздо легче меняться и быть разным в соло на мелодиях 4/4, потому что я могу играть мелодии, которые играю уже пять лет, и, возможно, услышу что-то другое, но похоже, что 3/4 как бы накинула на нас свой пиджак!".

JOHN COLTRANE - OLÉ (side B)
JOHN COLTRANE - OLÉ (side B)

"Я стараюсь выбрать песню, которая звучит хорошо и может быть знакомой, а затем пытаюсь найти в ней части, где мы можем сыграть соло. Но похоже, что мы втянулись в это дело, где мы хотим солировать в модальной перспективе, более или менее, и поэтому мы в итоге играем много вампов внутри мелодии. Я не знаю, как долго мы будем в таком состоянии, но так уж сложилось. Так что песня обычно выбирается в первую очередь как средство, на котором можно дуть".

О своем собственном сочинительстве Колтрейн сказал:
"Я подходил к фортепиано и прорабатывал вещи, но теперь я думаю, что собираюсь отойти от этого. Когда я работал над теми последовательностями, с которыми я сталкивался на фортепиано, я пытался дать всем инструментам последовательности для игры, и я тоже играл их. Мне посоветовали постараться сохранить ритм-секцию как можно более свободной и незагроможденной, и если я хочу сыграть секвенцию или провести целую строку аккордов, сделать это самостоятельно, но оставить их свободными. Так что я подумал об этом, попробовал, и думаю, что примерно так нам и придется поступить. Я больше не буду подходить к пианино. Думаю, с этого момента я буду стараться писать для рожка, просто играть на рожке и смотреть, что я смогу услышать. Все время, пока я был с Майлзом, мне не о чем было думать, кроме себя, поэтому я оставался за пианино и аккорды, аккорды, аккорды! В итоге я сыграл их на своем рожке".

JOHN COLTRANE - OLÉ (side B)
JOHN COLTRANE - OLÉ (side B)

Side B:

  1. DAHOMEY DANCE (John Coltrane) 10:50
  2. TO HER LADYSHIP (Billy Frazier) 9:00*
    *С той же сессии. Отсутствует на оригинальном LP.

"Я скажу вам одну вещь: я проделал так много работы изнутри, теперь мне нужно выйти и посмотреть вокруг себя, и тогда я смогу сказать, что мне нужно поработать над этим или над тем".

Этот альбом был записан через несколько месяцев после разговора, из которого взяты эти выдержки. Музыка на нем во многом отражает часть работы Джона Колтрейна в направлении, которое он обозначил здесь. Каждый новый альбом, который он выпускает, как мне кажется, по всей вероятности, будет основным экспонатом в непрерывности его творческого роста. Есть очень мало художников в любой области, каждая работа которых представляет интерес. Джон Колтрейн - один из них.

-10

"Сложные ритмические рисунки и разнообразные звуковые текстуры Olé свидетельствуют о том, что Джон Колтрейн снова прокладывает свой собственный курс. Его уникальная способность как новатора - помимо его заметных музыкальных навыков - выводит такие работы, как эта, на новые уровни, в конечном итоге продвигая всю форму искусства". (Lindsay Planer)

JOHN COLTRANE - OLÉ COLTRANE
JOHN COLTRANE - OLÉ COLTRANE

ДЖОН КОЛТРЕЙН: тенор- и сопрано-саксофон;
ЭРИК ДОЛФИ: альт-саксофон и флейта (на оригинальном LP выступал как Джордж Лейн)
ФРЕДДИ ХАББАРД: труба
Маккой Тайнер: фортепиано
ART DAVIS (вышел на A2) и REGGIE WORKMAN (вышел на B2): бас
ЭЛВИН ДЖОНС: барабаны
Нью-Йорк, четверг, 25 мая 1961 года.

Благодарю за внимание! Не забудьте подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые выпуски моих рубрик!