Надо отдать должное терпению моего научного руководителя Сергея Леонидовича Богомаза. Он не впал в ярость и в уныние, увидев мою работу. По крайней мере, таких чувств он мне не показал. А спокойно сказал "Надо переписать, указать источники, добавить источников, их должно быть намного больше...". И я в благодарность ему уже следующий вариант черновика сделала гораздо качественнее, добросовестнее. Добавила источников. Больше вложилась. Другое дело, что и этого оказалось недостаточно. Постепенно я стала понимать, что научная работа это не просто работа с источниками, но и напряжённой творчество, поиск связей, закономерностей, поиск, с готовностью найти что-то совершенно новое, а не то, что искала изначально.
К теме стигматизации, предубеждений я искала разные подходы.
Сначала пыталась понять её как составную часть предубеждений. Исследовала клички, которые используются в подростковой среде. Когда анонимно собрала тезаурус (или террариум?)) кличек, не совсем понятно было, что с ними делать дальше. Многие клички были матерными. Как опубликовать это в научной статье, в диссертации? Но удалив совсем неформатные, я опубликовала результаты в статье. Но потом выявлять стигматизированных, спрашивая их одноклассников "А кого из класса вы бы назвали этим словом?", - мне показалось неэтичным. В истории уже были сомнительные с этической точки зрения эксперименты. И хотя мой предполагаемый эксперимент не был настолько разрушительным, всё равно я опасалась возможного вреда и к нему не лежала душа. Мне всегда жаль тех, против кого ополчилась группа, и хочется им как-то помочь.
Идея изучения стигматизации как результата расхождения ценностей индивида и группы показалась привлекательной ещё и потому, что из социальной психологии (Г.Олпорт) известно, что процедура описания своих ценностей снижала у людей предубеждённость.
Поэтому в первый "заход" я исследовала стигматизацию с помощью обычной социометрии, а причины стигматизации - с помощью исследования ценностных ориентаций по Рокичу. Потом я с помощью матстатистики выявляла преобладающие групповые ценности, и той же матстатистикой считала расхождения в ценностных ориентациях конкретного индивида ("отверженного" по социометрии) и группы, коей являлся школьный класс. И да, гипотеза подтвердилась. Действительно, при расхождениях в ценностных ориентациях индивида и группы к этому индивиду группа будет относиться враждебно, предубеждённо.
Но как-то этого мало, решили мы с научным руководителем. Не выявлены механизмы, глубинные детерминанты. У меня самой не было удовлетворённости результатами. Результаты на хороший диплом, а не на диссертацию. Хотя сейчас думаю, может и нет. И для диссертации могло быть нормально.
Как раз в это время моя знакомая в Минске, Настя Акуленко, писала диссертацию по качественным методам исследования. И с её подачи я решила использовать качественное интервью, чтобы узнать что-то новое о стигматизации. Я ходила к старшеклассникам и беседовали с ними, задавая открытые вопросы- каково быть отверженным? Каково быть популярным? Каких одноклассников не любят и почему. Здесь было важно записать именно прямую речь, не пересказывать "своими словами". Я даже написала в Америку знаменитому учёному Амедео Джорджи, который занимался качественными методами исследования. И через пару месяцев он мне ответил и прислал бандероль со своими книжками по качественном интервью!
Параллельно с этим я преподавала в вузе, обучалась гештальт-терапии, проходила личную терапию. Я уговаривала себя посвящать науке то хотя бы 2 часа в день, то хотя бы 10 минут. В целом, очень полезный опыт для меня. Помимо дисциплинирования мышления и расширения кругозора, это был опыт управления своим временем, развития воли, преодоления себя. И опыт, который показал мне, что мне более близок феноменологический, описательный подход. Когда в живом диалоге личность открывает то, что никогда не смогут "уловить" стандартизированные методики.
Сейчас в работе терапевтом у меня сохраняется любопытство, исследовательский интерес. Мне интересно, как человек устраивает свою жизнь, свои отношения, свои симптомы, свои проблемы. Как меняется, как раскрывается, взрослеет или наоборот, сбрасывает маску излишней серьёзности. В общем, я благодарна за свой опыт и за то, к чему он меня привёл сейчас.
Автор: Куркова Наталья Михайловна
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru