Игра из знаменитой серии про расхитительницу гробниц Лару Крофт. Вышла довольно таки давненько, но прошел я ее только сейчас. Все время то играл, разочаровывался и бросал - играл заново - сгорал бросал и т.д. И вот наконец-то удалось ее допройти. Свое мнение я решил выразить в рубрике "Стоит ли?" прежде всего потому, что я не могу ее однозначно рекомендовать к прохождению. В то же время игра довольно интересная своими механиками и загадками. Но давайте подробнее...
Системные требования:
Операционная система: 64-битная Windows 7 с поддержкой DirectX 11 и лучше
Процессор: Intel Core i3-2100 или эквивалент AMD и лучше
Видеокарта: NVIDIA GTX 650 (2 Гб) или AMD HD7770 (2 Гб) и лучше
Оперативная память: 6 Гб
Свободное место на жёстком диске: 25 Гб (с дополнениями до 35)
История
Разработчик игры довольно таки легендарная компания Crystal Dynamics (США), которая ранее отметилась такими играми как Legacy of Kain, Tomb Raider: Underworld и пр. Как-то исторически так сложилось что разрабы выпускали игры в первую очередь для консолей. С десятой частью легендарной игры случилось примерно так же. Для разработки была собрана уникальная команда. Тут вам и художник окружения Нейт Уэллс (System Shock 2, Thief: The Dark Project, BioShock, BioShock Infinite и The Last of Us) и производственный директор Тор Блистад (серия Hitman), а также знаменитые актеры и актеры озвучки, такие как Камилла Ладдингтон.
В 2014 году на Е3 игру анонсят впервые. В ходе выставки был продемонстрирован небольшой трейлер, повествующий о жизни Лары Крофт и ее становлении. При этом разработчиками был частично раскрыт сюжет якобы о том, что Ларе предстоит побывать во множестве мест по всему миру и принять свою судьбу как расхитительницы гробниц. Позже вы поймете насколько нас обманули. Не менее легендарная компания Square Enix (серия Tomb Raider, Sleeping Dogs, серия Final Fantasy и др.), выступающая в качестве издателя чуть позже заявит о "небывалой степени реализма в игре", о "инновационной системе повреждений" и пр. Тащемта тут нас тоже обманули.
В качестве основного движка игры был ошибочно выбран Foundation. Прежде всего потому что он нормально работал с технологией захвата движений Mova. Но почему ошибочно? Вы поймете когда попытаетесь запустить игру на ПК, близкому к рекомендуемым характеристикам. При разработке выпал вопрос о том, где именно Крофт будут настигать приключения. Сначала хотели опять что-то замутить с Яматаем или что-то вроде того... но потом разработчики наткнулись на нашу Российскую, а точнее славянскую легенду о городе Китеже. Легенда повествует о том, что хан Батый хотел захватить город. Жители не защищая себя от монголов, начали молиться, и прежде чем армия завоевателя смогла войти в Китеж, город затонул в водах озера Светлояр, скрыв тем самым тайны и загадочные знания. По преданию только тот, кто чист сердцем и душой, может найти путь в Китеж.
Британская сценаристка Рианна Пратчет (известная по сценарию и концепции игр Stronghold, Mirror's Edge, Overlord, Risen, Bioshock, Thief и многим другим) посчитала тему легендой достаточно интересной для сюжета игры. Влияние Пратчет на игру вы еще оцените с точки зрения негатива... явно прослеживается англо-саксонское пренебрежение чуждой им культуры и религии. Не смотря на то, что она написала сюжет для многих культовых игр, без малого фашистские нотки присутствуют на протяжении всей игры - позже расскажу, что именно я имею в виду. Кстати именно она толкнула разрабам предложение "десексуализировать" Лару Крофт. По ее вине мы больше не наблюдаем тех больших и выразительных... глаз героини. В натуре, фашист.
В общем изначально, так как с Microsoft у разрабов издавна сложились хорошие отношения, то игра проектировалась под Xbox One и таки вышла там в 2014. В 2016 году игра была доступна и для ПК.
Продажи были довольно таки успешными, но ниже ожидаемых. Всему виной вышедшие примерно в это же время Fallout 4 и StarCraft 2: Legacy of the Void. Но все равно игра заняла топы по продажам. Игровые издания особо не парились и оценили игру неоправданно высоко 8-9 баллов из 10. Даже Игромания решила особо не запариваться и дала игре 9 баллов, расписав ее геймплей чуть ли не как шедевральный. Критики у игры то особо и не было - все ее восприняли как нормальное творение. Поэтому, как говорится - получайте ее сейчас.
Сюжет
Непрост и неоднозначен. Лара переживает смерть своего отца, который был убит некой тайной организацией Троица, преследующей цели по поиску различных артефактов по всему свету. Копаясь в рукописях и аудиозаписях (многочисленных) отца, Крофт узнает, что предок болел идеей найти некий город Китеж. Найти он его хотел по причине того, что по легенде в этом городе есть источник бессмертия и жил там необычный народ под мудрым руководством некоего Пророка. Ну лорд Крофт с каким-то инфантилизмом подходил к этой теме, поэтому трепался о Китеже при любой удобной научной (или псевдонаучной) конференции, говоря, что это не сказка, а прям тру стори и он может это все доказать. Естественно доказать так или иначе у него не получилось - смерть настигла его раньше. Но перед этим все сообщество подняло его на смех яки клоуна, а некоторые даже исключили его из своих англо-саксонских кругов тесного общения. По итогу это создало негативный психологический фон, поэтому все, что отделяло лорда от петли была его дочь.
Лара конечно же очень болезненно восприняла смерть бати. Но прежде всего хотела очистить его честное имя ибо батя не балабол какой, а историк. А значит ей надо найти и Китеж и Источник во что бы то ни стало. А параллельно разобраться с Троицей... Ну... или хотя бы выяснить что это за люди. Внимание - дальше возможны спойлеры!
Геймплей
Давайте коснемся этой составляющей. Которую так серьезно, между прочим, ценят фанаты серии. Играем, предсказуемо за Лару. Не ту Лару, что Анжелина Джоли, а ту что плоскодонка по версии Пратчет.
По сути все просто - играется от 3го лица, Лара умеет в акробатику, умеет в стрельбу и вообще женщина-воин-амазонка. Хотя в этой части игры ее попытались сделать более нытиком чем старые добрые версии Крофт.
У Лары есть набор навыков, которые распределяются по 3м веткам - бой, выживание и охота. Да. Тут почти РПГ (нет). Охота нам нужна для добычи шкур и редких шкур и ресурсов с экзотических животных (всяких там снежных барсов и медведей). А они, в свою очередь нужны для крафта снаряги. Снаряжения тут несколько видов - в основном это подсумки, колчаны и пр., которые влияют только на размер боезапаса для того или иного типа вооружения.
Оружие распределяется в игре на несколько видов. При этом лара может таскать с собой 4 вида - это 100% лук, 100% пистолет (а не два как по канону), дробовик и штурмовая винтовка или ПП. Каждое оружие может быть многократно улучшено, что повлияет на его характеристики (скорость перезарядки, скорострельность, урон и пр.).
Почти за каждое действие будь то находка клада, выполнение условия испытания, нахождение склепа, убийство врага, Лара получает очки опыта (ОО). После накопления определенного лимита этих очков у Крофт повышается уровень и появляется 1 свободное очко навыков, которое можно потратить выбрав какое-либо умение. Прокачиваться, грейдить оружие и снарягу, а также быстро перемещаться в другие регионы можно только в специальных лагерях (кострах), обычно щедро раскиданных до нескольких в каждом регионе. Некоторые виды боеприпасов можно крепать и на ходу (например, стрелы и гранаты), не заходя в лагерь. Это этакие bonfire-чекпойнты - на них же вы будете появляться в случае выхода из игры. Чуть не забыл - в лагерях также можно менять наряд Лары. Нарядов этих довольно большое количество. Представлены они не по отдельности (штаны, рубашки и пр.), а сетово - т.е. комплектами. Каждый наряд дает бонус. Один может дать повышенное сопротивление огню, второй - урону, третий более высокую регенерацию и т.д. Вообще пренебрегать нарядами не стоит - в разных ситуациях могут потребоваться разные бонусы.
Лечиться (хиляться) Лара может при помощи перевязки (крафтятся на ходу из целебных листьев и тряпок). При этом никуда не делась система автолечения при порте с консолей. Буквально Лара впитывает столько пуль и различного вида уронов, что ей достаточно просто подорожник приложить. На секунду вспомним о том, что разрабы говорили про реализм на Е3!
Противников тут тоже довольно много - это и дикие животные и боевики Троицы и Бессмертные войны Пророка и прочие и прочие. Как расправиться с противником - разработчики дают относительную свободу действий. Можно делать как боевик Албании - тупо переть напролом убивая всех и вся на своем пути, а можно действовать и по стелсу, максимально используя окружение (бочки с горючим, лампы, самодельные ловушки). За последний способ дают больше ОО, кстати.
Но как выглядит геймплей на самом деле. Появляетесь на карте - как правило вокруг вас раскидана огромная уйма всяких секретов. Это и тайные гробницы, и схроны со снаряжением / монетами, ящики с вооружением и его компонентами, ресурсы, предметы старины (эдакие коллекции). Помимо этого есть цель основного задания (обычно добраться из точки А в точку Б) и пара-тройка NPC, которые могут дать дополнительные квесты за какую-нибудь одежку или оружие. Далее действуем по мере нашей замороченности на ачивках или сюжете. Не хочется заморачиваться - тупо проходим сюжетку и радуемся, что ее прошли. Хочется заморачиваться - ищем старинные карты местности, утерянные рюкзаки географов и пр. вещи, которые высветят на нашей карте все потаенные места, где могут быть спрятаны предметы.
Тут хотелось бы акцентировать внимание на загадках и всяких там гробницах. Это довольно интересно сделано в игре. Фактически в игре нельзя найти места с однотипными загадками - все они весьма разнообразны и изобретательны. Но больших и эпичных загадок по всей игре штук 10. Остальное обычно менее интересно. Да и есть тут одна бесячая вещь. На первых регионах вы можете напороться на какую-нибудь пещеру, в которую можно будет зайти только если использовать определенный тип боеприпасов (например огненные или взрывные стрелы), который будет доступен персонажу только под конец игры. Жажда перфекционизма при этом заставляет тебя туда заглянуть, прежде чем перейдешь в другой регион. Но ты не можешь в виду понятных ограничений. А когда ты наконец можешь это сделать, то о том, что оставил позади уже благополучно забываешь и не паришься. Так что решение разработчиков настолько раскидать разные точки интереса весьма спорно.
Личное мнение
А теперь непосредственно к критике. То о чем я говорил в самом начале статьи. Что же тут не понравилось? Внимание! Дальше спойлеров будет еще больше!
Первое что - позиционирование народа, живущего на руинах Китежа в Сибири как каких-то дикарей. Пусть и позитивных дикарей, которые как бы за добро, но все же. Чувствуется пренебрежение к этому вопросу. При этом их происхождение, по понятным скорее всего политическим моментам, максимально обезличено. Живут на территории России, но дикари, которые не знают о цивилизации и только якобы дошли до железного века, переживши Советский Союз. При этом разговаривают (исходя из данных игры) то ли на греческом то ли на английском и люто ненавидят Совок за то что он был. Да.... эта сценаристишко внесла туда лютую долю ярчайшей клюквы. Типа советский союз таки до Сибири (внезапно!) дошел и вместо того, чтобы жить в мире и любви, ох и ох злые русские загнали аборигенов в лагеря да урановые шахты. А потом как все распалось местные обрели свободы и демократию. Лютейшая дичь от дерьмового рассказчика, скажу я вам. Особенно это хорошо прослеживается в разработанном позже к игре DLC Baba Yaga: Temple of the Witch. Ну да - на святое в виде славянского фолклора, как видите, они тоже посягнули, интерпретировав бабу Ягу как ведьму - точнее полусбрендившую обитательницу одного из советских концлагерей, которая полюбила охранника этого лагеря. История по итогу закончилась хорошо... Клюква присутствует и в антагонистах - их зовут Анна и Константин - как бы имена тоже пытались максимально обезличить. Анн и Константинов по всему мол миру расбросано - необязательно они русские прям. Но мы то понимаем о чем это!
Второй момент. Религиозный. Вот тут башню сорвет любому верующему человеку. Я же сужу с точки зрения обычного игрока, которому такое вот отношение к религиозному вопросу ну вот вообще не понравилось и не важно о какой религии речь - есть вопросы которые нежелательно трогать, которые могут затронуть чьи-то чувства и обидеть. Начнем с названия главной организации врагов Крофтов и всея чеснаго мира - Троица. И как бы ну Trinity и Тринити, в чем тут подвох. Но вот незадача - в игре приводится расшифровка организации как радикальной тайной организации фанатиков, которые веруют в Отца, Сына и Святого Духа... Как вам? Ну мы понимаем что это уже как бы мягенько в рамках игры вписывает православие в фанатичные радикалы (!). Ладно... фиг с ним. Далее личность Пророка. По лору игры некий Пророк был изгнан из Константинополя за свои проповеди, которые не особо нравились местной знати и власти и основал в Сибири Китеж, в котором и поселился со своими учениками. Там он продолжил читать проповеди, творить чудеса, с него рисовали фрески (которые почему-то очень похожи на иконы), записывали его жизнь как священное писание. Никого не напоминает? И по итогу Пророк оказался жив по сей день и вообще он не Пророк а обычный человек, который уже хочет умереть, но не может (или ему не дают), и все учение его не потому что он святой, а потому что он тупо хотел выжить с народом. Ну короче оказывается, что все якобы святое в игре не такое уж и святое. Будь я бы каким-нибудь Патриархом любой христианской церкви, при виде этой игры я бы официально спросил у Crystal Dynamics и их "литературного гения" Пратчет "Ребят, а вы не охренели ли часом там?". О том, что игра перемешивает историю я вообще промолчу - ну это как бы игра, тут все ок. Но что мешало придумать другую совершенно, пусть даже языческую, религию чисто для игры, чтобы не использовать свое протестанское мнение в интересах ущемления кого-либо из верующих? Мне не понятно и я, допустим, вижу тут прямое посягательство на веру с целью извратить понимание православной религии у тех, кто будет играть в это. Дело не в моих убеждениях или религионзных взглядах. Я такого же мнения когда кто-то негативно выражается или пытается натянуть факты на вымысел насчет Ислама или Буддизма. Дело в политкорректности того, что игра предлагает под соусом сюжета.
Третье. Игра сырая. Да - разработчики вроде как что-то патчат и фиксят регулярно. Так последний фикс от них был в сентябре 2022 года. Но при этом в ней присутствуют баги, которые местами делают игру непроходимой. Доходит до тупого. На локации Ледяной пик (или как-то так) вам предстоит перелететь каньон на тарзанке. В конце трос покрылся сосульками и героиня непроизвольно соскакивает с него. По идее, используя механику игры она должна соскочить и зацепиться за один из уступов каменной стены, после чего активируется кат-сцена. Но такого не происходит - она просто не долетает до стены, потому что расстояние от сосулек до стены выверено геймдевами неправильно. Героиня просто слетает в каньон и game over. Да... это лечится. Можно использовать катушку троса при соскоке и зацепиться ледорубом за уступ. Потом спрыгнуть на нужный нам уступ и активировать кат-сцену. Вот только шанс того, что вы зацепитесь туда куда нужно равен примерно 20%. В остальных случаях вы либо перелетаете либо падаете. Если вы цепляетесь не там, где того хочет игра, то кат-сцена не врубается. При этом игра перестает отвечать на управление и все что вы можете - просто спрыгнуть вниз на респавн. У меня получилось пройти этот момент с 60й попытки. То же самое касается уровня с катапультами. Первая же катапульта в которой вы подойдете не будет управляться нормально. При попытке подхода к колесу управления, Лара будет получать урон от невидимого противника. А дело в том, что с первого раза все противники не успевают прорисоваться и последний из них оказывается как бы за текстурами или невидимым. Лечение этого процесса - самоубийство и прохождение этой катапульты заново. Со второго раза это проходится сразу. И дело не в том, что только я или какие-то определенные люди нарываются на баги. Этот баг общеизвестный и КАЖДЫЙ стример, который играл в нее попадался на этом баге - т.е. разработчики не могут о нем не знать. И при этом ничего не делают для его исправления. Не баг а фича, получается.
Четвертое. Игра до банальности тривиальна. В ней нет ничего нового в прямом смысле. Это как Far Cry 4 все понимают что он такой же по механикам как и Far Cry 3, и что оригинального будет мало, но все равно играют потому что это уже лейбл. Так же и Tomb Raider. Все то же самое - есть мистический артефакт с какими то невероятными свойствами, есть ГГ и кучка плохишей, которые хотят этот артефакт заполучить, а в идеале еще и накернить ГГ для пущего профита. Сюжет в чем то конечно интересный, но какого-то ВАУ-эффекта не создает.
Единственное за что действительно стоит похвалить игру так это за красоту локаций. Это да - все прорисовано очень хорошо и качественно. Чувствуется какая-никакая атмосфера. Чувствуется огромная гига-работа художников, визуализаторов и дизайнеров. В остальном - такое себе.
Сейчас игра недоступна для покупки на площадках Steam (ибо Square Enix), может оно на самом деле и к лучшему. Позиционирует она себя как ААА проект и требует соответствующий кусок бабла за обладание своей копии - от 700 до 1500 руб. Но скажу прямо - не стоит таких денег. Объективно ее цена в пределе - 500 руб. Многим игра досталась нахаляву через раздачи и акции - это еще приемлемо.
Итог:
Геймплей: 7 из 10 (все портят баги)
Сюжет: 7 из 10 (интересно но тривиально)
Графика: 9 из 10 (очень красивое окружение)
Реиграбельность: 5 из 10 (средненько)
Требовательность к ПК: 4 из 10 (локации в середине игры снижают FPS даже на серьезных машинах)
Итог: 6.4 (середняково для ААА)