Думаю, что слово Кага известно всем водным туристам, но исключительно в контексте сплавов по Белой. Даже, когда я набрал в Яндексе «сплав по реке Кага», то увидел много ссылок на сплавы по Белой и ни одной ссылки на сплав по Каге.
Хотя Кага довольно длинная река – 84 километра. Для сравнения, Тюльмень 62 км, Реветь 20 км. И там и там сплавы были, а вот про водный туризм на Каге не удалось найти совсем никакой информации.
И это несмотря на то, что расположение реки вроде располагает к сплавам. На Каге находится село Хамитово. Можно было бы приехать в Хамитово и сплавиться до села Кага. Почему ничего не слышно о том, чтобы кто-то так делал?
В понедельник 3 апреля мы приехали сначала в Кагу, посмотрели реку, увидели, что вода есть и 4 апреля добрались до Хамитово. Там местами ещё стоял лёд. Мы не стали сплавляться, но познакомились с местными жителями.
Весна в этом году аномальная. Днём тепло, снег тает, но по ночам стоят минусовые температуры. Поэтому реки ведут не себя не так, как обычно. Поймать нужный уровень воды трудно. Я потом несколько раз звонил местным в Хамитово, но они помочь не смогли.
Я всегда говорил, что местный – не турист. Местный, как правило, не может определить нужный уровень воды для сплава. Уровень воды обычно волнует местного только, если эта вода может что-нибудь у него затопить.
Сотовой связи в селе нет. Поэтому, чтобы понять уровень, я взял товарища, сел за руль, и мы в воскресенье 9 апреля съездили в Хамитово ещё раз. По пути подвезли местную женщину от трассы до села.
Она рассказала, что у реки живут далеко не все, а кто живёт, не обращает внимания на не существенные, на их взгляд, колебания уровня воды. Когда доехали до села, увидели, что вода есть. По итогу дня проехали около 600 километров в оба конца.
В понедельник 10 апреля мы выдвинулись на сплав вдвоём с Олегом. Людей из других городов звать особо не стал. Было неизвестно, будет ли вода, не уйдёт ли она ночью из-за заморозков? Также я хотел пройти весь маршрут, 41 километр, по карте, в один присест, то есть за один день без привалов.
Приехал в воскресенье вечером домой, собрал вещи, поел и сразу поехал на сплав. Когда мы проезжали Белорецкий район, термометр в машине показывал минус 8. Потом минус 7, минус 6 и снова минус 7. Я до этого сплавлялся раз в плюс 1, но не меньше.
Последний час дороги я не отрывал глаз от термометра в машине. По прогнозу днём должно было быть плюс 12, но термометр никак не хотел подниматься выше минус 5. Я не думал, что этот сплав случится в таких условиях. Думал, что сплава вообще не будет.
Поэтому не только не звал широко людей, но и отправил в ремонт сухой гидрокостюм. Поэтому мне пришлось надеть неопреновый костюм, поверх него шерстяное термобельё, поверх свитер и сверху костюм каякера. На голову надел шапку, а на неё натянул каску.
На руках были шерстяные перчатки, а поверх них резиновые перчатки. По опыту, неопрен при совсем низких температурах работает плохо.
Оделся, собрался и в десять утра начал сплав. Это был первый в моей жизни полностью одиночный сплав по нехоженой реке. Задачей Олега было доехать до точки финиша и ждать меня там.
В качестве места старта было выбрано место в лесу между трассой и селом Хамитово. В первый километр было много расчёсок, но потом река стала широкой. Я даже удивился, почему по ней не сплавляются, если всё так просто?
Пронёсся через Хамитово. Несмотря на довольно небольшое население, около 800 человек, в селе есть школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, производство. В село идёт дорога, которую летом равняют, а зимой чистят.
В селе минимум два моста. Один обычный и один деревянный. Я прошёл по реке под обеими. Когда мы ездили в Хамитово на разведку, стали свидетелями того, как в село тянут газопровод. Теперь там будет ещё и газ.
Лет десять назад жителям Хамитово поставили городские телефоны. Это очень удобно. Сотовые компании туда так и не пришли, но связь есть. Именно по городским телефонам я и звонил местным, чтобы выяснить уровень воды.
Когда-то это была целая федеральная программа. Благодаря ей во многих далёких деревнях России, в том числе на Южном Урале, появилась телефонная связь. Городские телефоны нас уже как-то выручили в деревне Верхнеаршинский при возвращении с первого прохождения верховьев реки Юрюзань.
Вид рек в деревнях часто очень обманчивый. Глядя на реку в Хамитово или в Каге, уровень воды понять ещё можно, но вот уже характер реки практически не читается.
К примеру, в Хамитово река мелкая, широкая и относительно прямая, а сразу после села река стала узкой, глубокой, извилистой. В русле появилось много расчёсок и завалов. Я сперва решил, что это просто один немногий такой участок. Похожих участков со спутника я заметил три.
Но оказалось, что всё гораздо хуже. Весь сплав был примерно таким. Километра два-три река широкая, по берегам растут сосны, открывается красивый вид на заснеженные вершины хребта Крака. Это же Крака?
Но каждые два-три километра река разделяется на протоки, и там начинается кошмар! Русло петляет, расчёски то справа, то слева, встречаются завалы и бобровые запруды. Река превращается в полосу препятствий.
От некоторых веток удавалось увернуться буквально в последний момент. Несколько раз я был всего в паре гребков от купания. Один раз выскочил из-за поворота, а там завал. Еле-еле успел выгрести в улово.
В другой раз повезло меньше. За крутым поворотом поперёк реки лежало дерево. Успеть причалить было практически нереально. Нагибаться – не вариант, дерево лежало слишком низко.
Поняв, что переворот пакрафта неминуем, я сам выпрыгнул в воду и проплыл под деревом рядом с пакрафтом. После дерева вскарабкался обратно в пакрафт. А водичка-то холодненькая! Это на солнышке тепло.
Солнце, кстати, грело хорошо. Никакие облака ему не мешали, а ясное небо только помогало. Обещанные плюс 12 градусов явно были. Уже через час после начала сплава пришлось причалить и снять с себя термобельё, свитер и шапку. В них стало жарко.
Я сразу понял, что правильно поступил, что пошёл туда один. Втроём такую реку за один день навряд ли бы прошли. Группа бы растягивалась на сложных участках. Скорость бы сразу упала. Да я и сам засомневался: «Удастся ли пройти Кагу за один день?» Хорошо, что я взял палатку, коврик и спальник.
Судя по карте, к югу от реки – территория Башкирского заповедника, граница проходит по реке, но непонятно, как именно? Есть три варианта: река не в заповеднике, река в заповеднике и река наполовину в заповеднике, наполовину нет, граница на середине реки.
В заповеднике видел несколько избушек. Одна, скорее всего, была действующим кордоном, другая выглядела охотничьим домиком, а третья, похоже, что была заброшенной. Хочется прийти туда летом и посмотреть точно.
Мне встретились два деревянных моста. Один автомобильный, из свежих брёвен, и один пешеходный. Меня под него чуть не утащило, а он низкий.
На маршруте были скалы и одна интересная просека высоковольтной ЛЭП. Я сначала удивился тому, что провода настолько тонкие, что их не видно, но потом понял, что проводов нет.
ЛЭП новая, провода ещё не успели повесить. Пока поставили только опоры. Всё-таки Россия реально живёт. Время непростое, но даже в такой глуши у нас тянут газопровод в крошечное село и строят новую ЛЭП!
Примерно в 18:30 я причалил в финальной точке – возле моста на автотрассе рядом с селом Кага. Прошёл 44 километра за 8 часов 20 минут. Можно было бы и быстрее – я грёб практически без остановок, восемь часов грёб, не разгибаясь.
Меня тормозили только расчёски и завалы, которые нужно было обносить по берегу. В такие моменты скорость снижалась. Хорошо, что я веду здоровый образ жизни: не пью, не курю и тренируюсь каждый день. Здоровье меня за это благодарит.
Можно сутки не спать, а потом грести 8 часов без перерыва, и нормально себя при этом чувствовать. Я, считай, всё воскресенье за рулём был, на разведку ездил, ночью собирался, а наутро на сплав поехал, где весь день грёб.
Когда добрался до дома – разделся догола. Стал осматривать себя на наличие клещей. Клещей не нашёл. Зато заметил на себе много царапин от веток. Царапины и на теле и на лице. Река Кага – она такая.
Спасибо всей группе поддержки: товарищу, который ездил со мной на разведку, координатору похода, который отслеживал сплав через спутник, и Олегу, который сперва отвёз меня, а потом весь день ждал в селе Кага.
Сплав удался. Река Кага пройдена.