Найти тему

Неизвестный Ташкент. Страницы 70-х

Оглавление
Старшина Садык Касымов - самой колоритный ташкентский гаишник тех лет. Мотоциклисты-"явисты", проезжая мимо нередко отдавали ему честь
Старшина Садык Касымов - самой колоритный ташкентский гаишник тех лет. Мотоциклисты-"явисты", проезжая мимо нередко отдавали ему честь

В СССР Ташкент по праву называли и «столицей мира и тепла», и «звездой Востока». Промышленно развитый, яркий, многонациональной город в разных жанрах был широко представлен на официальной общественно-культурной сцене страны. В его биографии оставили любопытные следы и описанные здесь события, так сказать, «второго плана» непосредственным участников или свидетелем которых мне посчастливилось быть.

СВОБОДНЫЕ ОПЕРАТОРЫ. ОНИ ЖЕ РАДИОХУЛИГАНЫ

Во второй половине 1960-х гг. Ташкент был единственной республиканской столицей СССР, где в открытом для всех эфире на средних волнах (СВ) работали десятки нелегальных любительских радиостанций.

-2

Владельцы этих радиостанций – они называли себя свободными операторами – общались между собой, крутили дефицитную тогда рок-музыку, которую слышал весь Ташкент. Собрать передатчик, точнее приставку к обыкновенному радиоприемнику (он использовался как усилитель мощности) было очень просто. Все детали к схеме можно было купить в магазине. Моя приставка обошлась около 10 руб. , а зона покрытия составлял около около 50 км.

Радиохулиганская приставка ("шарманка") на лампе ГУ-50. Не моя.
Радиохулиганская приставка ("шарманка") на лампе ГУ-50. Не моя.

У меня позывной был «Риголетто». Я не только гонял музыку, но и выходил в эфир с программой «Истина». Рассказывал о рок-музыке, песнях-протеста, модных постановках (мюзикл Hair), молодежных движениях на западе (хиппи и их лозунги Make Love Not War, Flower Power...) c упором на их антивоенный характер… Власти именовали нас радиохулиганами. Это было наказуемо. «Хулиганы» об этом знали, но в эфир выходили. Фантастическое ощущение, что тебя могут слышать тысячи человек, глушило опасения. Эфир на СВ был сродни сегодняшним социальным сетям.

В конце августа 1968 г. мы организовали в самом центре Ташкента на Сквере революции встречу операторов на земле, чтобы познакомиться, обменяться открытками. Собралось где-то 200 человек. Встречу разогнала милиция. Это был полный восторг!

Подробнее читайте здесь.

ТАШКЕНТСКИЕ ДИСКОМАНЫ

В 1970-х столица Узбекистана была своего рода звукозаписывающим хабом, через который по всей Средней Азии и даже за Урал распространялись магнитофонные записи с западной рок-музыкой. Этим занимались ташкентские дискоманы, в числе которых мне посчастливилось оказаться. По разным каналам (в основном через Москву и Питер) за немалые деньги (в среднем 50-70 руб.) они доставали зарубежные грампластинки с рок-музыкой. Музыку с них они переписывали (обычно за деньги) на магнитофонные ленты тем, кто был готов заплатить за это от трех до пяти рублей. Обед в столовой тогда стоил около рубля (салатик, первое, второе и компот).

Японский проигрыватель JVC "L-A 21". Работает больше тридцати лет.
Японский проигрыватель JVC "L-A 21". Работает больше тридцати лет.

Серьезными по тем временам коллекциями примерно до ста дисков обладали около пятидесяти ташкентских дискоманов. Некоторые объединялись для расширения музыкального ассортимента. Самой крупной группировкой была компания из пяти друзей (в их числе и я), живших в спальном районе Чиланзар около Фархадского базара, за что ее прозвали «Фархадская филармония». У каждого была своя коллекция, а в «общем фонде» находилось до трехсот дисков. Фактически «все», что было на слуху тогда, а также элитарный рок для эстетов. «Пол Ташкента» ехали сюда за записями и рок-музыка в Ташкенте не была дефицитом.

Подробнее о некоторых криминальных эпизодах ташкентской дискомании читайте здесь

ПЕРВЫЙ ДИСКОКЛУБ ТАШКЕНТА

Потому не удивительно, что в Ташкенте в 1975 г. появился один из первых в СССР дискоклубов. К тому времени, насколько известно автору, в стране существовало не более десятка дискотек, не считая прибалтийских. Уже в 1976 г. ташкентский дискоклуб при поддержке горкома комсомола принял участие в Первом межреспубликанском фестивале-конкурсе дискотек в Риге. Там гости из Ташкента стали единственной дискогруппой из других республик СССР кроме прибалтийских. Ташкентский дискоклуб получил на фестивале диплом, который стал символом признания и своеобразным ключом для открытия дискотечного движения в Ташкенте, где в скором времени появилось несколько десятков дискотек.

Первая ташкентская дискогруппа. "Ильхом"/"Оникс" во время работы в кафе "Анхор". Задник сцены украшают несколько сотен серебристых матриц, с которых печатают виниловые диски. Матрицы вывез с ташкентского завода грампластинок им. Ташмухаммедова наш человек, который работал там водителем. Жаль забылось его имя.  Слева направо: Михаил Затучный - слайдоператор, Александр Попов - диск-жокей (он же автор этого материала) , Дмитрий Поцелуев (мастер-по свету). Стоит Владимир ("Перс") Фараджев - группа поддержки. Несколько человек остались за кадром. Фото: Лев Барский.
Первая ташкентская дискогруппа. "Ильхом"/"Оникс" во время работы в кафе "Анхор". Задник сцены украшают несколько сотен серебристых матриц, с которых печатают виниловые диски. Матрицы вывез с ташкентского завода грампластинок им. Ташмухаммедова наш человек, который работал там водителем. Жаль забылось его имя. Слева направо: Михаил Затучный - слайдоператор, Александр Попов - диск-жокей (он же автор этого материала) , Дмитрий Поцелуев (мастер-по свету). Стоит Владимир ("Перс") Фараджев - группа поддержки. Несколько человек остались за кадром. Фото: Лев Барский.

В Ташкенте периодически проводились фестивали, семинары, дискоклубы выезжали в гастрольные поездки по республике и за ее пределы. Москва с немалым удивлением смотрела на такую активность Узбекистана. Первой стационарной площадкой ташкентской дискотеки в 1977 г. стал обширный зал в подвальном помещении Клуба творческой молодежи «Ильхом» при ЦК ЛКСМ УзССР.

-6

Подробнее о дискотеках СССР и дискоклубе "Ильхом" читайте здесь

«ИЛЬХОМ». ТАШКЕНТСКАЯ «ТАГАНКА»

Спустя год при клубе «Ильхом» открылась ташкентская «таганка» - одноименный экспериментальный молодежный театр-студия, первый независимый театр в Узбекистане. В фонограмме премьерного спектакля «Утиная охота» по остро модной тогда пьесе Александра Вампилова с подачи дискотеки очень эффектно прозвучала музыка группы Pink Floyd из моей коллекции.

Руководил театром замечательный человек, талантливый режиссер Марк Вайль. При нем «Ильхом» приобрел всесоюзную известность и широкое международное признание. На «гостевой стене» театра до сих можно увидеть автографы и добрые пожелания самих ярких звезд советского и не только театра. «Ильхом» работает и сегодня, но Марк Вайль был убит в сентябре 2007 г. в подъезде своего дома в Ташкенте.

Недавняя реконструкция «Утиной охоты» - первого спектакля экспериментального театра «Ильхом»
Недавняя реконструкция «Утиной охоты» - первого спектакля экспериментального театра «Ильхом»

www.ilkhom.com

"КИБЕРГИ" и "ЯЛЛА"

В 1967 г. в Ташкенте появились «Киберги», первая рок-группа Узбекистана. Ее создал Владимир Барамыков (на фото за ударной установкой). Почти сразу в репертуаре группы появился знаменитый хит Let’s twist again под названием «Эй, Дустлар!» на узбекском языке.

-8

В группу входил молодой Фарух Закиров, ставший потом солистом и руководителем образованного в 1970 г. легендарного ансамбля «Ялла». На фоне других советских ВИА коллектив выделялся тем, что опирался прежде всего на национальные музыкальные традиции, умело выбирая в них то, что их могло связать с современной музыкой.

Первый состав "Яллы"
Первый состав "Яллы"

Свои концерты с использованием роскошных «ханских» национальных костюмов, богатых восточных декораций и красочного света "Ялла" превращала в самобытные музыкальные спектакли - редкость на эстрадной сцене страны. «Ялла» был тогда самым активно гастролировавшим за рубежом советским эстрадным ансамблем. География их выступлений простиралась от Вьетнама до ФРГ.

Мне доводилось несколько раз встречаться с Фарухом Закировым. Брал интервью, писал о нем. Недавно написал объемный материал о "Ялле". Много лет храню подаренную Фарухом пластинку.

Подробный рассказ о "Ялле" читайте здесь

-10

ГАЗ ДО ОТКАЗА...

В середине 1970-х гг. в Ташкенте появились «явисты», так называли мотоциклистов, которые ездили на лучших тогда в СССР чешских мотоциклах JAWA. Чтобы стать настоящим «явистом» на мотоцикл следовало поставить высокий изогнутый «рогатый» руль с зеркалами заднего вида, добавить дуги безопасности и по-особому ездить: быстро, резко, ловко сновать между машинами, никогда не стоять «в хвосте», всегда быть впереди на перекрестках и первым «улетать» с них. Некоторые могли ездить не то, что на заднем, на переднем колесе и подниматься на мотоцикле по лестничным пролетам подъездов (фантастический Саша Каленский/«Кала», заплативший за свое искусство множеством переломов, после распада СССР уехавший в Германию). Ташкентским гаишникам было дано негласное распоряжение не преследовать «явистов» при мелких нарушениях во избежание больших проблем.

Мотоциклетный эскорт, ташкентских явистов, который сопровождал нас на свадьбе (1977)
Мотоциклетный эскорт, ташкентских явистов, который сопровождал нас на свадьбе (1977)

Часть особо продвинутых «явистов» объединилась в группу и называла себя рокерами на британский манер. Периодически они совершали мотопробеги по городу. У группы был свой авторитет – Сашка «Ява» - крепкий парень лет тридцати, отличный технарь, к тому же отсидевший пару лет, как говорили, за правильную «хулиганку». Я входил в эту группу. Первый мотоцикл купил в 1976 г. Можно назвать это сообщество прообразом нынешних байкеров. С «Явы» начинал и «Хирург» - лидер «Ночных волков», но мотоцикл он купил только в 1983 г.

«ВОЛШЕБНЫЙ НАПИТОК»

В середине 1980-хх гг. в Ташкенте в Узбекском рекламном агентстве, где я работал, по моему сценарию был снят первый в СССР телевизионный рекламный ролик о «Пепси-коле», которая был объявлена волшебным напитком, даровавшим силы и вдохновение Шахразаде рассказывать царю сказки в течение тысячи и одной ночи.

В главных ролях снялись артисты Русского драматического театра им. А. Пушкина, в массовке - красавицы из Ташкентского дома моделей плюс рок-группа «Саратон» из г. Карши. Ее колоритный клип был снят энтузиастами Уз ТВ и предоставлен нам Женей Югаем. Клип и сегодня смотрится свежо и современно.

Свободный радиооператор «Риголетто», дискоман «Фархадской филармонии», ведущий первой в Узбекистане дискотеки «Ильхом», мотоциклист-«явист», телевизионщик-рекламист... Несколько страниц жизни "Неизвестного Ташкента", в которые вписались эпизоды моей биографии. Это было круто!

При помощи моего сына удалось сохранить несколько других роликов, представляющих первые шаги узбекистанской кино- и телерекламы. Это здесь

Не забывайте ставить лайки. Подписывайтесь. Уточняйте, если что не так.