Авангардной принято называть музыку, которая демонстрирует уникальное звучание, не попадающее под определения устоявшихся жанров. Авангардным блэком считают такого плана блэк-метал, который сохраняет базовые параметры стиля, но не может ассоциироваться с каким-либо из дочерних направлений, ибо характеризуется обилием ходов, нестандартных по меркам основной ветки и её ответвлений.
Необходимо понимать, что понятие авангардности существенно зависит от времени. Например, одним из первых, если не самым первым, авангардным метал-альбомом считается Celtic Frost «Into the Pandemonium», выпущенный в 1987 году, когда ещё не было многих ныне известных металических стилей, типа готик- и симфоник-метала. В рамках «Into the Pandemonium» Celtic Frost предвосхитили оные направления, сохранив трэш-металический базис, поэтому в своё время работа звучала авангардно, но сегодня она никого не удивит. Ранних Celtic Frost часто ассоциируют с прото-блэк-металом, но, конечно, «Into the Pandemonium» элементов блэка не имеет, хотя формально это первый случай, когда группа, ассоциируемая с блэком, заиграла нечто столь необычное.
«Caress Into Oblivion» с данного альбома
Классический блэк-метал окончательно сформировался в начале 90-х. Однако вскоре начали появляться работы, идущие вразрез с традиционным звучанием. Некоторые деятели опережали своё время, но при этом они оставались в андеграунде, не оказывая большого влияния на других исполнителей. Среди таких формаций следует отметить, например, немецкий Fulgor, смешавший блэк с дарквейвом и пост-индастриалом, или американский Cult of the Lizard God, игравший блэк на стыке с пост-панком задолго до того, как это стало популярно.
«A Blaze Through Fairyland» с Cult of the Lizard God «Enchanted», 1995
К середине 90-х начали появляться фундаментальные альбомы авангард-блэка. Наиболее важным в формировании стиля принято считать альбом Ved Buens Ende «Written in Waters», вышедший в 1995 году. В рамках сего опуса Ved Buens Ende исполнили материал, навеянный прогрессив- и психоделик-роком. Альбом изобилует диссонансными мелодиями, что сегодня в тренде, но на тот момент звучало необычно. Однако VBE не были единственными экспериментаторами на норвежских просторах того периода. Менее известные Fleurety в том же 95-м выпустили свой дебютник, «Min tid skal komme», где тоже нашлось немало влияний прогрессив-рока.
«You, That May Wither» с данного альбома
«En skikkelse i horisonten» с «Min tid skal komme»
Примерно в то же время активизировалась австрийская формация Korova, которая позже сменит название на Korovakill. Она играла, с одной стороны, достаточно мелодичный блэк, с уклоном в симфоник, но в то же время композиции группы имели нестандартные структуры, ломанные и резкие, а также прочие прогрессивные ходы, поэтому неподготовленному слушателю материал может показаться сложным для восприятия. Помимо «коров», в сумбурной и насыщенной манере, имеющей уклон в симфоблэк, играли норвежцы Solefald и Arcturus, а также венгры Thy Catafalque и японцы Sigh. Во второй половине 90-х перечисленные исполнители выпустили немало работ, раскрывающих под разными углами потенциал авангардного блэка, но на том они не остановились – все эти ребята по сей день выдают интересные вещи.
«Entlebt in tristem Morgenblut» с Korova «A Kiss in the Charnel Fields», 1995
«Countryside Bohemians» с Solefald «The Linear Scaffold», 1997
«Painting My Horror» с Arcturus «La masquerade infernale», 1997
«Hail Horror Hail» с одноимённого альбома в исполнении Sigh, 1997
«Come Lateautumn Rains» с Thy Catafalque «Sublunary Tragedies», 1999
Как можно заметить по приведённым примерам, авангард-блэк часто перекликается с прогрессив-блэком. Также многие слушатели связывают с авангардом диковинные примеры индастриал-блэка, типа Dødsheimgard «666 International» или Mayhem «Grand Declaration of War». Последняя работа оказала влияние на большое количество чернушных экспериментаторов.
«Shiva-Interfere» с данного альбома
«Crystalized Pain in Deconstruction» с Mayhem «Grand Declaration of War», 2000
Ещё одним «индустриальщиком», закрутившим свою музыку до авангарда, следует назвать французский проект Blut Aus Nord, который внёс колоссальный вклад в развитие диссонансного блэка. Примерно то же можно сказать про его земляков – Deathspell Omega, разве что у тех диссонанщина без примесей индастриала. В первой половине - середине 2000-х у Blut Aus Nord и Deathspell Omega не было аналогов, поэтому эти формации мигом заполучили статус авангард-блэка, а в результате оный тег унаследовали многие последователи французов.
Первая композиция данного альбома
«The Shrine of Mad Laughter» с Deathspell Omega «Fas – Ite, maledicti, in ignem aeternum», 2007
Вот вам и очередные образцы звучания, которые являлись уникальными на момент появления, но в результате обросли огромным количеством последователей. Это поднимает вопрос, стоит ли априори относить к авангарду любую психопатическую диссонанщину. Однако, диссонансный блэк вышел на пик популярности в 2010-х, поэтому подробнее о его адептах – чуть позже. Ну, а в 2000-х находились исполнители, звучащие не похоже вообще практически ни на кого. Lugubrum, Todesstoß или Gnaw Their Tongues – хорошие примеры таковых.
«On Anemone Meteorites» с Lugubrum «Heilige dwazen», 2005
Todesstoß «Würmer Zu Weinen», 2008
Большим популяризатором авангарда в 2007 году явились всё те же Mayhem, на этот раз благодаря альбому «Ordo Ad Chao». Если Mayhem 2000-го был просто диковинным образцом индастриал-блэка, то «Ordo Ad Chao» – это, пожалуй, пример подлинного авангарда, не вписывающегося под определения никаких других стилей. Там Mayhem продемонстрировали куда более хаотический материал, напрочь лишённый каких-либо структур. Также в 2010-х заиграли специфический материал некоторые другие классики из 90-х. Среди них необходимо отметить Abigor и Master’s Hammer.
«Illuminate Eliminate» с данного альбома
«Injection Satan» с Abigor «Fractal Possession», 2007
«Červené Blato» с Master’s Hammer «Mantras», 2009
Блэк-метал – пластичное направление, дающее простор экспериментам, поэтому нестандартных примеров блэка со временем становится всё больше и больше. К 2010-м годам воплощений авангардного блэка развелось огромное количество. Куда только не уносит современных исполнителей. Peste Noire играли нарочито скоморошный материал с обилием сумбурных мелодий и разношёрстных веяний, от французского фолка чуть ли не до шансона. Terra Tenebrosa – причудливый и шумный материал с влиянием эмбиента и готики. У Dødsengel – артистичный блэк, отдающий прогрессив- и психоделик-роком, а также помпезностью классической музыки. У Furia – изобилие нестандартных структур и прочих прогрессивных ходов. У Porta Nigra – делирический материал с креном в готику и индастриал-метал.
«The Teranbos Prayer» с Terra Tenebrosa «The Tunnels», 2011
«Casse, Pêches, Fractures Et Traditions» с Peste Noire, «L'Ordure À L'État Pur», 2011
«Upon the Beast She Rideth» с Dødsengel «Imperator», 2012
«Ogromna Noc» с Furia «Nocel», 2014
«Kaiserschnitt» с одноимённого альбома в исполнении Porta Nigra, 2015
«Saturaatio» с Oranssi Pazuzu «Värähtelijä», 2016
Возвращаясь к теме диссонансного блэка, следует отметить, что на сегодняшний день это одно из наиболее востребованных пристанищ для экспериментаторов. Оное звучание предрасполагает к использованию комплексных структур и хаотических мелодий, непростых для восприятия рядового слушателя. Каких только вещей не находится в современном диссонансном блэке: от элементов техникал- и прогрессив-дэт-метала до влияния пост-метала и даже джаза с глитчем или дроуном. Из-за подобных экспериментов многие примеры современного диссонансного блэка приобрели стойкие ассоциации с авангардом.
«I, Chronocrator» с данного релиза
«IIIIIII» с Krallice «Years Past Matter», 2012
«Illucid Illuminati of the Dark» с Howls of Ebb «Vigils of the 3rd Eye», 2014
«Grief of New Desire» с Jute Gyte «Ship of Theseus», 2015
«Chernobyl Blues» с Imperial Triumphant «Vile Luxury», 2018
«God Of Love» с Liturgy «H.A.Q.Q.», 2019
Таким образом, тег «Avantgarde Black Metal» со временем можно увидеть всё чаще, и порой его охота оспорить, потому что не каждый нестандартный материал тянет на звание чего-то именно уникального, не имеющего ни единого аналога. Тут сразу приходит мысль о необходимости термина «Post-Black Metal» и о том, как оное понятие исказили со временем. Подробнее о пост-блэке я рассказывал в прошлом.
«Werewolf» со Slagmaur «Thill Smitts Terror», 2017
Первая часть «Jeszcze Nie Mamy Na Was Pomysłu» с одноимённого альбома в исполнении Gruzja, 2019
«I» со Scarcity «Aveilut», 2022
Возможно, сегодня определение авангардного блэк-метала несколько утратило первоначальное значение и начало отождествляться с любым выраженно экспериментальным проявлением блэка. Так или иначе, со временем самобытных работ меньше не становится, а это главное. Многогранность блэка предрасполагает к росту востребованности оного стиля, а авангардная ветка – настоящий простор для закоренелых любителей нестандартной музыки.