Довольно часто инфаркт миокарда осложняется фибрилляцией желудочков – жизнеугрожающей аритмией, которая без лечения может привести к смерти.
Считается, что так называемая ранняя фибрилляция – возникающая в первые часы от развития заболевания имеет благоприятный прогноз – в случае восстановления ритма она обычно не влияет на исход заболевания, так как в дальнейшем не повторяется.
С другой стороны, именно эта аритмия часто приводит к смерти пациентов на очень ранних сроках заболевания.
Итак, фибрилляция желудочков на ранних сроках инфаркта:
- относительно легко лечится,
- без лечения всегда приводит к смерти.
Именно поэтому пациенты в первые сутки инфаркта находятся в отделении реанимации – наблюдение за ними и своевременная дефибрилляция может не просто спасти жизнь, а продлить её на многие годы.
Кстати, всем известный дефибриллятор изобрёл в 1960-х годах американский кардиолог Бернард Лаун. Это изобретение позволило сохранить огромное количество жизней.
Несколько лет назад я был в туристической поездке на Аландских островах. Когда нашу группу привели обедать в небольшую столовую, я увидел там дефибриллятор, висящий на стене! Правила пользования им висели рядом, но они и так были интуитивно понятны – на аппарате были нанесены картинки, помеченные цифрами 1, 2 и 3, позволяющие применить это устройство даже человеку, не понимающему язык и никогда ранее дефибриллятором не пользовавшимся. Интересно, что посёлок, в котором находилась эта столовая, имел население несколько сотен человек (на всех Аландских острова живёт всего 30 тысяч). Может быть, этот дорогостоящий прибор никогда и не будет использован, а может быть, хотя бы однократное его применение спасёт бесценную человеческую жизнь.
Мне неоднократно приходилось осуществлять дефибрилляцию, в условиях кардиореанимации - эта процедура уже стала рутиной, и к ней не относятся как к чему-то из ряда вон выходящему.
Но один случай мне запомнился, и о нём я хочу сегодня рассказать.
Этот 48-летний пациент был доставлен в реанимацию с работы - боли появились прямо в кабине большегрузного автомобиля. Он привёз в Санкт-Петербург груз из Ленинградской области, и собирался ехать обратно, но из-за необычного дискомфорта в грудной клетки решил вызвать скорую помощь. Был диагностирован инфаркт, и пациент госпитализирован.
Кстати, я неоднократно слышал от больных, поступающих в реанимацию с инфарктом, что ощущения в груди они не назвали бы болью. Стеснение, жжение, но не совсем боль. И помогает понять, что произошло именно необычность этих ощущений, то есть, происходит что-то никогда ранее не встречавшееся в жизни этих людей.
Чаще, конечно, инфаркт проявляет себя классической болью, но и такой, малосимптомный вариант тоже встречается.
В общем, пациент сразу после подтверждения диагноза (была снята вторая ЭКГ, не оставляющая сомнений в диагнозе), был доставлен в операционную, установлен стент, и казалось, что опасность миновала.
Но сразу после перевода обратно в реанимацию у больного произошла фибрилляция желудочков - прямо во время контрольной съёмки ЭКГ пациент захрипел, потерял сознание, а на ЭКГ была зафиксирована фибрилляция желудочков.
После однократной дефибрилляции ритм восстановился, пациент пришёл в себя, и была начата инфузия препарата, препятствующего повторному нарушению ритма.
Несмотря на это, фибрилляция повторилась через несколько минут. Потом ещё и ещё. Потом я сбился со счёта, и перестал считать разряды, возвращающие пациента к жизни.
Интересно, что он даже не заподозрил чего-то опасного. Находясь под воздействием успокоительных средств и к тому же из-за часто повторяющееся кислородного голодания мозга, пациент был совершенно спокоен, и даже сонлив. Тем не менее, приходя в себя он был адекватен, правильно отвечал на вопросы, что внушало надежду на сохранность головного мозга.
А я сидел возле кровати пациента, ждал очередной фибрилляции, и вновь восстанавливал ритм с помощью электрических разрядов.
В какой-то момент я решил немного оптимизировать процесс - заранее зарядить дефибриллятор, чтобы не терять несколько секунд на этот процесс, и дать разряд как только на мониторе вновь возникнет фибрилляция. И действительно, как только я набрал заряд на электроды дефибриллятора и приставил их к груди пациента, на мониторе вновь возникли признаки фибрилляции желудочков. Немедленно я дал разряд, но пациент к этому времени не успел потерять сознание! Аритмия ещё не успела вызвать гипоксию мозга, и он почувствовал разряд.
Это произвело на него сильное впечатление - сонливость как рукой сняло, и он попросил меня так больше никогда не делать. Я пообещал быть осторожнее, но к тому времени то ли противоаритмический препарат успел подействовать, то ли по другим причинам, фибрилляция больше не повторялась.
Оказалось, что дефибриллятор которым я пользовался обладал опцией подсчёта разрядов. Таким образом я смог узнать, что примерно за 25 минут у пациента 9 раз случались эпизоды фибрилляции.
Впоследствии этого пациента я наблюдал в рамках клинических исследований в течение более 10 лет, сейчас он жив, и обращается ко мне 1-2 раза в год.
Подписывайтесь на меня в Телеграм, там я иногда публикую материалы, которых нет в Дзене.t.me/kardiologKrulev
Статья не является руководством к действию. Требуется консультация специалиста. Иллюстрации взяты из свободных источников.