Найти тему

Уроки школы Кипра: опасность выбора, культ истории и власть сильных

Оглавление

Многие вздрагивают при словах «образовательные реформы», но методом проб и ошибок идут не только у нас. Интересный пример разных и часто противоположных школьных реформ — Республика Кипр: о них рассказал Андреас Эконому, гость очередной «Мастерской учителя». Одно из направлений мастерской — рассказ о плюсах и минусах разных национальных систем. О кипрской доктор Эконому говорил и как практик, директор средней школы The Island, и как выпускник 1980-х годов. Он выделил три ключевые проблемы, дискуссия о которых может быть полезна и для нас.

ВЫБОР ШКОЛЬНИКОВ И ГНЕВ РОДИТЕЛЕЙ

Как и многие страны, Кипр давно делает ставку на раннюю специализацию. Всего у общего образования четыре ступени, если считать дошкольную, потому что для пятилеток тоже предусмотрена годовая программа. В отличие от России, на Кипре длинная начальная школа (6 лет) и короткая средняя (3 года), она называется гимназия. Затем — для тех, кто не уходит в СПО, старшая школа (3 года), которая называется лицей, и вот здесь ученики выбирают профиль: гуманитарный, естественнонаучный, экономический или сервисный.  

В 1990-х, когда это разделение появилось, ученик должен был вначале определить профиль и строго следовать программе все три года, поменять направление было нельзя. Цена ошибки высока, за это систему критиковали, и позже она была трансформирована в «лицей свободного выбора».

Ученики комбинировали любые предметы на свое усмотрение (всего их было 19) и создавали себе индивидуальный трек, от направлений отказались. Но это было неправильно понято. В итоге оказалось, что ученики выбирают себе самые простые предметы, чтобы получить высокие оценки на экзаменах: условно, все делают упор на физкультуру и компьютеры, а физика за бортом. Это повлияло на качество подготовки и вызвало гнев родителей.
Андреас Эконому, доктор, директор средней школы The Island на Кипре

Кипрской школе пришлось вернуться к системе направлений 1990-х, но с важной корректировкой: после первого года можно поменять профиль. Правда, сделать это не очень просто: если ученик посещал гуманитарный класс, а потом захотел в естественнонаучный, экзамен после первого года ему придется сдавать по естественным наукам, а не по тому, что он изучал.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕРОЕВ 

Кипр относительно недавно стал независимым государством — 63 года назад, до этого был британской колонией. Это, а также дальнейшие драматические события (разделение острова на две страны в 1970-х) привели к тому, что школа начала жить под лозунгом «Никогда не забывай». По словам Андреаса Эконому, курсу истории не просто отведено особое место в школе, — можно сказать, что вся система младших классов сфокусирована не на тех предметах, которые мы считаем базовыми (язык и математика), а на исторической памяти.

Направление курса можно назвать историей эллинизма: младшие дети изучают завоевания Александра Великого, греческое влияние на Римскую империю, византийский период, старшие доходят до балканских войн 20 века и Второй мировой войны. Активно эксплуатируются образы греческих героев и тема восстановления Греции как государства в 1821 году, в целом стремление эллинистических регионов воссоединиться.  

Героизация прошлого имеет и негативные последствия: из-за такого фокуса школьной программы постепенно в политике усиливаются популистские идеи. Мы видим это по тому, как активизировались крайне правые партии, и по результатам выборов последних лет. Да, образование стало массовым — у нас очень высокий индекс грамотности, 99,86%, — но через героизацию прошлого в образовании распространяются консервативные взгляды.
Андреас Эконому

ПОРОЧНЫЙ КРУГ БОГАТСТВА

Еще один негативный эффект гость «мастерской» определил как утилитаризм. Он отталкивается от вполне благой цели: школы должны быть устроены так, чтобы максимально реализовать способности учеников. На практике это привело к разделению класса на «сильную» и «слабую» группы, в зависимости от того, как они сдают четвертные экзамены по основным предметам. Для групп настраивают разный уровень сложности программы. В конечном счете это ведет к тому, что основная задача школы — реализовать по максимуму потенциал «сильных». С такой идеей создания сред спикер не согласен.

Этот подход создает порочный круг, когда возникают привилегированные и непривилегированные. Ученикам из богатых образованных семей проще показать высокий результат на экзамене и попасть в «сильную» группу. То есть, с течением времени разрыв все увеличивается. Во время пандемии негативные эффекты этого стали еще более очевидны.
Андреас Эконому

Неравенство проявляется, в том числе, в выборе между старшими классами и средним профессиональным образованием — как и в России. На этапе окончания гимназии (средняя ступень) надо выбирать, и во многом этот выбор определяется результатами экзамена. Те, кто сдал его неважно, как правило, идут в техническое училище. Так возникают предубеждения, из-за которых сектор СПО становится прибежищем тех, у кого нет академических устремлений. И наоборот: люди, которые хотели бы получить техническое образование, часто отказываются от этой идеи из-за негативного давления семьи и среды, мол, как же ты пойдешь в ПТУ?.. Одна из реформ, которая сейчас ведется в кипрском образовании, нацелена как раз на решение этой проблемы.

Полная видеозапись здесь.

Дважды в месяц магистранты, выпускники и партнеры программы «Педагогическое образование» встречаются в «Мастерской учителя», чтобы обсудить актуальные темы, обменяться опытом и выработать рекомендации, которые можно применить в своей работе. Поделитесь идеями для «Мастерской учителя» с ее командой: inletyago@edu.hse.ru