Найти тему

Страстная неделя по дням: главные события перед Пасхой

Оглавление

Каждый день Страстной недели - это кульминация жизни Иисуса Христа, Его последние дни на земле. Что происходит в каждый из дней этой недели? Как провести ее правильно? О чем нельзя забыть, чтобы Пасха была по-настоящему светлой?

Чтобы почувствовать всю радость и величие Воскресения, нужно духовно «пройти» каждый из последних дней Христа.

ПОНЕДЕЛЬНИК - проклятие смоковницы

Иисус проклинает дерево, не найдя на нем смокв. За что, если был даже не сезон давать плоды, как мы знаем от евангелиста Марка? (Мк. 11:13). Это чудо очень удивляет и даже вызывает возмущение.

Но вспомним, что Христос учил народ через притчи. А значит, и в этом действии мы должны видеть символический смысл.

Мы можем вспомнить, что ранее уже слышали притчу о смоковнице, которую хозяин виноградника хотел срубить из-за отсутствия плодов третий год. Но садовник попросил дать время, чтобы удобрить и окопать ее. (Лк. 13:6-9)

Обратившись к ветхому завету, мы узнаем, что Израиль называли «виноградником Господа» и «смоковницей». Все сразу становится на свои места – притча продолжилась в действии.

К концу третьего года проповеди Иисуса Христа израильский народ так и не принял своего Спасителя, как и смоковница не дала плода даже после усилий виноградаря.

«К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском — одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет», - писал об этом чуде святой праведный Иоанн Кронштадский.

В этот день нам стоит проверить, не засохло ли дерево нашей души без духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Подробнее о проклятии смоковницы рассказывал здесь. Также в этот день вспоминается изгнание торгующих из храмового двора. Читай о толковании этого евангельского эпизода, если интересно узнать причины такого поведения Иисуса Христа.

Спор Иисуса Христа с законниками и книжниками
Спор Иисуса Христа с законниками и книжниками

ВТОРНИК - учение в храме; рассказ о Втором Пришествии и Страшном Суде

В этот день Иисус рассказал множество притч, многое говорил уже открыто, обличал книжников и фарисеев. Кто-то уверовал, так как видел силу, с которой Он говорил. А кто-то, наоборот, обозлился, так как считал богохульством Его слова.

После речей в храме первосвященники и фарисеи решили, что больше ждать нельзя. Слишком большое число последователей приобретал Христос, и это становилось опасным для религиозного уклада. Они хотели казнить Его, но не знали, как схватить так, чтобы не вызвать возмущения народа.

Господь же знал, что у Него остается мало времени. И рассказал ученикам самое сокровенное: знамения, которые укажут на Второе Пришествие, и как будет проходить Страшный Суд.

Такие знания для людей могут быть пугающими и гнетущими. Чтобы знающие не зациклились (не сосредоточились только на подготовке к апокалипсису) на ожидании расплаты, Иисус снова притчами направляет Своих учеников и нас через них. Не нужно искать знамения, надеясь приготовиться к Суду, мы должны просто жить так, чтобы всегда быть готовыми.

Поцелуй Иуды
Поцелуй Иуды

СРЕДА - день предательства Иуды

Один из двенадцати избранных учеников решил предать своего Спасителя. Иуда видел чудеса и слушал Господа три года, но, видимо, душа его была безнадежна. Если он и потерял веру, то мог просто уйти от Христа. Но Иуда решает продать Иисуса и идет узнать, что получит за это.

Каково даже представить, что тебя предаст твой друг? А Иисус все это время знал и оставался смиренен.

Первосвященники предложили Иуде 30 серебряников. Сумма была не маленькая, но и не настолько большая, чтобы безбедно прожить остаток дней. А для Иуды этого оказывается достаточно, отчего только больнее осознается это предательство.

ЧЕТВЕРГ - Тайная Вечеря, страшная ночь в Гефсиманском саду

Среди ужасных событий этой недели в этот день случается что-то светлое. Христос дарит нам Таинство Евхаристии и дает величайший знак смирения.

Показывая пример того, как нужно обращаться друг с другом, Христос омывает ноги Своим ученикам, в том числе, Своему предателю.

Наша культура настолько пропитана этим сюжетом, что от его привычности нам тяжело понять всю глубину смирения Господа. Но посмотрев на реакцию Его учеников, мы видим, что для них это что-то неприемлемое, из ряда вон выходящее.

«Тебе ли умывать мои ноги? Не умоешь ног моих вовек», - говорит Петр. (Ин. 13:6-8)

В те времена только рабы умывали ноги своих господ. Но Иисус омывает ноги каждому из своих учеников, сам Сын Божий! Тем самым Он просит нас о смирении друг перед другом. И только после этого приступает к вечере, предложив ученикам хлеб и чашу с вином.

Мы привыкли к молитвам перед Причастием. Но попробуйте представить себя на месте учеников, которые впервые слышат:

Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов…» (Мт. 26:26) Потом Господь пустил по кругу чашу с вином: «… пейте из нее все, сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мт. 26:27-28).

Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии
Тайная Вечеря. Установление Таинства Евхаристии

Поражающий момент откровения, который мы, спустя две тысячи лет, разделяем с Христом на каждой Литургии!

После вечери Иисус предсказывает отречение Петра и рассеивание Своих учеников, но все равно говорит о любви к ним и молит Отца Своего защитить их. Это пример любви, к которой мы стремимся – всепрощающей и безмерной. Мы знаем, что ученики не потеряют ее, даже снова не оправдав силу этой любви в Гефсиманском саду. Христос останется один в глубокой печали, когда будет молиться о миновании Его «чаши сей» - ученики Его будут спать.

Так приближается Великая пятница.

ПЯТНИЦА - час суда и предание Христа на смертные муки, распятие

Самый страшный и самый длинный день Страстной Седмицы.

Около полуночи в сад приходит Иуда с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Иуда, "подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви́! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его". (Мф. 26:49-50)

По законам Израиля Иисуса сначала судили первосвященники. Но они не могли убить Его, так как не имели права проливать кровь. Просто же наказания им было недостаточно, поэтому они передали Христа на суд римской власти, Понтию Пилату.

Ни Пилат, ни Ирод не нашли вины Иисуса, по которой могли бы казнить Его. Пилат не хотел брать на себя кровь невинного и пытался предложить народу отпустить Христа. Возбужденные же первосвященниками люди безумно требовали распятия, и Пилату пришлось осудить Иисуса на смерть.

-5

Насмехаясь над званием Царя Иудейского, римские воины надели на Него терновый венец вместо лаврового, который носил римский император, и начался крестный путь Господа на Голгофу.

Христос отказался от дурманящего напитка, который бы притупил Его страдания. Он испытал распятие и многие часы мучений на кресте во всей полноте боли физической и душевной. И даже тогда он просил Отца Своего простить сотворивших с Ним это.

На пике страданий Иисуса наступила темнота, как ночью, и длилась три часа. Когда Господь испустил дух в храме разодралась завеса надвое, произошло землетрясение, воскресли умершие святые и явились в Иерусалим.

-6

Прежде, чем снять Его тело с креста, один из воинов пронзил Ему ребра. Из раны вытекла кровь и вода. Святитель Иоанн Златоуст, а вслед за ним и блаженный Феофилакт Болгарский видели в этом эпизоде прообраз двух важнейших церковных таинств: Крещения и Евхаристии.

СУББОТА - день сошествия Христа в ад

Митрополит Сурожский Антоний так говорил об этом дне:

«Итак мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

 Сошествие во ад. Гюстав Доре
Сошествие во ад. Гюстав Доре

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый — ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…»

В этот же день первосвященники и фарисеи поставили стражу у Гроба Господня, так как боялись, что Его тело украдут и скажут, что Он воскрес. Сами того не зная, они обеспечили доказательство чуда Воскресения.

Какое событие Страстной недели поражает вас больше всего и заставляет дрожать изнутри?

Подготовься к Пасхе с Евангелием! За неделю исследуем события Страстной недели и углубимся в практическое понимание истории спасения и миссии Христа. Уже 5 лет мы изучаем Слово Божие в «Библейском Движении» онлайн. За это время более 10.000 человек прочли Библию целиком

ВСТУПИТЬ: https://t.me/+wco1vNn74FAzMGRi