Найти тему
6000 миль до Голливуда

Ад в багровых тонах. Джон Малкович в новом триллере-мрачняке.

("Клетка разума", Mindcage, 2022, США)

Никогда не предполагал, что после 5 лет болтовни тут про новинки кино и не только, окажусь однажды перед такой дилеммой.
А именно...

Новая страшилка от дедушки-маньяка Сируса-Вируса: у одного черного-черного телефона была черная-черная трубка, висевшая на черном-черном проводе. И вот как-то раз...
Новая страшилка от дедушки-маньяка Сируса-Вируса: у одного черного-черного телефона была черная-черная трубка, висевшая на черном-черном проводе. И вот как-то раз...

...А именно: закавыка в том, что если я сейчас не поступлюсь принципом и не озвучу один спойлер, те из вас, кто надумает ознакомиться с "Клеткой разума", могут нарваться в итоге на разочарование. И довольно сильное.
Однако, если я озвучу мой спойлер - к счастью, он
не раскрывает конкретных сюжетных интриг, - всё будет гораздо оптимистичнее. Ибо он, словно "патч" для бракованной видеоигры, исправит критическую ошибку-баг создателей картины. Благодаря чему ваши впечатления от нее останутся значительно лучше. Потому как в целом она сделана пусть малобюджетно, но прилично, и для одноразового просмотра вполне годна.

Ну так что, "пропатчим" для вас "Клетку разума" спойлером до более привлекательной версии 1.1, или нет?
Если не согласны, смело пропускайте дальнейший текст вплоть до следующего скриншота и читайте сразу после него.
Если согласны - всё в порядке, продолжаем как обычно.

Итак, что же за ошибку допустил режиссер Мауро Боррелли и прочие творцы сего триллера?
С драматургической точки зрения - элементарную. Представьте себе, что если бы в "Собаке Баскервилей" собака в итоге взаправду оказалась призраком, а злодей Джек Стэплтон - колдуном, умеющим призывать ее из пёсьего ада.
Полная хрень, говорите? Абсолютно с вами согласен.
Вот и в "
Клетке разума" НИЧТО не намекает на то, что перед нами МИСТИЧЕСКИЙ, а не обычный триллер-детектив про охоту на суперманьяка. Ничто - вплоть до самой развязки, где этот сказочный поворот нам преподнесут как само собой разумеющееся. В духе "Вуаля! А Зло-то оказалось чисто фэнтезийным, а не реальным!".
Однако, если вы начнете смотреть картину, заранее зная, что она, это "городское фэнтези", а ее сюжет обернётся голимой мистикой - всё в порядке, смотрите на здоровье. Потому что, повторюсь, с этого ракурса она и ее финальный "вот-это-фортель" небезынтересны. Как любопытен и 69-летний Джон Малкович в роли этакого постаревшего маньяка Сируса-Вируса из "
Воздушной тюрьмы" - один из его коронных образов.
(
Конец спойлера. Как видите, ничего конкретного не рассекретил.)

"Негодяй торгует на рынке пером / И пухом из ангельских крыл..." © Наутилус Помпилиус
"Негодяй торгует на рынке пером / И пухом из ангельских крыл..." © Наутилус Помпилиус

Также многих зрителей, особенно поклонников культового "Молчания ягнят", грозит разочаровать аннотация "Клетки разума". Где беспардонно заявлено, что в этой истории, - вы не поверите" - два полицейских детектива опять приходят на поклон к давно схваченному и осужденному, известному в прошлом маньяку. Само собой, затем, дабы тот помог им в охоте на нового убийцу-шизика. И не просто на неуловимого, а именно на подражателя этому самому маньяку. В смысле не "плагиатора", но больно уж старательно копирующего кровавые приемы и стиль "оригинала".

Маньяк-зек по кличке Художник (Малкович), как и пресловутый Ганнибал Лектер, тоже слишком "хорош" для обычной тюрьмы, поэтому и его держат в изоляторе. Только Художнику там осталось куковать недолго, ведь через две недели его должны казнить. Поэтому у него найдется, что попросить у законников в обмен на свои авторитетные консультации. Нет, конечно, не помилование - куда там! - хватит и пересмотра его срока на "пожизненный". Ну и так, еще по мелочам. Вроде инструментов для изобразительного творчества - уж больно Художник это дело любит. А злые тюремщики позволяли ему разве что ложкой по каше в тарелке рисовать. Да и скульптуры лепить сугубо мелкие и "нерукотворные", сами догадайтесь, где и из чего.
Так сказать, художника может обидеть каждый, а художника-маньяка-зека и вовсе обижают 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Нет, нельзя Мартину Лоуренсу играть серьезные драматические роли. Даже когда он предельно серьезен и зол, трудно отделаться от мысли, что перед вами тот самый лопоухий коп-комик из "Плохих парней".
Нет, нельзя Мартину Лоуренсу играть серьезные драматические роли. Даже когда он предельно серьезен и зол, трудно отделаться от мысли, что перед вами тот самый лопоухий коп-комик из "Плохих парней".

Власти, естественно, для проформы поломаются, поматерятся, но рабочий компромисс с Художником будет достигнут.
И вот детективы Келли и Дойл (Мелисса Роксбург и Мартин Лоуренс) берутся распутывать новые изощренные убийства Подражателя, прислушиваясь к велеречивым (читай занудным) советам "Ыксперта". А попутно распутывая и собственные непростые взаимоотношения. Нет, не лирические, а подчеркнуто служебно-дружеские. Ведь Келли была замужем, а Дойла, который два года назад и отправил Художника за решетку, лирика теперь и вовсе не интересовала.
Почему?

Да потому что при аресте Художника бывший, а ныне покойный напарник Дойла вдруг ни с того ни с сего взбрендил и решил больше не жить. Причем не самым безболезненным способом.
Это так сильно ударило по дойловой психике, что с той поры "кукуха" у некогда хладнокровного и сурового копа э-э-э... Нет, пока не улетела, но крылышками порой трепетала так, словно уже на предполетной подготовке. Что, ясен бзик, отражалось и на общении Дойла с новой напарницей Келли, у которой, к слову, и своих скелетиков в бардачке хватало. А тут еще коварный Художник начал выказывать поразительное знание тайн её биографии. И кто сливал ему в тюрьму такие подробности, поди угадай...

- Вау! Так вот ты какой - аналоговый Инстаграм!
- Вау! Так вот ты какой - аналоговый Инстаграм!

К плюсам картине надо добавить и то, что она демонстрирует одну из самых грамотных и красивых эксплуатаций так называемого "чеховского ружья". Которое, естественно, бабахает в финальном акте, только до этого не висит на стене, а... лежит, разобранное на части. И так, что все они постоянно находятся у нас на виду, только мы понятия не имеем, на что именно смотрим. Отчего и "выстрел" в конце получается вдвойне эффектным и непредсказуемым.
Впрочем, учитывая, как много в "
Клетке для разума" явных вторичностей, нет гарантии, что и эту фишку местный сценарист выдумал сам - не исключено, что тоже где-нибудь ее "подрезал".

***

В общем, целиком и полностью на ваш выбор, как вам в данном случае поступить: либо смотреть "Клетку разума" как обычно, либо через призму моего вышеописанного спойлера. Либо же и вовсе ее не смотреть - чай перед вами отнюдь не "Семь" и не "Молчание ягнят". Хотя для фильма такого проходного характера ваш "игнор" вполне простителен, разве что маэстро Малковича в ностальгической "маньячной" роли пропустите.
Но в любом случае, при всех моих претензиях к "
Клетке разума", свои мрачные интриги и остросюжетное обаяние в ней есть, что для малобюджетного триллера уже немало.

Трейлер фильма: