Найти тему
Рыжий рыцарь

Поезд и междугородный омнибус: цены на транспорт в Российской империи

Люблю я разные статистические данные по бытовым аспектам жизни в "старину". Они помогают лучше ее, эту самую старину, понять. Потому что, например, цены на что-либо находятся в прямой зависимости с экономической ситуацией, прямо отражают рентабельного какого-либо дела и косвенно - уровень технологических возможностей того времени. И прочая, прочая, прочая...

Вот нашел, например, официальные (с включением государственного сбора) цены на поезд и шестиместный междугородный омнибус в РИ, на 1894 год. Извольте...)

Отправной точкой всюду является Владикавказ, поскольку информация эта печаталась тогда для жителей Терской области. Информация - из "Терского календаря" за 1894 год.

Итак, от Владикавказа до Петербурга - за первый класс надо было уплатить 88 рублей 18 копеек, за второй - 68 рублей 14 копеек, третий - 34 рубля 83 копейки.

От Владикавказа до Самары "взрослый" первый класс стоил 84,75 р, второй - 63,59 р, третий - 32,51 р.

До Саратова - первый класс 69,56 р, второй - 52,19, третий - 26,68.

-2

До Воронежа соответственно:

1 - 47,40;

2 - 35, 56;

3 - 18,18.

-3

До Ростова-на-Дону:

1 класс - 24,45 р;

2 класс - 18,34 р;

3 класс - 9,37 р.

-4

Внешне вагоны, кстати, в то время различались по цвету. Первого класса были синие, второго - желтые, и третьего - зеленые. Места нумеровались только в первых двух классах, в третьем - как обустроишься. Точнее, в первых двух классах можно было купить дополнительно к билету "плацкарту", которая тебе гарантирует наличие определенного места. Но это удовольствие - за особые деньги, в перечне выше даны цены без плацкарт.

В принципе тогдашний третий класс по уровню комфорта - это почти как наша электричка. Только там были еще верхние полки - такие же жесткие, деревянные, как нижние.

И третьи - багажные.

-5

Что интересно, там можно было курить: даже в вагонах третьего класса были пепельницы и плевательницы, а вентиляция была рассчитана таким образом, что изнутри вагона обеспечивалась неплохая воздушная тяга. Но в любом случае...

*Задумчиво* Засуньте любого нашего современника в тогдашний третий класс, маршрут "Владикавказ - Петербург" (а поезда были гораздо медленнее нынешних), на жесткую лавку безо всяких постелей, да в компанию к вечно курящим прямо в вагоне рабочим, мелким чиновникам или зажиточным крестьянам, - а третьим классом именно такая публика и ездила - так современный плацкарт Москва-Владивосток, без кондиционера, раем покажется...))

Печи, кстати, уже тогда даже в вагонах третьего класса были. Все ж не Франция, Россия...)

-6

В вагонах второго класса стояли уже мягкие диванчики, а места были нумерованы. Первый - ну это уже примерно вагон СВ по нашим меркам...)

Кстати, даже сейчас проездной документ на поезд дальнего следования формально делится на собственно билет - и плацкарту, указание на место. С тех самых времен традиция.

-7

Только плацкарта отдельно уже не продается. Без места, просто так ехать уже нельзя, если не в электричке...))

Теперь об омнибусах. В транспортной системе конца XIX века они играли роль автобусов пригородного сообщения.

Перепечатывать мне лень, уж извините, поэтому картинками. Тем более что в функционале Дзена нет возможности формировать таблицы.

-8

Цены - справа.

С ночлегом, на то же расстояние, но - в пятиместной карете (омнибусы выше - шестиместные):

-9

В пятиместной карете, как видите, есть первый класс. В омнибусе максимум комфорта - второй.

К сожалению, фото тех самых омнибусов я не нашел. Вот примерно сопоставимый по размерам французский...)

-10