Найти тему

Пропавшие с радаров…

Трагедия в Васильковской балке – не единственное место, где проводят изыскания поисковики «Центра». Давно уже слышали его участники передаваемые из уст в уста рассказы местных жителей о сбитых советских самолётах, в основном бомбардировщиков ПЕ-2, в районе сёл Ароматное, Новожиловка, Меловое и в Зуйских лесах. В 1942–1943 годах недалеко от Белогорска находился аэродром немецких «мессеров» – так в простонародье называли нацистские истребители и бомбардировщики, производимые немецкой самолетостроительной компанией Messerschmitt. Наши самолеты атаковали аэродром, затем совершали разворот над упомянутыми сёлами, во время этого маневра немцы открывали по ним шквальный огонь из зенитных орудий.

Жители Ароматного рассказывали, что весной 1942 года недалеко от села был сбит красноармейский самолёт, который упал на поля. Видели, как пытался эвакуироваться с парашютом один из членов экипажа, но был уничтожен в воздухе. Самолёт вошёл штопором в землю, и прогремевший взрыв разметал его на осколки. Оставшаяся после него воронка существовала ещё в 70-х годах прошлого века. В школьном музее села Ароматное хранился пулемёт Березина, который принесли мальчишки, вероятно, со сбитого самолёта.

Раскопки поисковиков
Раскопки поисковиков
-3

В 1976 году воронку сравняли с землей, а после развала Союза поле передали в аренду под сельскохозяйственные угодья. В наше время поисковикам пришлось преодолеть много преград: прежде всего, необходимо было получить разрешения от ФСБ, МЧС и районной администрации на проведение разведочных работ и, что самое сложное, заручиться согласием арендатора участка. Наконец, все бюрократические процедуры утрясли, и в июле 2016 года энтузиасты приступили к разведке. После многолетней вспашки осколки самолёта были растащены по всему полю, и определить место падения удалось не сразу.

Как и в случае с Васильковской балкой, успех сопутствовал поисковикам. В течение нескольких дней на поверхность были извлечены части самолета ПЕ-2 – шасси, карбюраторы, электроприборы – и, самое главное, нашли корпус мотора, по которому можно было определить номер истребителя, а по нему выяснить имена тех, кто находился на борту, кого не дождались семьи после войны. Вместе с обломками ПЕ-2 в воронке были найдены останки двух членов экипажа. В их идентификации помогала группа «Авиапоиск».

-4
-5

Началась долгая кропотливая работа с архивами и многочисленные запросы в административные учреждения Московской области, Краснодарского края и регионов Крыма. И вот однажды забрезжил свет в конце длинного тоннеля. В оперативной сводке опергруппы штаба ВВС Кавказского и Крымского фронтов упоминается о двух экипажах ПЕ-2, совершавших полеты над Зуйскими лесами и не возвратившихся с задания. Один пропал в январе 1942-го, другой – в апреле. Который из двух «наш»? По первому удалось выяснить, что два члена экипажа уцелели, а в самолёте, сбитом возле села Ароматное, живых не осталось. И дата его падения совпала с воспоминаниями очевидцев – апрель 1942 года.

-6
-7

Наконец пришел официальный ответ на запрос от коллег из Башкортостана в «Центральный Архив Министерства Обороны РФ». Таким образом, активистам удалось узнать имена членов экипажа второго пропавшего без вести бомбардировщика: пилот, младший лейтенант Антон Николаев, уроженец Омской области города Берцов 1921 г. р.; его земляк стрелок-радист старший сержант Антон Калошин 1915 г. р. и штурман, старший сержант Степан Устинов, уроженец Свердловской области 1921 г. р. Уже сейчас с большой долей вероятности можно утверждать, что имена погибших героев установлены.

Фрагмент статьи из Крымского познавательного журнала "Полуостров сокровищ", выпуск №28.

Ещё по теме: Кровавая хроника Васильковской балки

Взрывоопасная операция