Найти тему
Валерий Ростов

Music Rarities 65. Две малоизвестные и очень разные, но интересные прог-группы: английская Czar, и австралийская Cybotron.

группа Czar
группа Czar

Czar

Английская симфо-прог-группа Czar сформирована как поп-группа в далеком 1966 году, когда они были известны как Tuesday's Children. Коллектив выступал во многих знаменитых клубах, а также часто гастролировали с очень известными группами Pink Floyd, The Animals, Moody Blues, The Who, The Kinks и другими. После многочисленных гастрольных туров в феврале 1970 года группа, посчитав название Tuesday's Children слишком непонятным для нового направления в музыке, которую они выбрали, решили переименовать себя в Czar, дополнив состав органистом Bob Hodges который недолгое время играл в более тяжелом психо-роковом коллективе The Attack. И в мае 1970 года они выпустила свой единственный эпохальный одноименный альбом на лейбле Fontana.

Альбом "Czar"  1970 год.
Альбом "Czar" 1970 год.

Состав группы:
Bob Hodges — mellotron, piano, organ, celeste, harpischord, vocals
Paul Kendrick — bass, acoustic guitar, vocals
Mick Ware — guitar, acoustic guitar, vocals
Del Gough – drums

Этот альбом является одним из самых легендарных и дорогих (почти 1000 долларов) ранних британских прогрессивных альбомов, и с точки зрения музыкального качества это также лучшее, что когда-либо было. В музыке группы очень сильно выделяются клавишные (Хаммонд, меллотрон) и тяжёлая психоделическая гитара, напоминая временами King Crimson, Atomic Rooster, Deep Purple, Procol Harum, а иногда и Led Zeppelin, но с своеобразными психоделическими мотивами. Они играли отличный прото-прог материал, основанный на широком использовании органа Хаммонда, меллотрона и тяжелой соло-гитары. В альбоме выделяются длинные треки, в которых много солирующих инструментальных партий, их трехполосные вокальные партии очень уникальны, и очень приятны для восприятия при прослушивании.

группа Czar
группа Czar

Оригинальная пластинка с годами приобрела статус легендарной и стала большой редкостью среди коллекционеров, да и сам материал с годами не утратил своего очарования.

Из-за проблем с плохим менеджментом пластинка в свое время плохо продавалась, в результате барабанщик Del Gough ушел из группы и вскоре в 1971 году группа распалась.

Cybotron

Группа Cybotron
Группа Cybotron

Cybotron - австралийская электронная экспериментальная прог-группа, созданная в 1975 году, была практически первым коллективом, работающим в таком направлении в Австралии. Его основатель профессиональный клавишник Steve Braund черпал вдохновение, живя в Англии в 1970 году, и был под впечатлением от таких групп как Hawkwind, Can, Pink Floyd, а по приезду обратно в Мельбурн объединившись с еще одним клавишником Geoff Green и ударником Colin Butcher создал этот своеобразный коллектив. В своей музыке они смешали несколько направлений, такие как прог, краутрок, электронную музыку и привив авангардную мрачность, группа Cybotron открыли австралийскому слушателю свой новый звуковой мир.

Группа Cybotron
Группа Cybotron

Состав группы:
Steve Braund - ARP synthesiser, ARP sequencer, Korg synthesiser, processed saxophone
Colin Butcher - drums, percussion, synthesisers
Geoff Green - piano, organ, strings, Mellotron, synthesisers

Коллектив в следующем 1976 году создал одноименный альбом, содержащий в высшей степени динамичный и живописный музыкальный материал.

альбом "Cybotron" 1976 год.
альбом "Cybotron" 1976 год.

В музыкальном отношении это смесь прогрессивного рока, разнообразных электронных ходов, наполненных перестуками электронной и живой перкуссии в ритме классического "моторика", резкими порывами, и импровизациями саксофона, на котором кроме клавишных неплохо играет Steve Braund. Их колоритные синтезаторные ходы напоминают Hawkwind, а в целом в музыкальном материале альбома прослеживается работа The Cosmic Jokers, Neu! Через два года был создан самый известный второй студийный альбом “Colossus” 1978 года на лейбле Champagne Records, основанный на массивных синтезаторных пассажах под залихватские барабанные ритмы, с определенной научно-фантастической тематикой.

 альбом “Colossus” 1978 год.
альбом “Colossus” 1978 год.

Звуковые ландшафты этого альбома своего рода смесь Tangerine Dream, Ash Ra Tempel и Eloy, но со своим своеобразным звучанием, в котором пульсирующие ритмы задаются залихватскими, иногда джазовыми барабанными трелями, секвенсорами и своеобразными, очень сложными синтезаторными импровизациями, играющими тяжелые басовые партии, в то время как саксофоны и клавишные создают дуэльные мелодии в духе Hawkwind создавая истинно прогрессивную атмосферу. Многие критики считают этот альбом одним из лучших альбомов австралийского прогрессивного рока, так английский музыковед Иэн Макфарлейн заявлял, что у “Colossus” был "более прогрессивный характер, подкрепленный массивным симфоническим звучанием". Этот альбом продавался лучше в Европе и США, чем в Австралии.

В 1980 году группа выпустила свой последний третий альбом “Implosion”, который получился не таким сильным как первые два, скорее всего, из-за того, что ушел один из основных участников коллектива, его движущая сила Geoff Green.

Треклист

1. Eureka (6:05)
2. Implosion (9:53)
3. Suite 16/9th Floor (3:03)
4. Encounter (6:05)
5. Black Devil's Triangle (9:53)
6. We'll Be Around (3:10)

Total time 38:09

Bonus tracks on 2005 re-issue:
7. Abbey Moor (5:05)
8. Peter Gunn (3:29)
9. Unorganization (5:52)
10. Detective (3:10)
11. March (4:37)
12. Eureka (guitar version) (7:32)

альбом “Implosion” 1980 год.
альбом “Implosion” 1980 год.

В альбоме музыканты явно решили отойти от музыки Tangerine Dream и перейти к более доступной, что подтверждает и сам лидер коллектива Steve Braund, что вновь набранные музыканты пожелали выбрать именно такой саунд. В нем стало намного меньше быстрых пульсирующих гипнотических секвенсоров, больше разнообразных космических звуков среднего темпа, с типичным прямолинейным электронным поп-саундом. Не стало того ураганного прогрессивного драйва предыдущих альбомов, но музыка все равно интересная, для любителей космо-драйва.