В этом очерке мне хотелось бы рассказать о том, как модель бизнеса яндекс-дзена влияет на авторов блогов и их читателей. В качестве примера возьму самого себя, автора (писателя-публициста, аналитика), который пишет в качестве основной работы углубленные исторические очерки, требующие внимательного чтения (в течение примерно 7 минут). Это само по себе довольно много в современный век коротких постов, но общие выводы не ограничивает.
Текст в скобках от 12 августа 2023 - (С 1 августа 2023 Дзен изменил модель оплаты блоггеров - теперь оплачивается время чтения контента всеми читателями. К подобному революционному изменению системы компанию Яндекс-Дзен подтолкнули мнения, изложенные в этой статье ниже. Таким образом, мой очерк стал историческим)
Для яндекса-дзена любой блоггер выступает как поставщик контента, то есть содержательной информации. Интерес платформы как бизнес структуры удешевить для себя этот контент и при этом увеличить свои доходы от рекламы, которые размещаются на страницах блога. Как это стремление выглядит на практике для блоггера? Приведу образный пример, апеллировав к популярному ныне аудиочтению.
Допустим, некая информационная платформа приглашает вас прослушать сообщение по какой-то теме в специальный зал. Вы снимаете верхнюю одежду, отдаете её в гардероб, проходите в зал, слушаете сообщение по выбранной вами теме, одеваетесь и уходите. Компания внимательно считает число зрителей, всех и в т.ч. досидевших до конца, - тех, кто посмотрел и предлагаемый контент, и рекламу, которая была в это время добавлена между строк. Чем дольше было сообщение, тем больше коммерческой рекламы будет вам доставлено, то есть тем больше будет и доход компании.
А что же блоггер, поставщик контента? Что он получит? Простите, в этой ситуации он играет роль гардеробщика. Его доход в основном зависит от того, скажет ли посетитель зала "спасибо" ему как гардеробщику. А зритель, вероятно, и не знает, что гардеробщик и есть тот автор сообщения, которое ему прочитали в зале.
Скажет или не скажет он "спасибо" человеку, подающего ему одежду, зависит от внутренней культуры, настроения, вида человека, улыбок окружающих, занятостью другими делами и т.п. Так или иначе, система посчитает число сказанных спасибо и начислит "награду" гардеробщику. При этом будут засчитаны только спасибо от постоянных посетителей этого зала, то есть подписчиков данного канала, которых далеко не всех всегда приглашают в него. Если посетитель не зайдет в зал для прослушивания сообщения и рекламы хотя бы на 31 секунду, а просто зайдет в гардероб и скажет спасибо гардеробщику, то такое спасибо в актив блоггера не будет засчитано. Случайные зрители (неподписчики), вежливые или невежливые, вообще в расчет приниматься не будут. К чему я так тщательно клоню? “Спасибо” в этой ситуации есть аналог “лайка”, которые читатели ставят под статьями.
Положение блоггера осложняется тем, что читатель в большинстве случаев не воспринимает его как реального человека, которому надо что-то говорить хотя бы из вежливости. Поисковая система, как на блюдечке, подает читателю подходящую его интересам статью, и тот получает иллюзию, что это интернет рождает нужную статью, а не конкретный человек-автор.
Осознав этот вызов Машин, я лично теперь ставлю лайки практически всем статьям дзен, которые приходится просматривать в поисках нужной информации, если, конечно, это совсем не безграмотная лажа. Но чаще всего можно даже в кратком очерке увидеть проблеск мысли или крупицу полезной информации. А уж разбирать – насколько этот очерк нравится или не нравится мне, насколько он меня воодушевил, и могу ли я поставить честно заработанный автором лайк, - на это у меня, как и у многих других занятых людей, – просто нет времени. Конечно, откровенно талантливые произведения видны сразу, но дело в том, что дзен-яндекс изменил само понимание лайка, придав ему избыточные функции материального стимулирования.
В ютубе и инстаграмме число лайков является сигналом для индикации социальной значимости, популярности информационного сообщения. В яндекс-дзене сигналом популярности является число полных просмотров очерка, субъективной оценкой самого дзена популярности темы и косвенно число лайков читателей. Полные просмотры важны для системы, поскольку их число важно для рекламодателей, которые платят яндексу-деньги не за лайки, а за время, проведенное читателем за чтением статьи. К блоггеру, увы, это полезное соображение мало относится. Написал он материал на 3 минуты или 7 минут чтения, на его вознаграждении это не скажется. Сообразительные авторы начинают сокращать поэтому свои посты, справедливо полагая, чем короче, тем лучше. Можно и больше написать, и срубить побольше лайков в ряде случаев от благодарных читателей за то, что их внимание задержали ненадолго. Краткость – сестра таланта, как говорится. Отсюда наплыв коротких простеньких материалов в дзене и некоторое мнение, что это помойка.
Подобная действительность служит лишь отчасти оправданием тому, что большинство читателей лайки в дзен вовсе не ставят. Наших сограждан никто к действию и не принуждают, и самому дзен лайки вообще то не очень нужны. Если же этих лайков под статьями поставят слишком много, то расценки за контент компания просто сократит, будет платить меньше. А что делать, когда пишущей братии - масса? Кого-то раздражает, что несчастные авторы готовы чуть ли не на коленях выпрашивать у читателей эти проклятые лайки. Но ведь не продвижение статей, а благополучие здесь и сейчас зависит именно от лайков. Замечу при этом, что по сравнению с любой зарплатой получает большинство блоггеров дзена сущие крохи. С весны 2022г. оплата сократилась в относительном выражении более чем в 100 раз! Я в полном смысле сам финансирую канал (интернет, проезд в архив и т.п.) за счет своих сбережений, то есть оплачиваю удовольствие читать свои статьи и свою самозанятость. Изменилась сама система начислений. Раньше платили за число прочтений материала, теперь за слабо понятное (нераскрываемое в деталях) понятие “активный подписчик канала”, оценить которое можно, как угодно. Ясно, что если какое-то неизвестное время подписчик не заходит на канал, то он перестает быть активным подписчиком и доход автору на него не начисляется. Если такой подписчик снова вдруг зайдет, то он как бы снова активируется, но за его первое, новое появление на канале доход автору не начисляется.
Естественно, я тоже прошу своих подписчиков и всех читателей ставить лайки под мои очерки, которые я пишу, можно сказать, на века. Иначе бы этим делом – Историей – столь кропотливо не занимался. В любом из этих очерков содержится уникальное содержание или обобщение. Не всем читателям может быть это обстоятельство понятно или видно, или интересно. Однако я прошу всех отбросить в нынешних условиях господства Машин дзена представление о своем лайке, как о высшей степени награды за Работу. В условиях, когда система трактует бездействие (равнодушие) читателя как аргумент в пользу того, что можно автору платить много меньше, критерии оценки труда должны быть другие. Я призывает судить о работе не по принципу удовольствия, а по принципу принесла ли она хотя бы какую-то пользу читателя, позволила ли статья расширить кругозор, получить интересную информацию. О зависти и мести здесь не рассуждаю.
Зачем читателю слушать авторские просьбы о лайках? Позвольте здесь сделать небольшой экскурс в философию. Лайк – в система дзена – играет роль “спасибо”. Вы никогда не думали, почему человек человеку с древнейших времён говорит спасибо (полное “спаси боже” по-русски) за какую-то услугу? Начну с цитаты философа Владимира Соловьева (1820-1879) из книги “Оправдание добра” – “Что естественный корень нашего нравственного отношении к другим заключается не в участии, или чувстве солидарности вообще, а именно в жалости, или сострадании..”.. “Истинная сущность жалости, или сострадания, вовсе не есть непосредственное отождествление себя с другим, а признание за другим собственного (ему принадлежащего) значения – права на существование и возможное благополучие.”
Итак, я утверждаю, что человек говорит спасибо за услугу не просто так, а для того, чтобы дать выход чувству жалости в пожелании Добра, чтобы связать себя самого с другим живым существом. В общем плане чувство жалости является основой вселенской любви, к которой призывают религии. В благодарности человек предохраняет себя от сворачивания социальных связей. Безусловно, чувство благодарности может выражаться не только словами. В виртуальном общении с автором текста в дзен роль спасибо может играть и так называемый лайк. Другое дело, что в нашем крайне разобщенном обществе, лайк воспринимается как реализация принципа удовольствия. А удовольствие предполагает концентрацию на себе, любимом. Благодарность в этом случае является нечто вторичным, особенно, если услуга достается в данном случае читателю абсолютно бесплатно.
Расставлять подписчику в знак поддержки автора лайки под статьями, не заходя на них и не читая до конца ( в течение не менее 31 секунды), бесполезно. Машина отследит такой постановочный лайк и не засчитает его в актив блоггера. Лучше один лайк за настоящее посещение статьи, чем 10 мгновенных, которые нанесут каналу скорее вред.
В итоге я советую читателям и себе говорить всегда спасибо и почаще вспоминать о других. Может быть, это поможет улучшить наше общество и жизнь.
Душин Олег, журнал №170, Друг Истории, анонсы публикаций также Tелеграмм канал Друг Истории. Материал включен в подборку Бизнес и экономика (здесь)
Блог исторической аналитики открыт вашему вниманию, подписке, лайкам и очень благодарен за них