Найти тему
В поисках красоты

🌺 Записки из Эрарты, эпизод X: премия Эрарта 2023 — 5 самых интересных работ.

Оглавление

Обычно я довольно скептически отношусь к выставкам, организованным по принципу «сборная солянка»: разные художники, разные направления, стили — подобное «разнообразие» создает проблемы в восприятии каждого отдельного экспоната, перегружает впечатлениями и не способствует формированию какого-то четкого представления от увиденного.

Поэтому никаких особенных ожиданий с выставкой, посвященной Премии Эрарты в области современного искусства я уже не связывала (сказался к тому же негативный опыт посещения выставки «Весна 2023» в Союзе художников), однако идея поучаствовать в выборе лучшего из 60 произведений, представляющих собой практически каждое направление искусства, при ближайшем рассмотрении показалась интересной. Неужели у нас, простых обывателей, появилась наконец-то возможность выбрать, что отнести к искусству, а что — нет?

Вот только блуждая между работами художников, я совершенно забыла о праве голоса — как оказалось «сборная солянка» содержала много по-настоящему интересных работ: некоторые были грустные, некоторые — с юмором и практически все — со своим собственным звучанием.

Выбрать лучшую оказалось лично для меня задачей непосильной, я отобрала 10 работ, которые по той или иной причине чем-то запомнились или понравились. (безусловно, это — лишь моя субъективная оценка) В этой статье представляю на ваш суд первые пять произведений.

1. «Демон феминизма», Виктория Иванова, 2022г.

Не знаю почему мне запомнилась эта картина — первая, на которую я обратила внимание. Наверное, все дело в том жутковатом впечатлении, которое производит странное существо — химера, возникшая из перьев и крыльев сов, взирающая на мир пустыми глазами с почти демоническим блеском.

«Демон феминизма», Виктория Иванова, 2022г.
«Демон феминизма», Виктория Иванова, 2022г.

В символике образа и сюжете сложно разобраться, если не знать некоторых нюансов: сова — это птица, которую неразрывно связывают с образом Лилит — демона и по совместительству первой женщины и первой жены Адама, некогда отказавшейся повиноваться мужу, за что и получившей наказание вкупе с крайне негативной репутацией.

Лилит, отлученная от телесной жизни, стала ночным демоном, прародительницей почти всех жутких ночных тварей. Раньше ее боялись и старались не упоминать ее имя. А теперь в ней видят первую феминистку, отказавшуюся служить мужчине. Однако почему ее образ такой страшный? Есть ли в этом вина патриархальной культуры или такова истинная природа женской сущности? Только мне видится в этом образе-химере какая-то черная, гнетущая тоска одиночества?

2. «Мирная бомбардировка», Алексей Апиш, 2022г.

Еще одна в целом довольно грустная картина: самолет, сбрасывающий вниз бомбы, которые в полете превращаются в белоснежных птиц — символ веры и надежды...

«Мирная бомбардировка», Алексей Апиш, 2022г.
«Мирная бомбардировка», Алексей Апиш, 2022г.

И снова, при всей, казалось бы, очевидности идеи, в голове возникают вопрос: что это? Попытка художника как-то трансформировать гнетущий ужас современной реальности — попытаться посредством мысли и художественных образов хоть как-то на нее повлиять? Такую точку зрения отражает официальное описание к картине.

Но мне почему-то видится нечто еще более трагическое: невольно при взгляде на это произведение у меня в голове начинают звучать слова самой грустной и тяжелой песни военной эпохи «...а превратились в белых журавлей...». Что если так художник изображает ни в чем не повинные души тех, кто обречен погибнуть от падающих снарядов?...

3. «На дне», Дмитрий Локтионов, 2018г.

Первоначально эта странная картина зацепила мое внимание теплыми красками и веселым оскалом странно улыбчивой акулы, бюст многострадального писателя бросился в глаза не сразу. А ведь именно он — ключевая деталь, которая определяет идею и задумку произведения. Вот только в чем она?

Возможно, это — прямая отсылка к знаменитой пьесе А.М. Горького, в которой герой пытается дать отчаявшимся людям надежду, но они даже не пытаются за нее ухватиться, оставаясь в комфортном и привычном сгнившем мирке где-то на самом дне, позабытые всеми.

«На дне», Дмитрий Локтионов, 2018г.
«На дне», Дмитрий Локтионов, 2018г.

Или это — намек на двуличие самого писателя, который будучи пролетарским в общем-то достаточно комфортно чувствовал себя на итальянской вилле: здесь, в теплой атмосфере южных морей и искристой зелени никому и дела не было до его званий и статуса — он был другим человеком...

Есть еще и третья, более масштабная мысль: что если так в произведении показаны ценности и идеи советского прошлого, культуры, которую когда-то впитывали все и вся в нашей стране. Частью ее неизменно было творчество писателя, привычный бюст которого часто встречался в школах и официальных учреждениях. А теперь почти все это забыто и покоится где-то на дне — дне жизни, привычной повседневности, отечественной культуры...

4. Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.

К счастью веселый триптих Андрея Шатилова немного рассеивает грустное послевкусие, остающееся на душе после предыдущей картины. Его произведения наоборот напоминают нам о том, что часть элементов советской культуры все-таки осталась любимой, памятной и бережно хранимой даже в бурном и бестолковом круговороте современной жизни.

Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.
Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.

Прежде всего — это, конечно герои любимых отечественных комедий Гайдая, без которых лично я, человек, рожденный намного позже их выхода в свет, не мыслю новогодние каникулы.

Как в детстве, так и теперь, именно эти отечественные киноленты формируют в моем воображении облик теплой и радостной советской эпохи, светлой, бесхитростной и невероятно доброй. И хотя как историк я имею также куда более прозаическое и намного более реалистическое представление о советской действительности, от ее облика, созданного Гайдаем, до сих пор отказываться не хочу.

Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.
Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.

Наверное, стремясь передать именно эту нотку доброго юмора, художник намеренно вводит героев знаменитых комедий в антураж более известных и в целом трагичных картин.

А может все опять несколько сложнее, и так автор пытается показать нам как трансформировалось представление «классики» у современного человека, часто отождествляющего в сущности простые и безыскусные киноленты с произведениями монументального искусства?

Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.
Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.

5. «Пробуждение» Тимофей Волков, 2022г.

Еще одно необычное произведение, на этот раз выполненное в цифровой графике. По мысли создателей экспозиции суть ее в том, что человеческое сознание переживает сейчас важные метаморфозы: раньше людям для развития мысли и творчества необходимо было тратить массу времени на обучение, книги и библиотеки, а теперь каждый из нас носит в кармане почти волшебный портал, дарующий ему доступ к практически неисчерпаемому источнику знаний. В итоге старый мир привычных ценностей лежит в руинах, а из-под них поднимется новый человек, с новым сознанием.

«Пробуждение» Тимофей Волков», 2022г.
«Пробуждение» Тимофей Волков», 2022г.

А что если так: на самом деле идея в том, что в хаосе и серости саморазрушающегося мира у человечества остается лишь один источник истиной ценности, дающий ему шанс, крохотную надежду на возрождение и обретение настоящего равновесия и вечного мира, - искусство, которое, подобно фантастическому порталу, каждый раз открывает перед нами дверь в совершенно иные миры и реальности?

Гадать об образах и идеях, скрытых в той или иной работе, представленной на этой выставке, - увлекательное занятие, тем более, что есть возможность сравнить свои впечатления с теми, которыми поделились составители экспозиции.

А в моем случае — еще и с читателями: возможно кто-то из вас увидит что-то новое или необычное в этих произведениях, может даже совершенно противоположное моим догадкам и ассоциациям — буду признательна, если вы поделитесь своими находками и впечатлениями в комментариях.

Вторая часть списка, также полная загадок, ждет нас в следующей статье.

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺

Предыдущие статьи о выставках Эрарты:

🌺 Записки из Эрарты, эпизод IX: 5 фактов о старинных автомобильных фигурках .
В поисках красоты8 апреля 2023
🌺Записки из Эрарты. Эпизод VIII: как высмеять все русское в одной выставке.
В поисках красоты28 сентября 2022
🌺Записки из Эрарты. Эпизод VII: странное искусство Юнуса Сафардиара.
В поисках красоты27 сентября 2022
🌺Записки из Эрарты. Эпизод VI: грустное обаяние осколков советской эпохи в картинах Александра Грекова.
В поисках красоты26 сентября 2022