Обычно я довольно скептически отношусь к выставкам, организованным по принципу «сборная солянка»: разные художники, разные направления, стили — подобное «разнообразие» создает проблемы в восприятии каждого отдельного экспоната, перегружает впечатлениями и не способствует формированию какого-то четкого представления от увиденного.
Поэтому никаких особенных ожиданий с выставкой, посвященной Премии Эрарты в области современного искусства я уже не связывала (сказался к тому же негативный опыт посещения выставки «Весна 2023» в Союзе художников), однако идея поучаствовать в выборе лучшего из 60 произведений, представляющих собой практически каждое направление искусства, при ближайшем рассмотрении показалась интересной. Неужели у нас, простых обывателей, появилась наконец-то возможность выбрать, что отнести к искусству, а что — нет?
Вот только блуждая между работами художников, я совершенно забыла о праве голоса — как оказалось «сборная солянка» содержала много по-настоящему интересных работ: некоторые были грустные, некоторые — с юмором и практически все — со своим собственным звучанием.
Выбрать лучшую оказалось лично для меня задачей непосильной, я отобрала 10 работ, которые по той или иной причине чем-то запомнились или понравились. (безусловно, это — лишь моя субъективная оценка) В этой статье представляю на ваш суд первые пять произведений.
1. «Демон феминизма», Виктория Иванова, 2022г.
Не знаю почему мне запомнилась эта картина — первая, на которую я обратила внимание. Наверное, все дело в том жутковатом впечатлении, которое производит странное существо — химера, возникшая из перьев и крыльев сов, взирающая на мир пустыми глазами с почти демоническим блеском.
В символике образа и сюжете сложно разобраться, если не знать некоторых нюансов: сова — это птица, которую неразрывно связывают с образом Лилит — демона и по совместительству первой женщины и первой жены Адама, некогда отказавшейся повиноваться мужу, за что и получившей наказание вкупе с крайне негативной репутацией.
Лилит, отлученная от телесной жизни, стала ночным демоном, прародительницей почти всех жутких ночных тварей. Раньше ее боялись и старались не упоминать ее имя. А теперь в ней видят первую феминистку, отказавшуюся служить мужчине. Однако почему ее образ такой страшный? Есть ли в этом вина патриархальной культуры или такова истинная природа женской сущности? Только мне видится в этом образе-химере какая-то черная, гнетущая тоска одиночества?
2. «Мирная бомбардировка», Алексей Апиш, 2022г.
Еще одна в целом довольно грустная картина: самолет, сбрасывающий вниз бомбы, которые в полете превращаются в белоснежных птиц — символ веры и надежды...
И снова, при всей, казалось бы, очевидности идеи, в голове возникают вопрос: что это? Попытка художника как-то трансформировать гнетущий ужас современной реальности — попытаться посредством мысли и художественных образов хоть как-то на нее повлиять? Такую точку зрения отражает официальное описание к картине.
Но мне почему-то видится нечто еще более трагическое: невольно при взгляде на это произведение у меня в голове начинают звучать слова самой грустной и тяжелой песни военной эпохи «...а превратились в белых журавлей...». Что если так художник изображает ни в чем не повинные души тех, кто обречен погибнуть от падающих снарядов?...
3. «На дне», Дмитрий Локтионов, 2018г.
Первоначально эта странная картина зацепила мое внимание теплыми красками и веселым оскалом странно улыбчивой акулы, бюст многострадального писателя бросился в глаза не сразу. А ведь именно он — ключевая деталь, которая определяет идею и задумку произведения. Вот только в чем она?
Возможно, это — прямая отсылка к знаменитой пьесе А.М. Горького, в которой герой пытается дать отчаявшимся людям надежду, но они даже не пытаются за нее ухватиться, оставаясь в комфортном и привычном сгнившем мирке где-то на самом дне, позабытые всеми.
Или это — намек на двуличие самого писателя, который будучи пролетарским в общем-то достаточно комфортно чувствовал себя на итальянской вилле: здесь, в теплой атмосфере южных морей и искристой зелени никому и дела не было до его званий и статуса — он был другим человеком...
Есть еще и третья, более масштабная мысль: что если так в произведении показаны ценности и идеи советского прошлого, культуры, которую когда-то впитывали все и вся в нашей стране. Частью ее неизменно было творчество писателя, привычный бюст которого часто встречался в школах и официальных учреждениях. А теперь почти все это забыто и покоится где-то на дне — дне жизни, привычной повседневности, отечественной культуры...
4. Триптих «Картины Гайдая», Андрей Шатилов, 2020г.
К счастью веселый триптих Андрея Шатилова немного рассеивает грустное послевкусие, остающееся на душе после предыдущей картины. Его произведения наоборот напоминают нам о том, что часть элементов советской культуры все-таки осталась любимой, памятной и бережно хранимой даже в бурном и бестолковом круговороте современной жизни.
Прежде всего — это, конечно герои любимых отечественных комедий Гайдая, без которых лично я, человек, рожденный намного позже их выхода в свет, не мыслю новогодние каникулы.
Как в детстве, так и теперь, именно эти отечественные киноленты формируют в моем воображении облик теплой и радостной советской эпохи, светлой, бесхитростной и невероятно доброй. И хотя как историк я имею также куда более прозаическое и намного более реалистическое представление о советской действительности, от ее облика, созданного Гайдаем, до сих пор отказываться не хочу.
Наверное, стремясь передать именно эту нотку доброго юмора, художник намеренно вводит героев знаменитых комедий в антураж более известных и в целом трагичных картин.
А может все опять несколько сложнее, и так автор пытается показать нам как трансформировалось представление «классики» у современного человека, часто отождествляющего в сущности простые и безыскусные киноленты с произведениями монументального искусства?
5. «Пробуждение» Тимофей Волков, 2022г.
Еще одно необычное произведение, на этот раз выполненное в цифровой графике. По мысли создателей экспозиции суть ее в том, что человеческое сознание переживает сейчас важные метаморфозы: раньше людям для развития мысли и творчества необходимо было тратить массу времени на обучение, книги и библиотеки, а теперь каждый из нас носит в кармане почти волшебный портал, дарующий ему доступ к практически неисчерпаемому источнику знаний. В итоге старый мир привычных ценностей лежит в руинах, а из-под них поднимется новый человек, с новым сознанием.
А что если так: на самом деле идея в том, что в хаосе и серости саморазрушающегося мира у человечества остается лишь один источник истиной ценности, дающий ему шанс, крохотную надежду на возрождение и обретение настоящего равновесия и вечного мира, - искусство, которое, подобно фантастическому порталу, каждый раз открывает перед нами дверь в совершенно иные миры и реальности?
Гадать об образах и идеях, скрытых в той или иной работе, представленной на этой выставке, - увлекательное занятие, тем более, что есть возможность сравнить свои впечатления с теми, которыми поделились составители экспозиции.
А в моем случае — еще и с читателями: возможно кто-то из вас увидит что-то новое или необычное в этих произведениях, может даже совершенно противоположное моим догадкам и ассоциациям — буду признательна, если вы поделитесь своими находками и впечатлениями в комментариях.
Вторая часть списка, также полная загадок, ждет нас в следующей статье.
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺
Предыдущие статьи о выставках Эрарты: