Сегодня была простая задачка на систематизацию знаний - назвать 5 русских поэтов и по возможности 3 факта из их биографии. Такого рода задания помогают привести в порядок накапливаемую информацию.
Учебники по литературному чтению составлены по тематическому, а не хронологическому принципу, поэтому на одной странице могут оказаться произведения, авторов которых разделяет не одно десятилетие, а то и полтора века.
Итак, кого же второклассники назвали первыми и какие факты биографии оказались для них самыми запоминающимися?
1. Пушкин А.С.
Тут без сюрпризов. Разумеется, об Александре Сергеевиче как о поэте дети вспоминают в первую очередь благодаря его сказкам. А по поводу биографии - вот вам краткие сведения:
- родился в Москве (молодцы,что запомнили!),
- учился в Царскосельском лицее,
- няню звали Арина Родионовна, она рассказывала Пушкину сказки, а он их пересказывал литературным языком,
- погиб на дуэли,
- знал несколько иностранных языков,
- гордился своим прозвищем "обезьяна",
- первое стихотворение написал на французском языке,
- обыграл своего учителя в шуточном соревновании "кто лучше напишет сказку про спящую царевну"
Про то, что другую поэтическую дуэль Пушкин проиграл, дети не знают. А вы, если еще про такой эпизод не знаете - то вот, извольте:
Кстати, о Пушкине на "РеПродукции" есть тематическая подборка:
2. Крылов И.А.
Баснописца решили отнести к поэтам, потому что басни свои он писал в стихах. Что помнят из биографии?
- был "заведующим большой библиотекой",
- был лично знаком с Пушкиным (кто с кем был знаком, учитывая что Иван Андреевич был старше - вопрос этический, но оспаривать такую формулировку не буду),
- многие басни не сам придумал, а пересказал старые басни, придуманные французским писателем (это про Лафонтена) и древним греком (это про Эзопа).
О произведениях "дедушки Крылова" на канале есть несколько публикаций:
Претендентов на третье место было несколько, но поначалу это были писатели, которые стихов не сочиняли - Ушинский, Толстой и почему-то Чернышевский (произведения последнего в программу начальной школы не входит). Наконец, вспомнили настоящего поэта:
3. Сергей Есенин
Этот ответ очень удивил, потому что последняя встреча с творчеством Сергея Александровича на уроке литературного чтения была еще до Нового года, то есть месяца 4 назад. Радует, что вспомнили! А что нём вспомнили? Вот что:
- он был очень красивый (это вопрос личного восприятия, спорить не буду),
- писал красивые стихи о природе и Родине (факт, было дело),
- вырос в деревне.
Оказалось, что про Есенина вспомнили, потому что совсем недавно отрывок из его стихотворения записывали на уроке русского языка. И еще потому, что осенью читали его стихотворение и одновременно рассматривали картину, а потом писали по ней мини-сочинение. Вот здесь об этом небольшой рассказ:
4. Ф.И. Тютчев
Сложно понять, почему Тютчев оказался только четвертым в списке. Чтение его стихов наизусть сдавали перед прошедшими выходными, но как-то воспоминания об этом оказались вытеснены другими, более яркими впечатлениями.
Про Тютчева вспомнили, что:
- он не считал литературу своим настоящим призванием,
- занимался государственной службой,
- был строгий по характеру, но писал стихи о красоте природы (лирику, то есть).
О том, как много детям на одном из уроков рассказал портрет Ф.И. Тютчева, можно прочитать здесь:
В ожидании пятой фамилии предполагала, что с большой долей вероятности могут назвать:
- Сергея Михалкова - о нём были даже "Разговоры о главном" и заседание читательского клуба пару недель назад, стихи его читали на уроках примерно в то же время,
- Ирину Токмакову - о ней говорили на читательском клубе в прошлую пятницу,
- Орлова или Трутневу - на прошлой неделе учили для записи по памяти их стихи,
- Сергея Никитина - сегодня с утра слушали песню на его стихи.
Не угадала!
5. А.Л. Барто
Про Агнию Львовну, хоть и вспомнили даже позже неизвестно откуда взявшегося Чернышевского, но зато рассказывать могли взахлеб:
- мечтала стать балериной,
- придумала передачу для поиска людей, потерявшихся в войну,
- писала только детские стихи, многие из которых положены на музыку,
- фильм смотрели - "Слон и верёвочка"!
О Барто на канале есть вот такая публикация:
Не подсматривая в учебники, после определенного размышления, вспомнили еще Бальмонта, Фета, Майкова, Плещеева, Маяковского, Чуковского, Маршака, Блока (тоже удивили, мы его еще не читали) и Якова Акима. Но это не воспоминания "навскидку", а результаты напряженного припоминания.
А теперь попробуйте найти объяснение тому, что дети вспоминали поэтов именно по такой странной траектории: то, о чем беседовали буквально накануне, позабыли. Зато вспомнили информацию, полученную несколько месяцев назад. Парадокс? Нет!
- работа с произведениями Пушкина - это постоянная наглядность, портреты, иллюстрации, частое упоминание,
- чтение басен Крылова - запоминающийся портрет, двухслойные иллюстрации (их, кстати, тоже вспоминали),
- творчество Есенина было соотнесено с живописью и собственным литературным творчеством - сочинительством,
- Тютчев - то, что недавно учили наизусть, фактор вторичный (больше никого из поэтов, произведения которых читали на прошлой неделе, не вспоминили). А вот чтение "Весенних вод" параллельно с рассматриванием "Большой воды" Левитана запомнилось. Маленькое исследование портрета писателя вообще хит среди воспоминаний с занятий "Мира музея" уже несколько месяцев,
- Барто - смотрели фильм, это тоже запомнившийся визуальный эпизод.
Собственно, ничего нового не открылось: мышлений младших школьников наглядно-образное. Но всё же еще раз убеждаемся: живопись и кино в сочетании с литературой дают намного более прочные знания, потому что связывают их с яркими эмоциональными переживаниями и зрительными образами. Вот такая получилась возрастная психология в действии.