Найти в Дзене

Дефицит, чёрный рынок и церковь. Как развивалась синтезаторная электронная музыка в ГДР

Оглавление

Электронная музыка в ГДР была относительной редкостью. Занимались ей подлинные энтузиасты, которым приходилось ради творчества рисковать деньгами, репутацией и даже свободой. Но пионеры электроники были готовы идти на авантюры!

У инструментальной электроники было преимущество: чиновники не видели в ней идеологической опасности. Но были и минусы. Восточногерманские синтезаторы были крайне ненадёжны. А поиски оборудования с Запада оборачивалось настоящим детективом не без участия валютных махинаций, контрабанды и чёрного рынка.

Reinhard Lakomy «Das Geheime Leben» (1982)

Первопроходец восточногерманской электроники — музыкант Рейнхард Лакоми. Как и многие, он тайком смотрел западногерманское телевидение и однажды увидел Tangerine Dream, играющих в замке в Англии: «Я никогда раньше не слышал таких звуков, ритмов или аккордов. Я потерял дар речи!»

-2

В 1980 году Tangerine Dream вдохновили музыкантов в Восточной Германии, вступив во Дворце Республики. В одночасье синтезаторы стали невероятно популярны. И в первых рядах был Рейнхард Лакоми, который выпустил первый в ГДР релиз электронной музыки в стиле Берлинской школы. Критики не приняли альбом «Das Geheime Leben», но около 100 тысяч пластинок разошлись по ГДР.

Pond «Zeitmaschine» (1984)

Поначалу группа Pond, основанная Пауле Фуксом и Манфредом Хеннингом, исполняла арт-рок. Но через пару лет они решили облачиться в блестящие комбинезоны и взяться за электронику. Проекту повезло: альбом «Planetenwind» прославился на всю страну.

Сначала пришлось попотеть. По словам Пауле Фукса, первым шагом к успеху была покупка дорогостоящего оборудования. Требовалось обменять деньги на западногерманские марки, что каралось тюрьмой: «Кроме того, нужен был кто-то, кто перевезёт технику через границу. За синтезатор приходилось платить до 40 тысяч восточногерманских марок. Просто для сравнения: моя мать зарабатывала 400 марок в месяц».

Julius Krebs «Intro» (1984)

-3

Немецкий звукоинженер Юлиус Кребс вспоминал: «Каждый восточногерманский музыкант гонялся за западногерманскими марками, как чёрт за душой. Участник одной из моих групп был женат на китаянке. Её паспорт позволял ездить в Западный Берлин, когда она хотела, к ней как к иностранке применялись другие таможенные правила. Вдвоём они импортировали в Восточную Германию массу оборудования. Вероятно, он стал миллионером только благодаря этому».

Reinhard Lakomy & Rainer Oleak «Ruhezeit» (1985)

Гитарист и композитор Райнер Олиак познакомится с Рейнхардом Лакоми в 1982 году. Последний только выпустил пластинку и был в хороших отношениях с чиновниками. Воспользовавшись этим обстоятельством, соавторы записали довольно экспериментальную пластинку, которая сошла им с рук.

Продажи альбомов в ГДР практически не приносили доходов и были, скорее, актами чистого искусства. Большинство музыкантов зарабатывали на жизнь живыми выступлениями. В клубах Восточной Германии каждые выходные играла новая группа. Вход стоил три марки, а слушатели с радостью принимали любых артистов.

Wolfgang Paulke «Zeitmaschine» (1985)

Гитарист Вольфганг Паульке, успевший поработать с различными рок-группами, в 1979 году оборудовал собственную студию синтезаторами и начал экспериментировать с космической музыкой.

По иронии судьбы мало кому в ГДР удавалось раздобыть относительно современную аппаратуру с Запада. Но тот, кто был хорошо экипирован, мог получить работу в качестве студийного музыканта и был востребован даже государственными органами.

Servi «Thetis» (1986)

Дуэт в лице Яна Билка и Томаса Навки был церковной группой, которая выступала на собраниях прихожан с медитативной электронной музыкой. По словам Яна Билка, слушали их с энтузиазмом: «Лучших условий, чем в церкви, не найти. Зрители открыты, отзывчивы и благодарны за все, что им предлагают».

В наличии у Servi был синтезатор Tiracon V6, которому вечно не хватало деталей. Однажды священник-иезуит из Кёльна собрал в своём приходе деньги на монофонический Moog Prodigy, который и подарил музыкантам.

-4

Первую запись Servi сделали в Центре пастырских медиа в Эрфурте, где в наличии были микшер и два магнитофона. Кассеты продавались на церковных мероприятиях, и в один прекрасный момент представители лейбла Amiga сами вышли с группой на контакт, чтобы предложить запись в студии.

Key «Axel F» (1988)

В дуэт Key объединились студийный музыкант лейбла Amiga Франк Фезе и клавишник Андреас Фрегин. Оба хотели делать поп-музыку без барабанщика, вокалиста и гитариста. Зато состав был усилен парой танцоров, которые танцевали брейк-данс во время концертов. Довольно необычное зрелище для Восточной Германии тех дней!

-5

Key выпустили альбом в духе инструментального синти-попа 1980-х. На нём даже нашлось место двум западным хитам: «Crockett’s Theme» Яна Хаммера и «Axel F» Гарольда Фальтермайера. В руководстве Amiga, вероятно, предположили, что с ними пластинка будет продаваться лучше.

Hans-Hasso Stamer «Digital Life» (1989)

Клавишник Ханс-Хассо Стамер, который мог похвастаться классическим образованием, работал в ГДР с многочисленными любительскими группами, выступающими в разных стилях от джаза до панка.

-6

В его сольных работах широко использовались компьютеры и синтезаторы, которые было сложно достать: «Однажды я дал одному парню 13 тысяч восточногерманских марок, а потом целую вечность ничего о нём не слышал. Конечно, я переживал, что деньги пропали. Зимой мне сказали прийти в определённое место, и он появился с клавиатурой Yamaha под мышкой. У волосы встали дыбом!»

...Третий электронный альбом Рейнхарда Лакоми «Aer» вышел в 1991 году. Казалось бы, теперь можно было творить без помех! Но объединение Германии парадоксальным образом привело многих музыкантов к закату карьеры.

По словам Лакоми, дорогие синтезаторы стали бесполезными: «Все были настолько рады обилию электронной музыки, что я почувствовал, что пора заканчивать. Появились инструменты с заводскими настройками, практически любой мог создавать музыку. Это было здорово, я ничуть не огорчился. Но я искал что-то уникальное, что не мог сделать каждый. Так что эта прогулка подошла к концу».

Спасибо за внимание!