Сегодня поговорим о трех играх с похожих на игры знаменитой серии Mount & Blade. Но прежде давайте определим в чем они должны быть похожими. В качестве основного критерия я выбрал механику геймплея. Чем у нас отметились игры серии Mount & Blade? Прежде всего режимами игры. В играх серии вы могли в режиме глобальной карты управлять своим отрядом - решать куда пойдете и что будете делать, управлять замками, владениями, финансами, строительством и пр. В режиме боя вы могли лично свободно перемещаться своим персонажем по полю боя, принимая в этом бою непосредственное участие и командуя при этом войсками.
Вот по наличию этих режимов игры мы и отобрали нижеприведенные игры. У каждой игры будет присутствовать мой личный субъективный рейтинг. Так что погнали...
1. Freeman: Guerilla Warfare
Системные требования:
Операционная система: Windows 7
Процессор: Intel Core i5-2500K
Оперативная память: 4 GB
HDD: 6 GB на жестком диске
Видеокарта: Geforce GTX 770 или AMD Radeon HD 7870
Я не ошибусь, если назову эту игру самой необычной из того, что здесь приведено. Поясню почему. Разработали эту игру неизвестные никому (даже походу собственным семьям) ноунеймы из студии KK Game Studio. Выпущена в ранний доступ в Steam в 2018 году.... и по сей день так и осталась на стадии альфы. Вроде как сама студия зарегистрирована в США (но это не точно). Последняя новость от разрабов была в июне 2022 года (больше полугода назад), где они уверяли что активно пытаются работать над игрой. Вроде как активно велась работа по переделке карт, моделей и ИИ. Но вот уже больше как полгода ни слуха ни духа. И это весьма печально, ведь именно из-за отсутствия фидбека от разрабов игра начала хватать крайне отрицательные отзывы в Steam и ее рейтинг упал ниже плинтуса. Еще в 2018-2019 гг были нормальные отзывы от различных стримеров и обзорщиков... А теперь народ пишет о том, что разработчик в своем дискорде якобы вообще забил на игру и переключился на другой проект Her War, напоследок бросив игрокам кость в виде инструментов моддинга. Аля как вам надо так и делайте сами! Не с того ребята свою деятельность начали... ну да ладно.
Сюжет
Он тут есть но весьма маловажен. Тащемта все просто. Есть некая страна, которая в результате гражданского противостояния разделилась на несколько частей, которые контролируют фракции - Батальон Позна, Атовские Революционные Силы, Уманское Братство, Свободная Казацкая Армия. Никуда не делись и бандосы, которые периодически доставляют проблем всем. У этих фракций разные отношения друг с другом. Вы по умолчанию молодой командир сопротивления (пока безызвестного), который поначалу пытается просто выжить. Задача впринципе одна - объединить земли опять в одну страну. Как вы это будете делать - решать вам, но силовой способ самый приемлемый.
Геймплей
Как и в большинстве игр с механикой Mount & Blade делится на 2 режима - стратегический и боевой (тактический).
В стратегическом режиме мы управляем перемещениями всего нашего воинства, проводим обучение своих солдат, вооружаем и оснащаем их так как нам нужно. Навещаем или нападаем на разные населенные пункты, выполняем миссии и торгуем. Тут все по классике Mount & Blade не больше не меньше.
В боевом или тактическом режиме все выглядит гораааздо интереснее. Стоит нам встретить врага - нам сразу же показывают схему будущего поля боя, где нам предстоит решить где и какие из наших подразделений примут участие в театре боевых действий. Зон высадки войск может быть немного и начальная расстановка на самом деле многое решает. Так, если есть точка где-нибудь в горах или холмах, которые возвышаются над равниной, то там целесообразно разместить снайперов. Тяжелобронированных юнитов размещать в лесах или более открытых пространствах и т.д.
Стоит нажать кнопку начала боя и вы окажетесь на поле вместе со своими группами. Управлять группами можно, задавая им точки перемещения на карте. Как только группа получит соответствующий приказ - они немедленно выдвинуться туда куда им показали. Вы же принимаете участие в бою как отдельный юнит с видом от первого лица.
Поначалу будет неимоверно сложно и интересно, потому что любой бандитский отряд не против поживиться вашей тушкой, вооруженной ПМом в окружении 2-3х бомжей-ополченцев. Потом вы сможете сформировать уже свои отряды, набрав в них разного народа и прокачав его.
Прокачка тут организуется так же как и в традиционном Mount & Blade - когда тот или иной юнит набирает опыта, у него появляется опция прокачать его до следующего грейда. Так ополченец имеет все шансы стать по итогу гренадером или же снайпером с соответствующей экипировкой. Можно также брать пленных, которые после некоторого времени в плену могут согласиться вступить в ряды ваших войск. Каждый юнит можно настроить индивидуально - индивидуально вооружить и одеть, что довольно серьезно добавляет в игру различные вариации для боя.
Игра обретает новый смысл и краски, когда ваша армия становится действительно армией с большим количеством юнитов разного типа и когда вы вступаете в конфронтацию с какой-либо фракцией помимо бандосов. Вот тогда начитаются действительно масштабные бои с кучей юнитов в двух сторон и захватом баз и городов.
В завершении этого блока, хотелось бы сказать еще, что покупать игру можно только на свой страх и риск. Повторюсь - разработчики просто пропали из инфополя и никаких новостей от них уже как почти год нет. Возможно, дав игрокам инструменты для моддинга, они решили что "их полномочия всё"...
2. Drakkar Crew
Системные требования:
ОС: Windows 10
Процессор: 2.5 GHz Dual Core CPU
Память: 8 GB RAM
Место на диске: 5 GB
Видеокарта: GeForce GTX 770, Radeon RX Vega 7
А что если перенести сеттинг M&B на викингов да еще и в платформер.... Как показали отечественные разработчики из SiBear Games, это возможно и весьма весьма успешно. В настоящее время игра находится в раннем доступе и еще проходит процедуры доработки. Это заметно, т.к. периодически наталкиваешься на проблемы технического характера. Так при моем первом заходе в игру был баг с объектами освещения. Кроме того, некоторые триггеры противников не срабатывали. Но это все буквально было в течение дня, потому как со следующем обновлением проблема была нивелирована. Приобрести игру можно как в нашем VPplay так и в Steam по достаточно демократичной цене.
Сюжет
Сюжет сразу кидает главного героя в огонь. Вы просыпаетесь в лагере бандосов, которые решают что делать с вами и вашей командой. Освободившись при помощи одного из успевших сбежать из плена соратников, вы начинаете через кровь и мясо прорубать свой путь к свободе. При этом пока что на выбор вам предоставляется только 2 персонажа - воин-оборотень-берсерк и воительница. Далее вам уже придется самостоятельно решать свою судьбу и взаимоотношения с многочисленными скандинавскими кланами и фракциями-городами.
Геймплей
Как и в M&B он поделен на стратегическую и боевую части. Но с большим исключением. (Как бы если бы это была просто тривиал-игра, то скорее всего ее бы в этом рейтинге не было. Плюс тут в абс большинстве только то, что я лично опробовал или играю в настоящее время).
Стратегическая часть заключается в плавании на вашем драккаре по фьордам и бескрайним просторам северных морей. Из точки А в точку В. При этом надо следить за наличием провизии для вашей команды, а также возможным переносимым весом, ибо недостаток первого может обернуться гибелью членов экипажа или существенно снизит им характеристики, а второе окажет жесткое влияние на скорость перемещения по просторам. Опять же со скоростью черепахи далеко при скромных запасах хрючева не уплывешь. Не стоит забывать и о золоте. Да... ваши вояки за бесплатно не пашут. Каждые 4 дня им необходимо выплачивать жалование. Если оного они не будут получать, то через какое то время уйдут из отряда.
Собственно и в оригинальном M&B такие механики на простейших ресурсах, таких как деньги и еда, тоже были предусмотрены. Нет еды - войско сначала начинает забивать вьючных и ездовых животных. а потом начинает голодать, умирая и понижая мораль. Нет денег = нет морали, а следовательно уровень дезертирства на вольные хлеба с ваших рядов возрастает в разы.
Когда вы или на вас нападают какие-нибудь океанские бандосы или же вы приплываете в какую-то локацию, где есть противник, то врубается уже боевой режим. Перед вылазкой вам предстоит выбрать кто из ваших соратников пойдет с вами добро причинять и демократию наносить, а также амуницию и стартовый "на посошок" (какой ж викинг без допинга?). В боевом режиме игра по сути это слешер-платформер с тем лишь отличием, что параллельно приходится также управлять аравой своих бойцов, следующих за вами по пятам. И к моменту управления тут приходится возвращаться и не раз, так как часто то лучники норовят в рукопашную броситься, то пойти в обход через ловушки воинству кажется более перспективным мероприятием, чем по очищенному пути.
Все ваши войны подлежат lvl upy, если накопят для этого достаточно очков опыта. Опыт приобретается (как и принято у скандинавов) чисто в битвах. За выполненные задания вам дают чисто бабло.
Как я и писал ранее - игра находится на стадии разработки. Я бы сказал, что в раннем доступе. Посему в ней очень много различных недоработок. Но эти недоработки очень оперативно сглаживаются разработчиками в обновлениях (если этого долго не происходит - проверьте галочку включения автообновлений в настройках VK play). У меня был баг с освещением (исправлен через буквально час после репорта). После был баг с триггером миссии (враги отказывались начинать диалог для битвы с боссом) - на исправление этого бага после репорта ушло уже несколько дней. Но в целом играть можно, а учитывая, что разраб наш - даже нужно, мотивировав разработчика своими инвестициями.
3. Battle Brothers
Системные требования:
ОС: Windows XP, Windows Vista, Windows 7, Windows 8, Windows 10
Процессор: 1.2 Ghz
Оперативная память: 1024 MB ОЗУ
Видеокарта: OpenGL 3.3 compatible video card with 512 MB
Место на диске: 1500 MB
Интересная инди-игра от небольшой немецкой студии Overhype Studios. Непосредственно как разработчик Overhype особо ничем не отметились. Возможно они работали над какими-нибудь еще индюшками, но официально в списке их работ числится чисто эта игра. Про процесс разработки известно крайне мало. Вроде как игра недавно вышла из раннего доступа... но вот только DLC для нее выходили в довольно безмерном количестве еще до релиза (на данный момент их порядка 10). Стратегия разработчика тут впринципе понятна - продать игру рублей за 600 и доить пользователей допами по 150-300 руб. Ну да ладно, о дополнениях еще поговорим.
Сюжет
Сюжета в лучших традициях M&B тут нет. Ну как нет - вы его сами и пишите. Вы в этой игре - менеджер... или точнее сказать главарь, местных наемников, эдаких ландскнехтов во времена дремучего средневековья... Ваша боевая братия только начинает свое становление и только вам решать каким образом это становление произойдет - через участие в местных междоусобицах с помощью (небезвозмездной) той или иной стороне, или же через великие подвиги в защите человечества от угрозы гоблинов, нежити и т.д. (нужное подчеркнуть). В общем - добро пожаловать.
Геймплей
Вот тут все становится горааздо интереснее. Начать тут следует с того, что на самом деле это самая не похожая на M&B геймплейно игра из всех тут приведенных... Мы как то определились, что в M&B есть стратегический вид, где вы управляете своим отрядом на глобальной карте (позже еще и управляете городами, дипломатией и пр.), а в боевом режиме непосредственно управляете своим персонажем и от его лица уже отдаете команды своим отрядам.
Так вот - Battle Brothers (BB) немного не такая. Да - тут тоже есть стратегический режим, где вы управляете перемещениями своего отряда и да - он довольно похож на M&B, но все меняется когда вы переходите в "боевой режим" (тактический вид). Как такового вашего персонажа тут нет - вы играете за свой отряд и бой тут проходит в пошаговом режиме в полной изометрии. Ну да - тут получается небольшой отрыв от общей канвы... Но если посмотреть на это дело под другим углом, то у BB и M&B довольно много похожего. Обе игры проходят в средневековье, в обоих есть отряды, система морали, потребности войска и т.д. Скажем так - она похожа на M&B на 80%.
Ну хватит о лирике - что у нас выходит по геймплею. Итак - вы начинаете игру определяя что будет происходить на глобальной карте. По сути карта будет генерироваться вместе с кланами и королевствами, которые на ней будут. Вы вольны лишь определить глобальное событие. Это глобальное событие перевернет по сути вам всю игру... так что рекомендуется выбрать, учитывая возможные перемены. Для новичков таки рекомендуется выбрать Феодальную войну (или как то так). Пока "большие дядьки" в виде королевств и кланов будут разбираться между собой и решать вопросы направляя друг на друга фундерваффельные отряды тяжелой пехоты, вы сможете либо корректно оценить свои силы и желание вступать в эту мясорубки или просто отсидеться, держась от всего этого подальше (если конечно среди этих воюющих не будет обиженного на вас лорда). Есть и другие сценарии - такие как Зеленая орда или Нашествие нежити. Как бы первое я еще бы расценил как испытание средней тяжести, но вот второе весьма и весьма жестко. При Зеленой орде местные орки и гоблины будут гонять вас по лесам как прокаженного... вроде как бы ничего такого и нет - бои с ними довольно легки... но вот их количество превращает игру в выживание. Если же начинается атака нежити... то местных некромантов вы не раз вспомните благим матом, ведь тут они воскрешают не только павших (ну или бывших живых) ваших соратников, но и своих мертвецов, правда последних уже со штрафом к общему количеству здоровья.
Начало становления отряда всегда довольно тяжко и муторно - вам предстоит нанять несколько бедолаг для начала. Наим происходит в городе, но и в ходе ваших путешествий вам могут повстречаться тюремные обозы или какие-либо ситуации, где также возможно нанять того или иного война. Естественно, чем круче воин и чем круче его стартовая экипировка тем дороже он будет стоить и тем дороже обходиться его ЗП в ходе странствий. Поэтому скорее всего ваш отряд будет поначалу состоять не из элитных охотников на ведьм, а из бывших зеков, бродяг и просто инвалидов.
Не смотря на скудность графония параметры персонажей тут проработаны очень уж хорошо. У каждого персонажа есть показатель брони (если она есть конечно), по которой приходится 80-90% режущих и дробящих ударов (кроме проникаюищих, типа ударов клевцом или копьем). Броня восстанавливается за счет кузнечных ресурсов со временем (быстрее если в отряде есть боец с навыками кузнеца или кузнец в прошлом). Есть показатели здоровья... А вот тут не так все тривиально. Конечно да - когда показатель здоровья падает до 0, то персонаж давится мацой и отходит к праотцам (опять же не всегда - все зависит еще и от его перков и живучести - перс может просто "уйти в отключку" и предстать не перед Св.Петром, а перед нами с кучей травм после битвы). В игре присутствует система повреждений. Например, персонаж в ходе битвы может получить травму в виде резанных сухожилий - соответственно его сила и дальность хода в бою снизится... или потерять руку... со всеми вытекающими последствиями. Большинство травм (вроде тех же сухожилий) можно вылечить в монастырях и аптекарнях в городах или деревнях за кровные, но понятно, что пальцы и руки/уши/ноги и пр. персонажам там не отрастят заново. Так лучник без руки, например, становится практически бесполезен. Есть также показатель морали, который растет с подвигами и падает в стрессовых ситуациях. И на этом показателе можно составить целую тактику-доктрину. К примеру не разворачивать убер-противостояние с противником в голом поле, а отправить 3-4 головореза, чтобы они совершили убийство 2-3 противников с максимальной жестокостью (летящие головы присутствуют), остальные, завидев такую жесть непременно падут духом и бросятся во все стороны. Правда... сильно уповать на такую доктрину, как показывает общение с нежитью не стоит.
Каждого персонажа можно одевать, экипировать и прокачивать. Прокачивать как по характеристикам, так и по перкам. Способности и характеристики тут решают многое. По сути даже из первоначальных бомжей тут можно сделать лесной спецназ.
Когда вы находитесь на глобальной карте, вы можете непосредственно управлять отрядом. Вам решать куда направить свои мечи, где встать лагерем, что делать. В глобальном же режиме происходит и прохождение различных генерируемых квестов и задач. Квестов этих тут великое множество (чем игра походит на какой-нибудь Stellaris). Например, в ходе перемещения в другой город возникает текстовый квест, согласно которому путь вашего каравана пересекает нищий. Вам решать, что делать - можно проигнорировать, убить, дать денег и т.д. И не удивляйтесь, если дав ему денег, тот вдруг окажется знаменитым мечником-дуэлянтом, который проверял вас и ваш отряд "на карму" и возможность вступления в него или же наоборот хотел сразиться с вами и таким образом искал повод.
В режиме глобальной карты же вы можете видеть сколько отряд потребляет еды, сколько надо выплачивать денег для его содержания и т.д.
Когда вы сталкиваетесь с противником, вас переносит на гексагональное тактическое поле, где в пошаговом режиме вам предстоит выяснить кто круче. Очередность ходов определяется инициативой каждого бойца. На карте большую роль играют высоты. Если их заняли лучники, то они будут стрелять дальше и точнее. Если копейщики - то выбить их оттуда будет весьма сложной задачей. Ландшафты и препятствия тоже решают. Так, во время нападения орды, я обманчиво думал, что в кустах может быть спасение от гоблинов-рейнджеров. Однако, прокладывая путь через заросли нарвался на скрытую там пехоту... весьма тактично. На поле боя также решает вопрос окружения юнитов - юнит в окружении получает больше урона, его мораль тает. Флангование и бекстапы (заход в спину) тут также решают многое.
Со временем ваш отряд будет развиваться (по мере того как будет расти ваша слава). Вам предложат назначить знаменосцев, придумать своему отряду название, а позже и сформировать цели, которые он должен достигнуть (например, захватить регион или убить своего первого некроманта). Скучать вам точно там не дадут.
Что касаемо минусов игры - их 2. 1 - игра имеет кучу DLC (для кого-то это плюс). 2 - игра не выходит и не будет выходить (как указали сами разрабы) с русской локализацией. Второй вопрос решаем - благо на ZOG и в Мастерской Steam уже есть готовые варианты переводов текстов (а иного тут и не надо).
По дополнениям кратко:
Lindwurm - добавляет несколько новых вещей и новых мерзких противников (бесплатное дополнение);
Of Flesh and Faith - добавляет чумных докторов, новую фракцию, новые ивенты и предметы (бесплатное);
Beasts & Exploration - добавляет новые локации, новых противников, крафтинг из трофеев, новые контракты в городах;
Blazing Deserts - добавляет новые локации, новый (более обширный) пустынный биом, новую фракцию, новых оппонентов и предметы, арену гладиаторов;
Warriors of the North - расширяет северный биом, добавляет новую фракцию, врагов-чемпионов и квесты;
Целых 3 шт Support Packa для тех кто решил таки дать разрабам на несколько шекелей больше добавят щедрому меценату новые типы знамен для отрядов и прочую геральдику (а вы что думали? Ядерку на карту добавят?)))
Ну и DLC с саундтреками - тут понятно - для тех кого музло зацепило.
Если быть уж совсем честным, то игра весьма хардовая. Идейные наследники ВВ - разработчики Shiro Games и их творение War Tales, на мой взгляд более четко и интересно доработали механики ВВ и показали как подобный жанр должен воплощаться. Но... формат рубрики не позволяет обсудить тут 4ю игру )). Поэтому о War Tales я расскажу как-нибудь позже уже в рубрике Rec.list - сейчас она как раз в стадии прохождения.
Заключение
Вот такая получилась публикация после довольно длительного перерыва. Хотелось бы добавить, что сюда не попали прям явные и популярные последователи M&B - иначе какой смысл рассказывать о том, что уже все поклонники игры давно знают. Опять же формат рубрики не позволяет добавить многие игры, которые добавить хотелось (все ту же War Tales, например). Но о других играх мы поговорим в других рубриках. Надеюсь, что данная публикация была вам интересна! Спасибо за внимание и до скорого! ;)