Марина Суржевская "Отражение не меня"
Нравятся книги Суржевской, но много, взахлеб и все подряд читать не могу. Зато так хорошо "снимать" с полки очередной ее роман и погружаться в страшную сказку, где, чтобы обрести счастье, надо за него бороться, выстрадать его.
В "Отражении не меня" детально прописан мир, впрочем, как всегда у Суржевской.
"Когда-то миры Светлых и Темных существовали отдельно друг от друга. Но так случилось, что у людей появилась Искра. А у Темных было Сердце Оххарона. Два источника силы и магии оказались совершенно одинаковы по своей мощности, но разными, словно день и ночь. Вероятность такого – почти нулевая, но это произошло. И два источника притянулись друг к другу".
А раз миры соприкасаются, значит, темные и светлые уничтожают друг друга в честных и не очень справедливых битвах.
Главные герои принадлежат разным мирам.
Элея из Пятиземелья, она полукровка с разноцветными глазами. Именно ей суждено стать Искрой и спасти (или уничтожить дальше?) Свой мир.
Шариссар - Высший Паладин Мрака, лишенный сердца (в прямом смысле), потому что именно его сердце -суть мира.
"Сердце мужчины, которого полюбит и выберет наследница Темного Двора, сердце, доведенное до наивысшей точки ненависти и боли, — вот откуда Оххарон черпал магию".
Шариссар должен уничтожить Искру. Не убить. Ее достаточно предать, лишить воли к жизни - и Искра погаснет.
Самый интересный, пожалуй, персонаж - Незабудка, Сиера, сестра Элеи. По-детски непосредственная, она та изюминка, что делает не только героев, но и всю книгу в целом живой.
"Айк потер щетину на подбородке, слегка присел, когда Острог дрогнул, словно силясь не развалиться, и глухо выругался сквозь зубы.
— А что такое пасть необъезженной ящерихи? — мигом заинтересовалась Незабудка. Айк покраснел.
— Не повторяй, поняла? — строго сказал он, с беспокойством осматривая стены, ожидая увидеть на них змеевидные трещины. Но удары прекратились, и стало тихо. — И не слушай. Мала еще слушать…
— А когда можно будет повторять? — настаивала Незабудка. — Когда я вырасту?
— Нет, когда вырастешь, ты станешь настоящей красавицей, тогда тем более нельзя такое говорить!
— Не стану! У меня зуб выпал, кому я такая нужна? — по-взрослому протянула Незабудка и нахмурилась, когда Айк прыснул.
— Еще как станешь, — успокоил он. — А зуб новый вырастет, не переживай!
— Правда? Но все равно - сейчас повторять нельзя, потом нельзя, а когда можно? — обиделась Сиера. — Почему тебе можно, а мне нельзя?"
Что же может спасти МИР?
"Тьму можно победить любовью. Надо собрать всю любовь, что только сможешь найти, и тогда темнота отступит, потому что вспыхнет новая звезда на земле".
Главная идея книги - вера в силу любви: даже самого темного человека это чувство способно возродить. Причем любовь не только к избраннику, но и к маленькой девочке, к миру, даже к достойному врагу.
"Любовь матери к своим детям. ... Любовь сестры. ... Любовь к жизни. Посмотрела на ящеров и приняла любовь к своей земле и чести. У целительниц я взяла любовь к ближним, у Ника — к растениям и знаниям. Я дотронулась до Шипа и отразила любовь к Академии и его отряду. У оххаронцев — любовь к их миру. У стражей Пятиземелья — к их. В душе каждого, кто был на этом поле, была любовь. Разная, и порой ее было так мало, что тлел лишь крошечный огонек, но она была. К своим семьям, что с надеждой ждут возвращения воинов, к детям и родителям, к дереву за окном или бродячему псу, что прибился в походе".
Любовь -величайшая сила, способная повлиять даже на того, кто лишен сердца. Очень тонко описаны сначала незначительные изменения, а потом все более явные, которые происходили с Шаррисаром. Настолько верно все это подмечено, что ни на секунду не перестаешь верить.
Марина Суржевская "Имя Шторм"
Даже книги "менее удачные" у Суржевской получаются "на высоте". Наверное, связано это с отсутствием слащавости или всесильности героев. Каждый способен на ошибку, главное - признать, понять, исправить.
"Имя шторма" - это четвертая книга из серии "Мир за великим Туманом" - не самая моя любимая серия. Нравится идея и то, как изображена природа таинственных фьордов.
Талант писательницы настолько велик, что мир хёггов и а-тэмов с их кольцами Горлухома, способными перерождать людей в драконов, воспринимается как совершенно реальный, как будто это мы живем в Конфедерации и мечтаем заглянуть за Туман.
А город Саленгард взбудоражил своей таинственностью.
Главное отличие книги в том, что героиня Миранда вовсе не стремилась попасть за Туман, поэтому и относится ко всему с долей изрядного скепсиса. И осознание, что высшая ценность - это верный друг, надежное плечо соратника, приходит к ней постепенно.
Однако жив человек (или и не-человек) ЛЮБОВЬЮ - огромной, всепоглощающей, жертвенной.
"Почему истинную ценность некоторых событий и людей мы осознаем, лишь потеряв их? Ведь для самого главного вовсе не нужны годы. Или даже недели. Самое главное может случиться в один лишь миг Краткое мгновение удивительной и непостижимой случайности, способной изменить жизнь. Одна песчинка времени, падающая на весы вечности. Один стук двух сердец. Один взгляд. Прикосновение. Соединившиеся на песке тени".
Понравилось, как Суржевская обыграла название книги. Шторм - это и волнение на море, в воды которого попадает героиня, и имя главного героя, и жизненные перипетии.
У каждого хёггкара и у каждого человека свой шторм. Свое испытание. Шторм - это то, что ломает и перемалывает. То, что тянет ко дну с невероятной силой. Колотит тебя о камни, пока ты не задохнёшься. Это то, что меняет нас навсегда, убивает либо делает иными. То, что показывает нашу душу. Никогда не забывай о том, что тебя изменило. Храни в памяти и доставай, когда тебе надо стать сильнее. Злее. Яростнее. Когда тебе надо победить".