После окончания Кавказской войны, во второй половине XIX века века русское правительство особо озаботилось вопросами вооруженности местного населения.
Был издан ряд нормативных актов, серьезно ограничивающих, например, ношение оружия (любого) горцами в любых местах, кроме собственных аулов (его запрещалось им носить не только в городах, но и, например, в казачьих станицах - что, впрочем, абсолютно логично). Также сильнейшим ограничениям подверглась торговля огнестрельным оружием.
17 августа 1884 года было утверждено "Обязательное постановление о продаже, хранении и ношении боевого огнестрельного оружия в Кавказском крае", которое неоднократно подтверждалось дополнительными приказами в течение нескольких следующих лет.
Итак, что там говорилось...
"1. Воспрещается всем, кроме тех, кому это особо разрешено, хранение и ношение боевых ружей усовершенствованных систем.
2. Безусловно воспрещается продажа и покупка кем бы то ни было в крае огнестрельного оружия образцов, состоящих на вооружении войск.
3. Ввоз в Кавказский край огнестрельного оружия целыми транспортами воспрещается, без особого, каждый раз, разрешения Губернатора или Начальника области.
4. Вменяется в обязанность транспортным конторам и лицам, промышляющим извозом, о всякой пересылке через них оружия, прежде передачи его получателю, заявлять местной полиции для надлежащего осмотра и удостоверения, что оружие то может быть передано адресату.
5. Воспрещается содержателям оружейных магазинов, оружейникам и вообще всем торгующим оружием продавать боевое огнестрельное оружие усовершенствованных систем лицам, не имеющим разрешительных свидетельств полиции на право иметь таковое оружие."
Далее идут санкции, содержащие ссылки на 117 и 29 статьи Устава о Наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 1883 года. За нарушение первых двух пунктов карали по 117-й:
117. За хранение или ношение запрещенного оружия, за стрельбу из огнестрельного или другого опасного оружия в местах, где это запрещено, а равно за хранение пороха более дозволенного количества, виновные подвергаются денежному взысканию не свыше двадцати пяти рублей.
Запрещенное оружие и порох, хранимый сверх дозволенного количества, отбираются.
За нарушение 3-5 пунктов - по 29-й:
29. За неисполнение законных распоряжений, требований или постановлений правительственных и полицейских властей, а равно земских и общественных учреждений, когда сим Уставом не определено за то иного наказания, виновные подвергаются денежному взысканию не свыше пятнадцати рублей.
Отобранное оружие сдавалось в артиллерийские склады.
От себя замечу, что в данном постановлении речь идет главным образом о запрете "боевого оружия усовершенствованных систем", но при этом что под ними подразумевается - не указано. Но именно этот период в мировой истории был периодом поиска новых технологических решений в огнестрельном оружии. Всего за каких-то 50-60 лет произошел стремительный переход от ударного кремневого замка к капсюлям, а затем и к унитарным патронам. Вероятно, здесь под "усовершенствованными системами" подразумевается именно оружие под унитарный патрон - недаром же во втором пункте говорится о запрете на оружие, состоящее официально на вооружении русской армии. Например, под него подпадает винтовка Бердана.
Подтверждение:
Кроме того, речь не идет о пистолетах и/или револьверах - кроме тех, что, опять-таки, официально стоят на вооружении войск. Кроме того, под постановление, вероятно, не подпадает охотничье оружие - хотя и не прописано четких критерий того, чем оно от боевого отличается.
О размерах же штрафов... Для сравнения: шашечный клинок от Златоуста неплохого качества тогда стоил 4-6 рублей. Кинжал войсковой уставный - 2,5 - 3,5 рубля. Конь - от 80 рублей примерно, хороший - от 100.
Источники:
1. "Терский календарь на 1892 год", в 2-х книгах.
2. "Терский календарь на 1894 год", в 2-х книгах.
3. "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями", от 1883 года.