Они бы и рады, да не на чем. Молодежь жалуется, что училищам не хватает самолетов, а тем, что еще есть — запчастей для обслуживания машин. Без практики же пилотов-теоретиков на работу не берут.
Впервые рейсы «Хабаровских авиалиний» на самолете L-410 выполняет девушка-пилот
Частные школы обучают только полетам на небольших машинах, не предназначенных для пассажирских перевозок. А для коммерческих авиарейсов надо закончить одно из пяти летных училищ России. Курсантов учат вначале на одномоторных австрийских «Diamond Da-40», потом на двухмоторных «Da-42». Но из-за санкций нет запчастей, без которых — и полетов. Взялись переучивать на американские «Cessna». Но и эти не вечны, да и качество их сами пилоты описывают на «троечку».
— Разница колоссальная между «Cessna 172» и «DA-42». Он конечно пошустрее, маневренность, управляемость и отклик рычагов управления мгновенное, по ощущениям как будто на спортивном самолете летишь, кто-то даже сравнивает его с «Як-52…», — признается курсант Сасовского лётного училища в своём Telegram-канале «Шаг в небо».
На «недолеты» курсанты жалуются уже последние лет пять. Хорошо, если со 2 курса начинается практика, а тренажеры и вовсе развалены. Но еще печальнее складывается ситуация с вертолетчиками. Их в самой большой стране мира учат в единственном заведении — Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации им. А. В. Ляпидевского.
Пять лет назад там в живых оставалась единственная машина «Ми-171А2». Все остальные — в ремонте. Погасили задолженность по полетам среди курсантов только года полтора назад. И начали копить новые долги. Федеральное агентство воздушного транспорта и Минтранс нашли деньги на завершение обучения 54 курсантов в прошлом году только после вмешательства Генеральной прокуратуры.
Эксперты считают, что резко пикирует вниз и престижность профессии пилота. Если прежде покорять небо специально обученным россиянам можно было в любой точке мира на по сути универсальных для большинства авиакомпаний «Boeing» и «Airbus», то теперь будущему отечественной авиации грозят лишь «МС-21», «Ту-214» и «SSJ NEW», которые вряд ли массово закупят за рубежом.
— Этим летом в одной известной среди многих пилотов Азиатской компании лежало около 4000 заявлений. И это все от действующих пилотов и с нужным типом самолета. Им по сути давай тренажер плюс 2 недели на наземку и они готовы работать. Подумайте сами: нужны вы без налета или с типом самолета, не эксплуатируемым в авиакомпании, чтобы она тратила деньги на вашу подготовку? Причём подготовку еще не все пройдут, — высказывается автор Telegram-канала «Жизнь пилота».
Отечественная авиация постепенно сдает позиции — в прошлом году летали на 14 процентов меньше, чем годом ранее, авиакомпании дисквалифицируют пилотов, чтобы избавиться от нагрузки. Где летчикам искать работу? Автор канала «Жизнь пилота» рекомендует: «хоть в училище инструктором, хоть на лесоохране, хоть в аэроклубе, хоть где. Учите и не переставайте учить, если хотите остаться в авиации».
Казалось бы, тут пришла пора действовать властям. Их ответ на недостаточность практики у своих собственных, мотивированных профессионалов оказался воистину оригинален: Минпромторг выделил почти 2,9 млрд на разработку искусственного интеллекта, который заменит второго пилота.
Допустим. А как быть с первыми? Чтобы стать капитаном, летчик должен налетать достаточно в статусе второго. Да и опасно оставлять за штурвалом одного живого человека, а вдруг инсульт?.. В конце концов, если не учить новых, то старые просто однажды закончатся, по естественным, биологическим причинам.
Современные системы позволяют взлёт и посадку в полностью автоматическом режиме. Но для этого взлётно-посадочные полосы должны быть оборудованы курсо-глиссадной системой «ILS Class III» уровня С. Правда, в России ещё нет ни одного аэродрома такого уровня. Так что однопилотная схема может обойтись гораздо дороже, чем приобретение учебных самолетов для училищ — в сотни человеческих жизней…
А как у нас?
В Хабаровском крае есть своя новость на тему практики пилотирования. На днях уже вторую девушку-пилота приняли на работу в «Хабаровские авиалинии». Год назад в авиакомпанию пришла Татьяна Шипилова, а теперь — выпускница Сасовского училища Анжелика Парфенова. Говорит, что летную работу смогла найти только в Хабаровске. Похоже, что женщинам придется и здесь, как сложилось в отечественной культуре за послевоенные годы, выручать мужчин в том труде, у которого, раньше считалось, не-женское лицо.
Подготовлено по материалам издания "Новые известия"
Реализацию производства самолета SSJ-NEW обсудили в Комсомольске-на-Амуре